Введение3
I глава. Вопросы гос управления в сфере банкротства4
1.1.Функции банкротства4
1.5
II глава. Повышение эффективности процедур финансового оздоровления предприятий9
2.1. Анализ национальной экономики Российской Федерации9
2.2. Эффективность гос управления в сфере банкротства11
Заключение.21
Список использованной литературы24
Читать дальше
В заключение хотелось бы отметить, что требования к проведению государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства, изложенные в ст. 29 Закона о банкротстве, носят декларативный характер и требуют конкретизации. Для этого, на наш взгляд, необходимо законодательно закрепить цель правового регулирования института банкротства, которую можно сформулировать как установление правил, позволяющих обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника на принципах очередности и пропорциональности с учетом интересов общества в стабильности имущественного оборота.
При этом анализ статистических данных показывает, что процедуры финансового оздоровления и внешнего управления различаются по эффективности. Так процедуры финансового оздоровления завершаются восстановлением платежеспособности должника в среднем в 2,6 раза чаще, чем процедуры внешнего управления. При этом в целом динамика случаев оздоровления должника в 2007-2013гг. является положительной по обоим видам процедур. В то же время, эффективность таких процедур находится на ужасающе низком уровне: по итогам проведения финансового оздоровления погашение задолженности произошло в среднем в 7 случаях из ста, по итогам внешнего управления – в среднем в 3 случаях из 100.
Таким образом, по сравнению с периодом 2002-2007 гг. в 2007-2013гг. снизилось количество и доля процедур внешнего управления; увеличилась доля процедур конкурсного производства, введенных по результатам наблюдения; институт банкротства стал еще более направлен на ликвидацию должников.
Можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию институциональных условий в рамках института банкротства в России.
Совершенствование порядка действия органов государственной власти, осуществляющих представительство интересов Российской Федерации в делах о банкротстве.
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также Постановлением Правительства от 29 мая 2004 года определен порядок представления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
Порядок действий такого органа в деле о банкротстве определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257, порядок голосования ФНС на собраниях кредиторов определен соответствующим постановлением Минэкономразвития и торговли России от 03 августа 2004 г. № 219. Таким образом, государство определило свою политику в отношении должников. Такая политика представляется неэффективной.
В настоящее время Федеральная налоговая служба в деле о банкротстве выступает с одной стороны в качестве управляющего (держателя контрольного или значительного пакета кредиторской задолженности), а с другой стороны – в качестве сборщика налогов. В силу того, что налоги имеют принципиально другую природу, чем долги по денежным обязательствам, государству нельзя сказать: «Если ты согласен на половину, я заплачу тебе в понедельник». Так с государством вести дело нельзя, поэтому, например, мировое соглашение в большинстве случаев крайне затруднено [14, с. 34].
Порядок голосования ФНС на собраниях кредиторов устанавливает, что уполномоченный орган голосует за: введение финансового оздоровления – только при наличии обеспечения и при условии, графиком погашения задолженности предусматривается полное погашение задолженности по требованиям РФ не позднее чем в течение 1 года; подписание мирового соглашения – только при условии погашения задолженности по требованиям РФ не позднее 30 дней; вариант графика погашения задолженности, обеспечивающий полное удовлетворение требований РФ в наиболее короткие сроки.
Таким образом, интересы государства по взысканию задолженности ставятся намного выше интересов сохранения бизнеса. При этом интересы Российской Федерации в делах о банкротстве не ограничиваются только интересами кредитора. Российская Федерация также заинтересована в обеспечении надежного функционирования и повышения эффективности различных отраслей экономики, как собственник имущества государственных предприятий или акционер, зачастую крупнейший, в обеспечении эффективной деятельности этих предприятий и акционерных обществ, и как заказчик продукции, работ и услуг для государственных нужд, в том числе по государственному оборонному заказу. Кроме того, неудовлетворительное финансовое положение стратегических предприятий и организаций часто связано с задолженностью по оплате государственного оборонного заказа.
Читать дальше
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012) "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 (ред. от 05.05.2012) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".
Постановление Правительства РФ от 22.05.2006 N 301 "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса".
Приказ Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 N 219 (ред. от 19.10.2007) "О Порядке голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов".
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №11 от 25 января 2013 г. «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом».
Антикризисное бизнес-регулирование: монография / под ред. Проф. А.Н. Ряховской. – М.: Магистр : ИНФРА-М, 2012 – 240 с.
Файншмидт Е.А., Юрьева Т.В. Зарубежная практика антикризисного управления : учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 168 с. – стр. 43.
Юн Г.Б. Методология антикризисного управления: Учеб.-практич. пособие. — М.: Дело, 2004. — 432 с.
Бобылева А.З. Модернизация института банкротства как ключевой фактор повышения эффективности рыночной экономики. // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2010. № 3, с. 39 – 76.
Бокарева Л. Об эффективности института банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства. // Общество и экономика, № 6, 2006 г. С. 115 – 138.
Кован С.Е. Мониторинг финансового состояния и платежеспособности как важнейший инструмент диагностики деятельности предприятий ЖКХ // Эффективное антикризисное управление. 2010 № 3
Миронова А.Н. Российский опыт проведения процедуры финансового оздоровления в делах о банкротстве // Эффективное антикризисное управление. № 4. 2012 г., с. 52-57.
Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности использования субсидий, полученных в 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 368 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства» // Бюллетень № 10 (166) Счетной палаты Российской Федерации, Москва, 2011, с. 134-142.
Плескачевский В.С. Вы – банкрот. Будьте счастливы. // Экономическая безопасноть. – 2007. - № 0 (пилотный номер). – С. 32-34.
Трачук А.В. Банкротство предпирятия: смерть или новый шанс. // Эффективное антикризисное управление. № 6. 2012 г
Читать дальше