Анализ содержания и форм деятельности нетрадиционных религиозных и светских организаций и культов на самом высоком уровне обобщения свидетельствует о том, что мировая тенденция формирования информационного общества, с одной стороны, делает коммуникационные процессы более обеспеченными информационными технологиями, тонким социально-психологическим инструментарием, легко справляющимся с покорением сознания людей, что важно, например, для более широкого распространения идей демократии, но с другой стороны, она также обеспечивает этим же высоко технологичным инструментарием антидемократические движения и сектантские течения, распространяющие нелепые вероучения и доктрины новоявленных пророков.
Новые нетрадиционные религии и культы в настоящее время широко распространены в мире. В теоретическом плане их можно определить как искусственное сплетение и смешение рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. На наш взгляд, - это искаженные осколки мировых религий, стремящиеся посредством внушения новых вероучений и доктрин втянуть в свои построения массу людей, используя их труд с материальной выгодой для объявивших себя новыми богами лидеров.
Представляется правильным именовать нетрадиционные религиозные организации сектами, что и происходит в России и еще в нескольких странах Секта, по определению любого из словарей, это организация, замкнувшаяся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных и противоречащих им. Естественно, не все нетрадиционные религиозные и светские организации укладываются в эти рамки, но это вопрос для другого исследования. Мы же ставили перед собой задачу исследовать проблемы, вызываемые именно деятельностью тех нетрадиционных объединений, которые подпадают под это определение, более того - усиливают его содержание аскетическими практиками, приводящими к полному контролю лидеров над сознанием и психикой рядовых верующих, и потому названными тоталитарными.
При тщательном рассмотрении деятельности тоталитарных сект обнаруживается, что они заняты преимущественно вовлечением молодежи. Об этом свидетельствует и демографический состав сект: большинство в них подростки и молодые люди (с 14 до 25 лет). Влияние сект на молодежь сказывается как на семейной жизни молодых людей, так и на их учебной (в школах, вузах и т.д.) и общественной деятельности, работе, карьере. Одной из основных причин распространения тоталитарных сект в российском обществе является слабая информированность молодежи в вопросах религии. По результатам, полученным из проведенного нами социологического опроса среди молодежи Москвы, мы пришли к выводу, что представления молодых людей о способах вовлечения в секту достаточно расплывчаты и узки. Опрос показал, что отношение молодежи Москвы к тоталитарным сектам за редким исключением отрицательное. Но, при этом, знания и информированность оставляют желать лучшего. Особенно это касается школьников. Последние, как правило, что-то слышали о тоталитарных сектах, где-то что-то читали, то есть имеют только общее представление о тоталитарных сектах и, как правило, затрудняются ответить на вопрос о том, что это такое.
Большинство опрошенных нами молодых людей среди методов борьбы с влиянием и распространением сект на первое место поставили общегосударственную просветительскую программу в сфере религиозных культов (78%). Не меньшее количество считает, что СМИ должны больше и лучше пропагандировать наши традиционные религии (православие, ислам, иудаизм). Но более всего впечатляет то, что почти 60% опрошенных выступают за метод жесткого прессинга сект со стороны государства — принятием соответствующих законов и путем использования возможностей спецслужб.
Общая тенденция, выявленная в результате исследования, указывает на традиционную российскую ментальность населения, уповающего во всем на
142 государственные программы. Но она не может измениться в условиях неразвитости местного самоуправления, когда низка эффективность деятельности разнообразных общественных и просветительских организаций на местах, которые могли бы очень сильно влиять на приоритет нормы, а не аномалии в самосознании молодежи
В методологии и методах воздействия тоталитарных сект на молодежь и последствиях этого воздействия выделяется психологический фактор. В настоящее время арсенал психологических средств, наработанных наукой, чрезвычайно велик. Пользуясь им, секты задействуют хорошо проработанную систему «скрытого психонасилия» в культовой практике - от этапа вербовки, привлечения в свои объединения, последующей обработки до окончательного закрепления привлеченных. Отсюда вывод: система противодействия негативному влиянию сект также должна базироваться на психологическом фундаменте. В диссертации детально изложены методологические принципы и конкретные методы работы с молодежью с целью недопущения попадания ее в сети тоталитарных сект и успешной психологической реабилитации вышедших из них.
Представляется важным сформулировать перечень тех вредных следствий, которые наступают от пребывания в мире тоталитарного сектанства. В диссертации они сгруппированы по нескольким уровням и линиям очень подробно. Следствия на уровне личности молодого человека: личностная и интеллектуальная деградация, слепое подчинение чужой воле, неадекватное восприятие реальности, сужение и искажение мировоззрения, потеря индивидуальности и подмена ее чужим содержанием, остановка в саморазвитии, материальные потери, ущерб здоровью и жизни молодых людей, вред от использования техник суггестологии.
Следствия на уровне государства и общества, проявления религиозного фанатизма и нетерпимости, паразитизм, асоциальность, антиобщественная направленность, отсутствие патриотизма, криминальный характер некоторых сект, расизм, пропаганда анархии и разрушения, отчуждение от национальной культуры, агрессия, неспособность к социальной адаптации после пребывания в секте;
Профилактика опасных для социальной жизни молодежи действий тоталитарных сект требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации подобных сект. Нами предложен ряд мер, при этом подчеркивается, что предварительным условием продуктивности любых мер было бы создание Информационного Центра, в котором сосредотачивается исчерпывающая информация обо всех сектантских организациях, их история, учение, практика, юридические права, отношение к семье, браку, образованию, медицинской помощи, военной службе с тем, чтобы любой желающий мог ознакомиться с ней. Центр должен периодически выпускать аналитические сборники и справочники о деятельности этих организаций. Нужны и региональные центры.
Представляется очень важным вопрос о необходимости включения информации об истории и философии религии в школьную программу при соблюдении принципа нейтралитета государства. При этом столь же важно учитывать, что эта мера будет работать лишь при условии полного исполнения закона об обязательном школьном образовании и вмешательства социальных служб, ответственных за защиту детей, если закон не выполняется.
Просветительская работа религиоведческого характера, включающая знания о современном религиозном сектантстве как факторе виктимизации личности, мероприятия превентивного антисектантского характера должны сочетаться со специальными программами формирования у молодежи позитивных жизненных целей, навыков адаптации к изменяющимся социальным условиям, способности поиска нормальных средств решения задач взросления и осознания как сильных, так и слабых сторон своей личности.
Чтобы выработать у молодых людей приемы психологической защиты от манипулятивного влияния, обучить методам психофизиологической саморегуляции, преодоления стрессов, способности к критической оценке 144 навязываемых взглядов и предложений, необходимо на всех управленческих уровнях - муниципальном, региональном, федеральном решать проблемы создания Домов Молодежи с широким спектром форм деятельности, позволяющих наполнить молодежный досуг глубоким и разнообразным содержанием. Необходимо также способствовать созданию неправительственных организаций для помощи жертвам сект и их семьям.
В западных странах считается очень важным исследование проблем, вызванных общественным явлением сектантства. Этим занимается множество институтов и лабораторий. В мире существует более 700 Центров получения информации по культам и оказания помощи по выведению из них. В России ситуация несколько иная. Явление сектантства известно в России с незапамятных времен. Оно, по словам П.Н. Милюкова, является самобытным и национальным продуктом. Но XX век - для России век атеизма, стер даже упоминание о большей части этого «продукта». Традиционные религии (христианство, ислам, иудаизм) тоже потеряли силу. Возрождение религий и сект началось в 80-х годах прошлого столетия, а полную свободу они получили в 90-х годах. Этот церковно-восстановительный период оказался не простым и для научного осмысления процессов духовных перевоплощений в стране. Если за рубежом существует множество научных центров, занимающихся нетрадиционными религиями и культами, то в России этим пока заняты отдельные лаборатории и ученые.
Разумеется, необходимо глубокое изучение причин и способов распространения сектантства и методов противодействия его деструктивному сектору в современных условиях нашего общества. Нельзя сказать, что наличествующее изучение совсем уж слабое, но все же оно, во-первых, недостаточно, во-вторых, между наукой и практикой отсутствует важное посредническое звено, позволяющее практике в полной мере опираться на научные разработки. Представляется, что этим звеном как раз могли бы быть информационные центры, дома молодежи, реабилитационные службы, в которых можно получать широкие данные о сектах, в том числе от тех, кто в них побывал, а также тех, кто наблюдал процесс их вживания в 145 секту и выхода из него. В-третьих, требуется соединение научных потоков теоретического и эмпирического изучения феномена сектантства и общих проблем социальной и нравственно-психологической дезорганизации личности. Без такого синтеза трудно моделировать эффективные методы противодействия деструктивному сектантскому воздействию на молодежь.
Для успешной организации практической работы государственных институтов по пресечению социально опасной деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо создание в правоохранительных органах подразделений,- непосредственно занимающихся данной проблемой, так как бесконтрольная экспансия сектантства во все сферы общественных отношений создаёт реальную угрозу национальной (духовной, экономической, политической, военной, экологической) безопасности России.
Итак, в нашей стране существует множество новых сектантских образований. Репрессивное законодательство не в состоянии решить такие проблемы, так как давление зачастую только усиливает фанатизм и экстремизм. Значение возникшей в России сектантской субкультуры нельзя преуменьшать, но следует принимать во внимание и то, что в деле преодоления влияния новых культов мощным союзником является, во-первых, специфическая особенность современного массового сознания России - неспособность к жестким дисциплинарным ограничениям без контроля и принуждения государственной власти; во-вторых наш новый мировоззренческий плюрализм порождает такое количество религиозных учений и организаций российского происхождения, что без мощной финансовой поддержки ни одна из них не в состоянии приобрести приоритет; в-третьих, иностранным сектам, пользующимся значительными материальными ресурсами, еще труднее приобрести приоритетное положение и в связи с тем, что они себя уже достаточно скомпрометировали, и в связи с тем, что мало соответствуют российскому менталитету.
Но это никак не отменяет необходимости тщательного и последовательного изучения явлений сектантства на самом высоком уровне
146 общности и на уровне конкретных его проявлений с вычленением опасных тенденций и форм и разработкой методов противодействия деструктивной сектантской субкультуре.