Не знаете, где найти ответ на экзаменационный вопрос ? Сделайте это на сайте Work5.
. Эти факторы в совокупности приводят к необходимости создания такой образовательной системы, в которой дети могли бы с интересом и охотой обучаться, а также выдавать хороший результат в виде высокого уровня освоения материала. В связи с этим возникает актуальная проблема разработки путей решения активизации познавательной деятельности детей. Цель исследования – изучить психологические и дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении обществознания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть психологическую основу активизации познавательной деятельности школьников; - определить методы активизации познавательной деятельности; - выявить проблему активации учебной деятельности школьников на современном этапе; - проанализировать приемы активизации познавательной деятельности; - выявить особенности преподавания обществознания. Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности школьников 1.1 Психологическая основа активизации познавательной деятельности школьников Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся – одна из вечных проблем педагогики. Со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема. Активизация познавательной деятельности учащихся – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников[5]. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем они имеют одну и ту же конечную цель – воспитание личности образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию и т.д. Но подходы к достижению этой цели разные. Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется, прежде всего через увеличение количества учебных дисциплин, или, другими словами, увеличение объёма знаний сообщаемого ученикам. В то время как интенсивный путь основывается на субъектной, личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения. Этот путь не так уж нов – вспомним развивающее обучение, которое осуществляется в начальном звене школы. Однако среднее и старшие звенья еще не имеют подобных отработанных программ. И как следствие познавательная активность часто рассматривается как результат внедрения тех или иных конкретных приемов обучения, а не как форма самоорганизации учения. Вот по этому педагогам необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют развитию активной позиции учащихся, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе. Условия развития познавательной активности учащихся[8]: 1. Личная заинтересованность ученика в получении знаний. 2. Достаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков ученика. 3. Характер взаимоотношений, принятый в классе, ориентирован на получение знаний. 4. Профессиональный стиль деятельности педагога - активный, творческий, демократический. 5. Единство педагогических требований, принятых в данной школе. 6. Активное положительное отношение родителей к самому процессу получения образования. 7. Социальная ориентация общественного мнения в необходимости образования. Но одних условий не достаточно, необходима и готовность ученика к получению или добыванию знаний. Специфика работы с разными группами учащихся. Педагогам необходимо учитывать тот факт, что в разные возрастные периоды доля эмоционального, волевого или интеллектуального участия в познавательной активности будет различна. Если для старшеклассника активность, прежде всего, заключается в интеллектуальной и волевой сторонах, то для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. В таком случае можно говорить о различных уровнях познавательной активности в учебной деятельности[2]: 1. Познавательная пассивность – нулевой уровень развития познавательной активности, характеризуется отсутствием желания учиться. Учащиеся не проявляю интереса к учебной задаче, не приступают к работе без напоминания учителя, не могут самостоятельно завершить работу. В этом случае учитель должен быть терпелив: давать время на обдумывание, не прерывать и не сбивать ученика во время ответа; быть готовым к тому, что после перерыва дети не могут сразу включиться в работу; постараться установить добрые отношения (называть только по имени, подбадривать ласковым тоном, позитивно строить побуждающие фразы). 2. Относительно активный уровень характеризуется наличием заинтересованности и активности только в эмоционально привлекательных учебных ситуациях. Учащиеся предпочитают объяснение нового материала повторению и закреплению; поверхностно относятся к учебной задаче, быстро приступают к работе, но при первых трудностях быстро разочаровываются и бросают начатую работу. Знания, умения и навыки не имеют системного характера.