Введение Глава 1. Перестройка по М.С. Горбачеву 1.1. Начало реформ 1.2. Социально-политические итоги перестройки по Горбачеву Глава 2. Провозглашение курса на «новое мышление» 2.1.Сущность курса «нового мышления» 2.2.Советско-американские отношения 2.3.Отношения со странами Восточной и Центральной Европы Глава 3. Основы внешней политики Горбачева в Азии и ее цели 3.1. Нормализация отношений с Китаем - прорыв в новой советской политике 3.2.Преграда на пути коренного улучшения советско-японских отношений 3.3.Установление дипломатических отношений с Южной Кореей и с другими государствами в Азии Заключение Список использованных источников

Внешняя политика СССР на этапе Горбачева. Курс на "новое мышление" и создание "общеевропейского дома".

курсовая работа
Международные отношения
28 страниц
84% уникальность
2014 год
122 просмотров
Ануфриева А.
Эксперт по предмету «История МЭО»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Перестройка по М.С. Горбачеву 1.1. Начало реформ 1.2. Социально-политические итоги перестройки по Горбачеву Глава 2. Провозглашение курса на «новое мышление» 2.1.Сущность курса «нового мышления» 2.2.Советско-американские отношения 2.3.Отношения со странами Восточной и Центральной Европы Глава 3. Основы внешней политики Горбачева в Азии и ее цели 3.1. Нормализация отношений с Китаем - прорыв в новой советской политике 3.2.Преграда на пути коренного улучшения советско-японских отношений 3.3.Установление дипломатических отношений с Южной Кореей и с другими государствами в Азии Заключение Список использованных источников
Читать дальше
С приходом к власти М. С. Горбачева медленно и постепенно начали меняться доктринальные, политико-философские основания внешней политики Советского Союза: стало формироваться так называемое «новое политическое мышление». В сфере внешней политики к перестройке предполагалось перейти раньше, чем во внутренней.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по русскому языку. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


. Это было связано с тем, что без нового мышления, с точки зрения Горбачева, без пересмотра взглядов на мировую политику, без улучшения отношений СССР с Западом невозможно было проводить перестройку внутри страны, то есть первоначально ставилась прагматическая цель: создать благоприятные внешнеполитические условия для внутренних реформ в стране. Новое мышление не появилось в готовом виде. Оно развивалось в течение трех лет, прежде чем превратиться в концепцию. Сам термин в 1985 г. произносился еще редко, но в содержательном плане некоторые его элементы вполне обозначились уже тогда. Речь в первую очередь идет об идее недопустимости ядерной войны как средства решения международных споров. Эта идея в новом политическом мышлении являлась одной из центральных. Этим и определяется актуальность выбранной темы. Серьезный вклад в разработку этой темы в нашей стране внесли Анат. А. Громыко и В. Ломейко, опубликовавшие в 1984 г. книгу под характерным названием «Новое мышление в ядерный век». В ней делались важные выводы: «В 70-е годы между ведущими державами двух противостоящих блоков, СССР и США, сложился примерный паритет в военно-стратегической области. Необходимо использовать этот исторический шанс… Паритет позволяет прекратить гонку вооружений… Новое мышление необходимо, чтобы доктрину сдерживания и устрашения заменить доктриной взаимной безопасности. Международная безопасность должна основываться на простой формуле: выжить можно только друг с другом, а не друг против друга… в ядерной войне не может быть победителя, в ней невозможно уцелеть, она грозит цивилизации катастрофой, а поэтому применение ядерного оружия — самое тягчайшее преступление против человечества, которому нет оправдания».1 Громыко А., Ломейко В. Новое мышление в ядерный век. М., 1984. С. 268–269 Новизна темы. В научной, научно-популярной и публицистической литературе уже много писалось о деятельности и стиле управления лидеров новейшей истории нашей страны. Однако еще предстоит объективно оценить их роль в судьбах России. Предпринята попытка раскрыть особенности внешнеполитической деятельности одного из них – М.С.Горбачева. Волею судеб у руля великого государства и уникального Союза оказался хотя и очень способный человек, сделавший для себя стремительную карьеру, но вполне заурядный политик. Об этом свидетельствует сам результат его деятельности. Он попытался начать преобразования в стране, но не смог справиться с той общественно-политической стихией, которую разбудил своими новациями. Он стремился сохранить СССР, но уникальное союзное государство распалось. Целью курсовой работы является теоретическое изучение внешней политики СССР на этапе Горбачева. Курс на «новое мышление» и создание «общеевропейского дома». В соответствии с поставленной целью, в ходе работы необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить начало и итоги Перестройки по М.С. Горбачеву 2. Рассмотреть политику «нового мышления» и создание «общеевропейского дома». 3. Дать общую характеристику внешней политики Горбачева в Азии Объект исследования - внешняя политика СССР, предметом выступает Курс на «новое мышление» и создание «общеевропейского дома». Хронологические рамки исследования: 1970-1991 гг. Теоретической основой послужили научные работы ведущих ученых. Информационной базой выступили статьи, опубликованные в периодических изданиях. Для написания курсовой работы были использованы следующие научные методы: аналитический, синтетический и метод исследований. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, и отражена на 45 страницах. Глава 1. Перестройка по М.С. Горбачеву 1.1. Начало реформ Экономический кризис конца 70-х годов способствовал началу приватизации государственной собственности во всем мире. В этот процесс было вовлечено более 150 стран: как ведущих стран (США, Япония, Великобритания), так и стран с переходной экономикой. Кризис конца 70-х годов отразился и на экономике СССР. Происходившие мировые события в области реформирования экономики привели к началу институциональных преобразований отношения собственности в СССР. Первым нормативным актом начального периода преобразований в экономике явился Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998–XI «О кооперации в СССР», который расширил возможности руководителей предприятий использовать государственную собственность в своих личных интересах. На предприятиях создавались кооперативы, на баланс которых переда вались основные фонды, переводились денежные средства, остававшиеся в распоряжении предприятий после расчетов с бюджетом. Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» определил эти виды трудовой деятельности: – мелкий частный бизнес; – аренда на основе семейного и коллективного подрядов и др.

Читать дальше
Изучив начало и итоги Перестройки по М.С. Горбачеву, использовав литературу ведущих историков и правоведов, периодические издания, приходим к выводу, что кризис конца 70-х годов в мире привел к началу институциональных преобразований в СССР. Первый нормативный акт начального периода преобразований в экономике расширил возможности руководителей предприятий использовать государственную собственность в своих личных интересах. Началось реальное формирование частного сектора в экономике. Этот процесс проходил с огромным трудом, так как для его развития требовался первоначальный капитал. Естественным результатом таких действий стала легализация теневой экономики. На рубеже 80-х–90-х годов началась спонтанная приватизация государственной собственности, что означало получение руководителями некоторых предприятий контроля над «руководимыми» активами. При коллапсе системы государственного контроля, с одной стороны, и отсутствии правовой базы частной собственности – с другой, взятие и удержание контроля над предприятиями осуществлялось в значительной мере силовыми методами с использованием криминальных структур и подкупа государственных и партийных чиновников, традиционно отвечавших за контроль над ними. Единственное, что в полной мере удалось совершить Горбачеву в социально-экономической сфере, – это довести до совершенства механизм формирования дефицита: при опережающем росте заработной платы одновременное сокращение объемов производства важнейших потребительских товаров. Многие достижения горбачевской перестройки носили половинчатый характер и были обратимы. В сфере экономики не было последовательного приближения к рынку; в области политики ситуация характеризовалась неопределенностью («ни тоталитаризма, ни демократии»), что предопределяло угрозу и даже неизбежность обвала государственных институтов. Рассмотрев политику «нового мышления» и создание «общеевропейского дома», можно сделать вывод о том, что значительную роль в развитии модернизационных процессов внутри страны, в изменении мышления самого М. С. Горбачева сыграла его внешнеполитическая деятельность. Со второй половины 70-х годов СССР находился в состоянии застоя; страна утратила движущие силы развития; экономика оказалась на грани кризиса. Продолжение такой обстановки непременно лишило бы СССР статуса великой державы мирового разряда. Дипломатия, основанная на военной силе (или милитаризация внешней политики), проводимая советскими руководителями, привела к резкому ухудшению международного положения СССР. Отношения СССР со многими крупными державами были напряженными. Внешнеэкономические связи и сотрудничество СССР с мировой экономикой находились на низком уровне. Экономический и научно-технический уровень все дальше и дальше отставал от промышленно-развитых стран. Советская экономика фактически находилась на уровне развивающихся стран. Очевидно, что требовался коренной пересмотр внешней политики. Создание тесных отношений между государствами, независимо от того, к какому военно-политическому блоку принадлежит страна было составной частью положения создания «общеевропейского дома». Горбачев начал свою дипломатию нового мышления именно с улучшения отношений с Америкой. Руководители Советского Союза всегда считали, что международная ситуация зависит от советско-американских отношений, что сотрудничество СССР и США определяет судьбы мира и всего человечества. Встречи на высшем уровне между СССР и США достигли больших успехов. Страны Восточной Европы с момента окончания Второй мировой войны также являлись главным приоритетом внешней политики Советского Союза. Горбачев настойчиво отстаивал принцип «свободы выбора» в качестве универсального стратегического подхода в международных делах. Такая позиция была закреплена не только важными заявлениями, но и конкретными практическими действиями. Советский лидер не вмешивался в восточноевропейские дела. Даже Американский президент всячески поощрял и стимулировал советского руководителя в его политике по отношению к своим союзникам в этом регионе. Однако «Доктрина Горбачева» привела к поражению Советского Союза в Восточной Европе. В настоящее время, по истечении многих лет, можно определенно сказать, что советскому руководству не удалось выработать правильную стратегию по отношению к своим восточноевропейским союзникам, зачастую она носила и вовсе деструктивный характер, не отвечавший объективным интересам СССР. Демократические, « революции» в странах Восточной Европы, особенно крах ГДР, оказали значительное влияние на последовавший через два года развал Советского Союза и отстранение от власти М.С.Горбачева. На базе анализа внешней политики Горбачева в Азии, приходим к выводу, что, М. Горбачев выработал свою новую политику в Азии и выдвинул ряд новых предложений и инициатив, поставив перед собой следующие задачи в азиатском регионе, такие как: разрешение региональных конфликтов, ликвидация очагов напряженности; нормализация отношений с КНР; заключение мирного договора с Японией; урегулирование положения на Корейском полуострове.
Читать дальше
1. Анохина О.А. Перестройка: содержание, итоги: монография / О.А. Анохина. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2011. – 292 с. 2. Брежнев Л., Выступление в городе Таш кенте, 24 марта (1982). 3. В Политбюро ЦК КПСС… По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985–1991). Изд. 2-е. М., 2008. С. 56 4. "Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность СССР, Обзор МИД СССР (ноябрь 1989 - декабрь 1990)," Международная жизнь, No. 3(1991). 5. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня – 1 июля 1988 г.: Стенограф. отчет: В 2 т. – М., 1988. – Т. 2. 6. Восточная Европа: хроника конца 1989 года // Аргументы и факты. 1990. № 1. С. 4–5. 7. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. – М., 1993. – Кн. 1. 8. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М., 1987. 9. Горбачев М., Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира/ М.: Издательство политической литературы, 1987.- с. 145 10. Горбачев М., Выступление в японском парламенте, Правда, 18 апреля (1991) 11. Гринспен А. Эпоха потрясений. М.: Сколково, 2009. С. 145. 12. Громыко А., Ломейко В. Новое мышление в ядерный век. М., 1984. С. 268–269 13. Информационный бюллетень ЦК КПСС (по международным вопросам). 1987. № 7. С. 9. 14. Квицинский Ю. А. Внешняя политика СССР в годы перестройки // Наш современник. 2005. № 1. С. 188. 15. Коровицина Н. В. «Бархатные» революции как феномен массового сознания восточноевропейцев // Революции 1989 года в странах Центральной (Восточной) Европы. Взгляд через десятилетие. М., 2001. С. 48. 16. Култыгин В.П., Клементьев Д.С. Глобализация социальных процессов в Европе. Социологическое измерение. М., 2003. С. 20–21; 17. Кургинян С. Исав и Иаков. Судьба развития в России и мире. Т. 1. Перестройка – 2. М., 2009. 18. Материалы Пленума ЦК КПСС, 27–29 января 1987 г. – М., 1987. 19. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. – М., 1988. 20. Народное хозяйство РСФСР в 1987 г. Госкомстат РСФСР. М.: Финансы и статистика, 1988. С. 42. 21. «Нам было не до Европы». Александр Яковлев о хаосе во внешней политике СССР середины 80–х // Коммерсант — Власть. 2005. № 8. С. 45. 22. Переходная экономика. Аспекты, российские проблемы, мировой опыт. М.: Экономика, 2005. С. 294. 23. Правда, 25 декабря (1988). 24. Ро ДЭ У, Специальная декларация в интересах национального самоутверждения, объединения и процветания, 1988 25. Ро ДЭ У, Выступление на 43-й Сессии Генеральной Ассамблей ООН от 18 октября 1988 г. 26. Статистический ежегодник Госкомстат СССР. Народное хозяйство СССР в 1990 г. 27. Совместное китайско-советское коммюнике, Пекин, 18 мая (1989). 28. Совместное китайско-советское коммюнике, Москва, 19 мая (1991). 29. Уткин А. И. Измена Генсека. Бегство из Европы. М., 2009. С.85 30. Хасэгава П.,"Советско-японские отношения в 90-х годах," Проблемы Дальнего Востока, No. 1(М. 1991). 31. Ханин Г. И., Копылова Н. В. Оценка стоимости основных фондов в дореволюционной России и СССР // Вопросы статистики. 2008. № 3. С. 65. 32. Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993. С. 81 33. Черняев А.С. Дневник помощника президента СССР. – М., 1997 34. http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0707.htm
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image