Если вас интересует создание рефератов онлайн , переходите по ссылке на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.
. А в условиях постоянных сбоев в системе появляются дополнительные возможности для воровства и всевозможных коррупционных практик. Ещё в начале 2000-х годов авторы, позднее вошедшие в коллектив ИГСО, отмечали угрожающее нарастание проблем, порожденных повсеместным износом оборудования, используемого российскими предприятиями практически во всех секторах народного хозяйства, от обрабатывающей промышленности до энергетики и транспорта. Этой же теме был посвящен ряд докладов и релизов института. «Трубное дело», разразившееся в ноябре-декабре 2012 года в Санкт-Петербурге, стало очередным доказательством того, насколько остро стоит проблема износа основных фондов в сфере ЖКХ и насколько она выходит за рамки чисто технических вопросов. В центре беспрецедентного по масштабам скандала вокруг расследования коррупционных схем, связанных с заменой труб тепло- и водоснабжения, оказались многие бывшие и нынешние чиновники комитетов и ведомств правительства Санкт-Петербурга и коммерсанты, участвовавшие в освоении бюджетных средств. Анализ фактов, выявившихся в ходе скандала, дает основания полагать, что подобные схемы использовались не только в Петербурге, но и в других городах России. В связи с этим возникла необходимость рассмотреть всю проблему в комплексе. Износ основных фондов, являющийся острой проблемой не только сам по себе, в сложившихся условиях, на фоне общей неэффективности, отсутствия контроля снизу, прозрачности, четких правил и критериев качественной работы, создает почти «идеальную» ситуацию для возникновения различных коррупционных схем, которые в свою очередь усугубляют общий кризис на техническом и технологическом уровне. Однако общие сетования на низкую эффективность и коррумпированность системы ЖКХ не заменяют конкретного анализа процессов, происходящих в этом секторе экономики, а главное — долгосрочных и среднесрочных последствий имеющейся коррупционной практики и неэффективности. Эти последствия зачастую непонятны даже самим чиновникам, принимающим решения, поскольку вопрос во многих случаях сводится к финансовой стороне. На переднем плане оказывается стремление любой ценой удешевить работу, а при благоприятных обстоятельствах извлечь из этого личную выгоду. Для того чтобы комплексно оценить масштабы проблемы, необходимо рассмотреть ее технические, технологические, экологические, медицинские и другие составляющие. Для решения этой задачи в части, касающейся исследования технических вопросов, коллектив ИГСО привлек к сотрудничеству Центр Химико-Экологической Общественной Экспертизы. Анализ положения дел в ЖКХ, в том числе ситуация с использованием «восстановленных» труб, демонстрирует нарастание кризиса на техническом и технологическом уровне, который усугубляется сложившейся практикой принятия решений. Речь идет о проблеме, выходящей далеко за рамки ЖКХ. С одной стороны, конкретные симптомы той же «болезни» мы можем наблюдать в других секторах экономики и сферах жизни (в данном случае трубное хозяйство является своего рода «моделью», уроки которой могут быть перенесены и использованы в других отраслях). С другой стороны, создавая для граждан постоянный стресс на уровне повседневного существования, локальный отраслевой кризис становится источником социального недовольства, которое при определенных условиях легко может перерасти в политическое. Наконец, до сих пор мы имели дело с растущим числом локальных аварий. Однако при сохранении нынешних тенденций возникает угроза «перехода количества в качество», когда нарастающее число технических сбоев может обернуться техногенными катастрофами гораздо большего масштаба[5, С.76]. Обществу и государству необходимо осознание возникающих опасностей, на основе которого могут быть приняты адекватные меры системного характера. Обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства - важнейшая социально-экономическая задача и приоритет государственной политики РФ. Подтверждением тому является недавнее создание Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, которое будет разрабатывать и реализовывать госполитику в сфере строительства и ЖКХ, управлять имуществом, курировать фонды содействия развитию жилищного строительства и ЖКХ. Создание нового министерства говорит также о том, что принимаемые ранее властями меры по улучшению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве не дали ожидаемых результатов. Одна из основных причин неблагополучного состояния дел в сфере ЖКХ – слабое развитие конкурентных отношений, а иногда их отсутствие вообще. Хотя, со стороны государства и предпринимались попытки создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе на протяжении более десятка лет: - «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ» (Указ Президента РФ от 28.04.1997г. №425) и «Программа демонополизации и развития конкуренции на рынках услуг жилищно-коммунального хозяйства на 1998-1999 годы» (Постановление Правительства РФ от 20.12.1997г. №1663), - жилищный и земельный кодексы РФ, - введен институт саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, - реформирована система управления жилищно-коммунальной сферы, - внесены изменения в законодательство в области энергоснабжения. В то же время создание условий для конкуренции означает не поддержку конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, а выработку мероприятий и их реализацию органами власти в целях добросовестной конкуренции и равного доступа субъектов предпринимательства к государственным и муниципальным ресурсам. Основные способы достижения этого – снижение административных барьеров и конкурсные процедуры к финансово-имущественным ресурсам государства и муниципальных образований. Системное воздействие на экономику с целью развития конкуренции является задачей Минэкономразвития РФ, органов власти республики и муниципальных образований. Но, зачастую бывает, что органы власти сами являются тормозом развития конкуренции, нарушают антимонопольное законодательство. Обзор практики по возбужденным антимонопольным делам в отношении органов местного самоуправления показывает, что нарушения допускаются при передаче в пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – зданий, сооружений, коммунальной инфраструктуры, земельных участков, а также, при проведении торгов. Нарушения эти допускаются стабильно, уровень из года в год не снижается. Возможно, что это происходит, в определенной степени, из-за правового нигилизма и непрофессионализма определенной части работников органов власти, но нельзя исключать и кумовство, желание помочь близкому человеку, в обход существующих законов. Не изжив, субъективный фактор, мешающий развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства невозможно развития самой отрасли. Перспективы развития конкуренции в общей системе жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, как отрасли экономики, неоднозначны, они имеют свою особенность. Рынки жилищно-коммунальных услуг характеризуются наличием конкурентных и неконкурентных (естественно-монопольных) сфер деятельности. В конкурентных сферах деятельности необходимое обеспечение интересов производителей и потребителей может быть достигнуто рыночными инструментами, а также методами антимонопольного регулирования. В ЖКХ к конкурентным сферам можно отнести рынки услуг жилищного хозяйства. К примеру, на рынке услуг управления и содержания жилищного фонда, собственники помещений могут на общем собрании самостоятельно определить способ управления многоквартирным домом. Можно непосредственно управлять домом, можно пригласить управляющую компанию. В соответствии с недавними изменениями в жилищном законодательстве, вообще не должно быть многоквартирных домов без управления. Если жильцы не смогут в течение года определить способ управления домом, то орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации. Вполне конкурентным является рынок эксплуатации и ремонта лифтового оборудования. Достаточно предприятий, осуществляющих деятельность на указанном рынке. К конкурентным можно отнести и рынки вывоза твердых бытовых отходов и ремонтов жилищного фонда. На этих рынках действуют многочисленные подрядные организации, оказывающие услуги по ремонту жилищного фонда, благоустройству дворов, ремонту и обслуживанию дорог, вывозу мусора и т.д. Такие организации и предприятия конкурентоспособны, а значит, эффективны в своей производственной и экономической деятельности. Они, из-за отсутствия источников административного воздействия обладают высокой мобильностью; открытостью в связи с постоянным контролем со стороны заказчиков – потребителей работ и услуг; являются полностью частными; доступ на рынок получают через участие в муниципальных конкурсных процедурах или путем частного заказа. Таким образом, можно констатировать, что на рынках услуг жилищного хозяйства конкуренция развивается, хотя и не так быстро. Если говорить о развитии конкуренции на рынке услуг коммунального хозяйства, то здесь есть своя специфика, обусловленная функционированием естественных и локальных монополий, имеющих на рынке стопроцентную долю (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение): - На указанном рынке отсутствует рыночное регулирование цен, т.к. невозможно установить объективные цены на ресурсы и услуги. Тарифы регулируются государством. - Необходимость регулирования тарифов в коммунальной сфере сохранится в обозримом будущем. - Рынок коммунальных услуг является равновесным, т.е. невозможно колебанием объема потребления услуг регулировать цену. - Экономический механизм на рынке коммунальных услуг лишен автоматизма действия конкурентного рынка в силу отсутствия взаимозаменяемости услуг. Вследствие изложенного, рынок услуг коммунального хозяйства имеет низкий потенциал развития конкуренции, обусловленный объективными причинами. Но имеются и субъективные причины, мешающие развитию конкуренции в коммунальной сфере: - Непрозрачность рынка оказания услуг для населения и бизнеса. - Административное давление и чрезмерный контроль органов местного самоуправления. - Отсутствие частных инвестиций в сфере услуг коммунального хозяйства. Устранить субъективные причины, возможно широким внедрением концессионных соглашений на рынках коммунальных услуг. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ – объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий, а также объекты социально-бытового назначения. Указанный закон принят в целях привлечения инвестиций в экономику РФ, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Реализация этого закона позволит привлечь на конкурсной основе эффективных частных операторов и менеджеров к управлению коммунальной инфраструктурой, обеспечит приток частных инвестиций, будет стимулировать энергосбережение и внедрение ресурсосберегающих технологий. Все это означает дальнейшее развитие конкуренции в специфической отрасли хозяйства – ЖКХ.