Введение …………………………………………………………………….3 Глава 1. Психоаналитическое понимание сновидений………………6 1.1. Функции, источники, типы сновидений …………………………6 1.2. Определение символизма в психоанализе ……….………………..9 1.3.«Толкования сновидений» Фрейда…………………………………12 1.4.Исследование спекторов символизации………………………….20 Глава 2. Символические процессы и формирование символов……23 2.1. Языковый символизм……………………………………………….23 2.2. Формы символизации……………………………………………….26 2.3. Гипотезы формирования символов……………………………….41 2.4. Трансформации символов………………………………………….48 Заключение ………………………………………………………………..51 Список литературы……………………………………………………..53

Эволюция психоаналитических представлений о символике сновидений

курсовая работа
Психология
50 страниц
89% уникальность
2014 год
84 просмотров
Меньшикова О.
Эксперт по предмету «Психоанализ»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………….3 Глава 1. Психоаналитическое понимание сновидений………………6 1.1. Функции, источники, типы сновидений …………………………6 1.2. Определение символизма в психоанализе ……….………………..9 1.3.«Толкования сновидений» Фрейда…………………………………12 1.4.Исследование спекторов символизации………………………….20 Глава 2. Символические процессы и формирование символов……23 2.1. Языковый символизм……………………………………………….23 2.2. Формы символизации……………………………………………….26 2.3. Гипотезы формирования символов……………………………….41 2.4. Трансформации символов………………………………………….48 Заключение ………………………………………………………………..51 Список литературы……………………………………………………..53
Читать дальше
Уникальность данной темы состоит в том, что символы сновидений, в основе интерпретация символов лежат психологический, биологический, этнологический и традиционный психоаналитический подходы. Символ всегда многозначен, и его нельзя интерпретировать "с ходу", но следует искать столько значений, сколько возможно. Последовательная, герменевтическая работа с символом позволяет прояснить его смысл как для пациента, сновидящего или фантазирующего, так и для аналитика.Сновидение — это жизненный опыт, который в текущем моменте выглядит как нечто, происходящее в «реальном» мире, и только впоследствии признается принадлежащим миру «сновидения».


Если нужно заказать курсовую работу срочно в Челябинске , заполните форму на Work5.


. Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические подходы и концепции представителей отечественной и зарубежной школ психологии. В основу разработанности темы, сновидений положены работы таких аналитиков, как Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнга, Вильгельм Штекел, а также Кельвина Г. Холла, Эрнста Джонса, Дж. Лайярда, Герхарда Адлера, Джоланда Якоби, Эдварда Уитмонта, Эмиля Гутейла, Шандора Ференци, Эрика Эриксона, Антонио Монегетти, Жака Лакана, Тома Четвинда, Хуана Керлота, представителей школ семиологического и этологического анализа. Цель исследования — установление значимых зависимостей содержания сновидений от характерологических особенностей, социально-психологических характеристик личности, и ее эмоционально-психологического состояния. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах: 1. Анализ и систематизация существующих подходов к изучению феномена сновидения и работе со сновидениями. 2. Систематизация существующих подходов и попытка дать комплексное определение феномену сновидения. 3. Теоретический анализ и формирование функционально-диагностической классификации сновидений. 4. Изучение работы сновидения как механизма социально-психологической адаптации личности. Объект исследования — психодиагностические возможности анализа сновидений как метода психоанализа. Предмет исследования — феноменология и содержание сновидений как комплексный феномен психической активности личности, отражающий социально-психологические аспекты личности. Методы исследования. В соответствии с целью исследования следующие методы и методики: теоретический анализ, сбор отчетов о сновидениях, анализ сновидений. Предполагается, что всякий символ может быть интерпретирован, исходя из контекста, семантик, следующих кругов и основных методов исследования: а) биологического, включающего эволюционный и этологический смысл символа и его аналогии в филогенезе, онтогенезе; б) культурологического, подразумевающего поиск аналогов символа в истории в пределах конкретного этноса или универсальных аналогов, обнаруженных при кросскультуральном сравнении, лингвистическом анализе; в) психоаналитического, включающего типичные фрейдовские, юнгианские, эриксонианские символы; г) психологического, опирающегося на конкретные индивидуальный психологические факты и переживания; д) интерперсонального, связанного с окружением индивидуума, которое может "имплантировать" свои символы в переживания сновидящего. База исследования: лидером в исследовании осознанных сновидений считают Стивена Лабержа, который первым подошел к вопросу данного феномена с исключительно научной точки зрения. Он также является автором нескольких трудов, посвященных исследованию данного явления. Именно он первым в мире в полноценном научном эксперименте доказал возможность осознания в сновидении. Это было сделано с помощью подачи из сновидения определенных сигналов глазами в то время, когда по данным приборов человек находился во сне. Вместе с тем была также доказана общность движения глаз в реальном теле и в воспринимаемом в осознанном сновидении. Изучением осознанных сновидений в России и за рубежом занимаются как отдельные исследователи (например, Патриция Гарфилд и др.), так и группы энтузиастов и исследователей, и даже целые организации, например, Международная ассоциация изучения сновидений (IASD). Общение участников групп зачастую происходит в Интернете на тематических форумах, в сообществах и группах социальных сетей. Нередко смысл символов перекрывается, совпадает или противоположен, по мнению разных авторов или в разных контекстах, но это может быть связано не с ошибочной интерпретацией, а с реальными, например культурологическими, проблемами в анализе. Для успешной интерпретации символов необходима их регистрация в удобной форме. Обычно для этих целей ведётся дневник, в котором первоначальная запись упрощается до связанных между собой символов и знаков. В конечном счете лишь сам сновидящий и создатель символов фантазий может правильно понять или объяснить свои творения, и лишь сам фантазирующий или творец может объяснить, что собственно кроется в их творениях.

Читать дальше
Проблема символики значительно шире, чем теория сновидений. С одной стороны, это общекультурная проблема, с другой - общепсихологическая. В конечном счёте любая культура – это комплекс общепринятых значений, символов. Но именно проблема символики является «мостиком» между различными психоаналитическими теориями – от Фрейда до Лакана. Ещё один комплекс проблем связан с общими элементами в символике сновидений, мифов, а также символизме некоторых патологических форм мышления при психозах. Об «архаических элементах» в сновидении пишет сам Зигмунд Фрейд. Отто Ранк посвящает данной проблеме небольшую статью «Сновидение и миф». Наиболее подробно связь между символикой сновидений и мифами разработал Карл Юнг. Но ещё до появления работ Юнга о коллективном бессознательном и вне всякой связи с психоаналитическими исследованиями Д. Фрезер и Э. Тайлор в своих исследованиях обратили внимание на сходство символов и ритуалов у различных, культурно изолированных друг от друга народов. Достаточно упомянуть хотя бы символику «праха» (земли, глины) при сотворении человека. Эти работы вплотную подходят к мысли о том, что «константная символика» - не плод воображения психоаналитиков. Её следует изучать (и изучают!) в контексте проблемы «универсального языка бессознательного». Это одновременно язык символов и язык тела. В сновидениях здорового человека различные внешние объекты выступают символами органов человеческого тела, у больного , напротив, симптом дисфункции того или иного органа символически выражает сложную психическую проблему. В творчестве, в частности в поэтическом, окружающий мир принимает антропоморфные черты. При этом чаще всего поэтическое воображение отталкивается от зрительного впечатления: Лиловый лес на заднем плане, седого облака вихор» (Б. Пастернак). Процесс формирования символов психоаналитическая теория считает первичной функцией, первичным процессом бессознательного. Именно в этом выражается так называемый постулат символики. Следует отметить, что Фрейд определял процесс символизации чрезвычайно просто: «Превращение мысли в зрительные образы» («мышление зрительными образами») …Напомним, что далеко не все образы сновидения являются символами, и сновидения используют не только зрительный, но и словесный материал [55, с.187]. В заключение напомним, что Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указывать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе «константность» символа делает его надличностным и транскультурным. Направленность же психоанализа – сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по «Соннику Зигмунда Фрейда», равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные психоаналитики «с плеча» сообщают больному азы психоанализа, вместо того, чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы.
Читать дальше
1. Абрахам К. Сон и Миф // Эдипов комплекс и эротические сны. Клиническое применение. М., 2002 2. Абрахам К. (1924) Опыт истории развития либидо // Характер и развитие. Ижевск, Эрго, 2007 3. Анзье Д. Пленка сновидения // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 4. Алексеев П.В.”Мировоззрение З.Фрейда”//”Философские науки” №11 1990г. 5. Бион У.Р. (1959) Нападения на связи // Антология психоанализа. – М., 2000 6. Беккер А. Психоаналитическая теория сновидений. // Энциклопедия глубинной психологии. Т. – М., 1998 7. Бержере Ж., Психоаналитическая патопсихология (теория и клиника). – М., МГУ, 2001 8. Бреннер Ч. (1969) Сновидения в клинической психоаналитической работе // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 9. Боснак Р.”В мире сновидений” Москва изд. ”Древо жизни” 1991г. 10. Браун Дж”Психология Фрейда и постфрейдисты” Киев 1994г. стр.45 11. Винникотт Д. В. Использование объекта // Антология современного психоанализа. Т.1. – М., Институт психологии РАН, 2000 12. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследование первого «не-я»-предмета // Антология современного психоанализа. Т.1. – М., Институт психологии РАН, 2000 13. Винникот Д.В. (1953) Переходные обьекты и переходные явления: исследование первого не - Я - предмета // Антология психоанализа. – М., 2000 14. Виттельс ”Фрейд его личность учение и школа” Санкт-Петербург изд. ”Эго” 1991г. 15. Гемайл Дж. Некоторые размышления по поводу аналитического выслушивания и экрана сновидения // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 16. Годфруа Ж.”Что такое психология “Москва ”Мир” 1992 том№1стр.171 стр.311-363 том№2 17. Грин А. (1987) Проблема влечений в последних работах Фрейда // Конечный и бесконечный анализ Зигмунда Фрейда ( Под ред. Дж. Сандлера) . М., 1998 18. Гринсон Р. (1970) Исключительное положение сновидения в психоаналитической практике// Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 19. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. – М., Когито-Центр, 2003 20. Гротьян М. Фрейдовские классические случаи - дальнейшая судьба пациентов // Энциклопедия глубинной психологии. Т.1 – М., 1998 16.Грумис У. Значение сказки для психоанализа 21. Грюнбаум ”Теория Фрейда и философия науки”//Вопросы философии №4 1991г. 22. Дадун Р.”Фрейд” Москва изд.” Х.Г.С.” 1994г. 23. Джонс Э. Толкование сновидений (1895-- 1899) // Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М., Гуманитарий, 1997 24. Джонсон Р.”Сновидение и фантазии” ”Ваклер” 1996 изд. ”Рефл-бук”1997г. 25. Кан М.М. Правильное и неправильное использование сновидения в психической жизни // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 19. Кан М.М. Психология сновидений и развитие психоаналитического метода // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999 20. Кляйн М. (1957) Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. - М., 1997. 21. Краус ”З.Фрейд и литература”// ”Вопросы философии ”№2 1995 22. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. «Психоанализ и психиатрия»: Монография. – Новосибирск: Изд.НГПУ, 2003. -667с. 23. Крылов Е ”Механизм сновидений и толкование снов” Москва 1996г. 24. Куттер П. (1989) Современный психоанализ. - М., 1997. 25. Лакан Ж.”Работа Фрейда по технике психоанализа” Москва изд.”Гнозис” 1998г. 26. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. (1967) Словарь по психоанализу. -М., 1996. 27. Лейбин В.М ”З.Фрейд и русская мысль” Москва 1994г. изд. ”Республика” 28. Левенштейн Р.М. Проблема интерпретации // Антология современного психоанализа. Т.1. – М., Институт психологии РАН, 2000 29. Личко А.”Презумция отсутствия” //”Наука и религия”№10 1989г. 30. Манн Т. ”Фрейд и будущее”// ”Дружба народов” 1996г. №5. 31. Мир Е.”Управляемые сны ”1996г. изд. ”Роса роз” 32. Мисс Хассэ ”Сны и сновидения ”Москва ”вся Москва” Москва ” Патриот” 1992г. 33. Осухова Н.Г.”Фрейд и психоаналитическая теория”//”Педагогика” 1993г. №2. 34. Пивоваров.В.”Сновидения и их толкование”Санкт-Петербург. изд. ”Золотой век”1996г 35. Понталис Ж.-Б. Сновидение как объект // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 36. Сандлер Д. Дэр.К., Холдер А. (1992) Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. - М., 1997. 37. Сегал Х. Функция сновидений // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 38. Столороу Р.Д., Этвуд Дж.Е. Психоаналитическая феноменология сновидения // Современная теория сновидений. – М., АСТ Рефл-бук, 1999. 39. Слепчук “Зигмунд Фрейд,исследователь души”//”Эхо планеты” 1998г. №6 . 40. Стенли К.”Тайны сна ” изд. ”Вече “Москва 1997. 41. Розин В. ”Толкование сновидений в теории Фрейда”//”Наука и религия” №11 1989г. 42. Томэ Х., Кехеле Х. Интерпретация сновидений // Современный психоанализ Т.1, Т.2. – М., 1996 43. Ференци Ш. (1927) Теория и практика психоанализа. - М., 2000. 44. Фрейд З. (1911) Из истории одного детского невроза // Психоанализ и детские неврозы. - Спб., 1997. 45. Фрейд З. Толкование сновидений (1900). // Сон и сновидения. -- М., 1997 46. Фрейд З. О сновидениях (1901)// Сон и сновидения. – М., 1997 47. Фрейд З. «Я» и «Оно» (1923)// «Я» и «Оно». Кн.1, Кн.2. – Тб., Мерани, Места, 1991 48. Фрейд З. По ту строну принципа удовольствия (1920) // Избранное. – М., ВТИ, 1989 49. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ (1916, 1917) 50. Фрейд З. Новые лекции по введению в психоанализ (1933) 51. Фрейд З. Анализ конечный и бесконечный (1937) // «Конечный и бесконечный анализ» Фрейда. - М., MGM-Interna, 1998 52. Фрейд З. Фрагмент одного случая истерии (1905) // Знаменитые случаи Фрейда 53. Фрейд З. “Психоанализ, религия, культура”. Москва. изд. ”Ренесанс” 1992г. 54. Фрейд З.”О клиническом психоанализе” Москва изд. ”Медицина”1991г. 55. Фрейд З.”Окультное значение сновидений”//”Наука и религия” №11 1989г. 56. Фрейд З.”Психоаналитические этюды” Минск изд. ”Беларусь” 1991г. 57. Фрейд З.”Пять лекций о психоанализе Методика и техника психоанализа” Санкт-Петербург изд. ”Алетейя” 1998г. 58. Фрейд З.”Сновидения и телепатия ”//”Наука и религия” №10 1989г. 1998г. 59.Хайманн П. (1960) О контрпереносе // Антология современного психоанализа. - М., 2000. 60.Хайнц Р. Сочинения Фрейда - введение в творчество Фрейда // Энциклопедия глубинной психологии. Т1 - М., 19 61.Эбаноидзе ”Писатель и психоанализ”//”Дружба народов” 1996г.№5 62.Ярошевский М.Г.”Иcтория от античности до середины 20-го века” Москва изд. ”Академия ”1996г. 63.http://www.psyinst.ru/library. 64.http://www.magister.msk.ru/library/philos/freud/ 65.http://uchebnik-online.com 66.http://jungland.net/node/2483 67.http://bookap.info/genpsy/bassin_problema_bessoznatelnogo/gl107.shtm 68.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/03.php 69.http://www.plam.ru/psiholog/vvedenie_v_psihoanaliz/p2.php 70.http://www.obrazovanie9.ru/articles/89-2009-02-25-16-28-41.html 71.http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/simvolika 72.http://mershavka.ru/articles/pauk_kak_simvol_v_snovideniyah4/ 73.http://mershavka.ru/articles/pauk_kak_simvol_v_snovideniyah4/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image