ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретический анализ исследований Я-концепции в психологии …5 1.1.Понятие «Я-концепция» в современной психологической науке………5 1.2.Подходы к структурно-компонентному анализу Я-концепции…………8 1.3. Функциональные особенности Я-концепции личности……………….12 1.4. Методы диагностики Я-концепции личности…………………………14 Глава 2. Проблема тревожности в психологических исследованиях……..…18 2.1. Подходы к определению тревожности и её форм……………………...18 2.2. Факторы формирования тревожности……………………………………21 2.3 Влияние тревожности на самовосприятие личности…………………..…26 Глава 3. Эмпирическое исследование Я-концепций субъектов с высоким уровнем тревожности……………………………………………………………29 3.1.Предмет, цель, задачи, объект и гипотезы исследования……………...29 3.2.Методы и процедура исследования ……………………………………30 3.3.Результаты изучения Я-концепций субъектов с высоким уровнем тревожности...........................................................................................................35 3.3.1. Результаты исследования уровня тревожности…………………………35 3.3.2. Результаты исследования самооценки…………………………………..36 3.3.3. Результаты контент-анализа самоописаний……………………..…….38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ………………………………………………..….45 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…47

Особенности Я-концепции субъектов с высоким уровнем тревожности

дипломная работа
Психология
50 страниц
98% уникальность
2014 год
150 просмотров
Беляева Ю.
Эксперт по предмету «Психология личности»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретический анализ исследований Я-концепции в психологии …5 1.1.Понятие «Я-концепция» в современной психологической науке………5 1.2.Подходы к структурно-компонентному анализу Я-концепции…………8 1.3. Функциональные особенности Я-концепции личности……………….12 1.4. Методы диагностики Я-концепции личности…………………………14 Глава 2. Проблема тревожности в психологических исследованиях……..…18 2.1. Подходы к определению тревожности и её форм……………………...18 2.2. Факторы формирования тревожности……………………………………21 2.3 Влияние тревожности на самовосприятие личности…………………..…26 Глава 3. Эмпирическое исследование Я-концепций субъектов с высоким уровнем тревожности……………………………………………………………29 3.1.Предмет, цель, задачи, объект и гипотезы исследования……………...29 3.2.Методы и процедура исследования ……………………………………30 3.3.Результаты изучения Я-концепций субъектов с высоким уровнем тревожности...........................................................................................................35 3.3.1. Результаты исследования уровня тревожности…………………………35 3.3.2. Результаты исследования самооценки…………………………………..36 3.3.3. Результаты контент-анализа самоописаний……………………..…….38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ………………………………………………..….45 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…47
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема тревожности широко освещена в психологической литературе, в разработке её теоретических и методологических основ принимают участие не только психологи, но и социологи, антропологи и физиологи. Столь повышенный интерес к изучению тревожности обусловлен рядом причин, среди которых немаловажную роль играет современный уровень развития общества и общественно-экономических отношений, служащий фактором возникновения тревоги у многих людей в современном мире. Несмотря на признание важности изучения тревожности многими психологами, на сегодняшний момент осуществлено не так много исследований, раскрывающих влияние уровня тревожности на формирование и развитие личностных образований, главным из которых является Я-концепция личности. Целью данной квалификационной работы является выявления корреляционных связей между уровнем тревожности личности и особенностями её Я-концепции. Поставленная цель определила задачи, решение которых приводит к достижению цели: 1. изучить и систематизировать подходы к определению Я-концепции, её функций, структуры и методов изучения в современной психологии; 2. охарактеризовать понятие тревожности и факторы её формирования с позиций современной психологии; 3. провести эмпирическое исследование уровня тревожности и компонентов Я-концепции личности, отобрав для этого наиболее оптимальные методики диагностики исследуемых явлений; 4.


Узнать сколько стоит презентация на заказ в спб можете на нашнм сайте.


. проанализировать зависимость наличия определённых черт Я-концепции от уровня тревожности личности. В ходе исследования проверяется гипотеза о наличии связи между особенностями Я-концепции личности и уровнем тревожности: повышенная тревожность приводит к формированию негативного представления о себе. В качестве методов исследования были использованы сбор и анализ теоретического материала по изучаемой проблеме, эмпирические методики исследования тревожности личности, элементы статистического анализа данных, контент-анализ. Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются Я-концепция личности и её структура (Р. Бернс, И.С. Кон, К. Роджерс, Д. Майерс), тревожность как свойство личности, методы диагностики и исследования психических образований и состояний личности. Новизна исследования заключается в выявлении структурно-типологических особенностей Я-концепции личности, свойственных индивидам с высоким уровнем личностной тревожности. Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработанность отдельных аспектов Я-концепции, а именно – в её связи и зависимости от личностных психологических состояний, а также в понимание проблем тревожности. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в практической деятельности психолога. Структура работы обусловлена задачами и логикой исследования: теоретические главы предваряют описание проведенного эмпирического исследования.

Читать дальше
Заключение и выводы В первых двух главах работы были представлены теоретические основы проведенного исследования, определены ключевые понятия, охарактеризованы особенности их изучения. В первой главе «Теоретический анализ исследований Я-концепции в психологии» систематизирован материал по современному состоянию изученности проблемы Я-концепции. Под Я-концепцией в современной психологии и в данном исследовании понимается социально обусловленная система представлений субъекта о самом себе, сопряженная с их оценкой и детерминирующая особенности поведения субъекта в социуме. Я-концепция – сложно структурированное образование, предполагающее разные трактовки компонентного состава. В структуре Я-концепции личности выделяют реальное Я и идеальное Я, сопоставление которых позволяет выявить самооценку субъекта. Я-концепция представлена тремя аспектами: когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим, каждому из которых соответствует определённое личностное образование. Образ я характеризует когнитивный аспект Я-концепции и представлен следующими компонентами: физическое Я, материальное Я, социальное Я и личностное Я. Для диагностики Я-концепции личности наиболее оптимальным является применение проективных методик, главной из которых выступает самоописание. Во второй главе «Проблема тревожности в психологических исследованиях» мы систематизировали подходы к определению тревожности и её форм. Под тревожностью понимается личностное напряжение, переживаемое в ситуациях, когда для субъекта отсутствует реальная угроза. Выделяют различные виды тревожности, наиболее значимыми из которых выступают личностная и ситуативная. Третья глава «Эмпирическое исследование Я-концепций субъектов с высоким уровнем тревожности» отражает результаты эмпирического исследования, проведенного в ходе выполнения квалификационной работы, а также методику и процедуру его проведения. Полученные результаты позволили подтвердить и конкретизировать поставленные в начале исследования гипотезы, которые могут быть представлены в качестве основных выводов. Было проанализировано соотношение показателей тревожности с полученными данными о Я-концепции личности и выявлены следующие закономерности: 1. Расхождение между идеальным Я и реальным Я является характерной чертой Я-концепции субъектов с повышенным уровнем тревожности. 2. С повышением уровня тревожности сужается Я-концепция: в центре внимания оказываются определённые сферы жизни, вызывающие тревогу. 3. В Я-концепции тревожных личностей наиболее ярко представлены сферы «Личность» и «Семья», что свидетельствует о низкой социальной активности тревожных личностей. 4. Субъекты с повышенным уровнем тревожности склонны воспринимать окружающую реальность и её объекты как данность, которую они не в силах изменить, в результате снижается мотивация управлять своим поведением и изменять представления о себе. 5. У тревожных личностей широко представлен эмоциональный компонент Я-концепции, они склонны эмоционально реагировать на изменяющуюся действительность и концентрировать своё внимание на переживаемых эмоциях и чувствах. 6. Высокий уровень тревожности ведёт к формированию и закреплению смирения и пассивности как ведущих поведенческих установок личности. 7. Функциональный потенциал Я-концепции субъектов с высоким уровнем тревожности снижается, что негативно сказывается на межличностных взаимодействиях личности. Таким образом, поставленная цель достигнута, выдвинутые задачи выполнены.
Читать дальше
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. – 275 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. – 339с. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 239с. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. М.: МГУ, 1990. – 367 с. Барышникова И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Дис. … канд.психол.наук: 19.00.11 М., 1999. – 163 с. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1994. – 400 с. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – 422 с. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев, 1989. – 200 с. Васина, E.H. Отраженное. «Я» в структуре самосознания: Дисс…. канд.псих.наук. М., 2006. – 218 с.  Визгина, А. В. Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности // Психология индивидуальности. Материалы Всерос. конференции. М., 2006. – С. 116 – 119. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас – М.: Лениздат, 1976 – 87 с. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: Харвест, 1998. – 800 с. Джемс, У. Психология / под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с. Дружинин В. Психология: учебник для гуманитарных вузов. – СПб: Питер, 2001. – 656 с. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: «Мастера психологии», 2001. – 752 с. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинников. – М.: Академия, 2006. – 320 с. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. – 335 с. Кон И.С. Категория "Я" в психологии. Понятие и проблема // Психологический журнал 1981. – Т.2. – № 3 – С. 25 – 37. Майерс, Д. Социальная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 512 с. Маслоу, А.Г. Психология бытия. – М.-Киев: Ваклер, 1997. – 304 с. Мотков, О.И. Психология самопознания личности. – М.: Треугольник, 1993. – 96 с. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. – 4-е  изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.  Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991. – 108 с. Петровский, А. В. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1987. – 436 с. Попов,Ю.А. Тревожность в системе типологических свойств человека: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 2006. – 21 с. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. - № 2. – С. 11 – 17. Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления). Дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2000. – 224 с. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 182 с. Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Изд-во: Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2003 г. – 672 с. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. – Самара, 1997. – 998 с. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной ; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной . – М. , 1994. – 478 с. Самитова,О.В. Психологические особенности "Я-концепции" тревожных детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Астрахань, 2002. – 24 с. Слотина, Т.В. Психология личности: учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – 304 с. Справочник практического психолога / Под ред. Малкина-Пых И.Г. М.: Эксмо, 2005. – 784 с. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М. Свет, 1989. – 404 с. Хорни, К. Невроз и личностный рост. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 2000. – 318 с. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. – СПб.: Лань, 1997 – 240 с. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. –140с. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – С.-Пт. : Ленато, 1996. – 445 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image