Введение3 Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности школьников4 1.1 Психологическая основа активизации познавательной деятельности школьников4 1.2 Методы активизации познавательной деятельности8 1.3Проблема активации учебной деятельности школьников на современном этапе15 Глава 2. Практические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся21 2.1 Приемы активизации познавательной деятельности.21 2.2 Особенности преподавания обществознания26 Заключение30 Список использованных источников31

Психологические и дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении обществознания

курсовая работа
Социология
20 страниц
88% уникальность
2014 год
86 просмотров
Тураева Е.
Эксперт по предмету «Обществознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности школьников4 1.1 Психологическая основа активизации познавательной деятельности школьников4 1.2 Методы активизации познавательной деятельности8 1.3Проблема активации учебной деятельности школьников на современном этапе15 Глава 2. Практические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся21 2.1 Приемы активизации познавательной деятельности.21 2.2 Особенности преподавания обществознания26 Заключение30 Список использованных источников31
Читать дальше
Современное поколение детей воспитывается в технологической среде. Уже с ранних лет дети осваивают основы пользования компьютером, мобильными телефонами, планшетами и т.д. К сожалению, книги постепенно уходят на второй план, уступая место именно технологическим продуктам. С течением времени меняется и отношение к образованию. Обычные традиционные лекции становятся менее эффективными и не дают того результата, который достигался примерно 10-15 лет назад.


Не знаете, где найти ответ на экзаменационный вопрос ? Сделайте это на сайте Work5.


. Эти факторы в совокупности приводят к необходимости создания такой образовательной системы, в которой дети могли бы с интересом и охотой обучаться, а также выдавать хороший результат в виде высокого уровня освоения материала. В связи с этим возникает актуальная проблема разработки путей решения активизации познавательной деятельности детей. Цель исследования – изучить психологические и дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении обществознания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть психологическую основу активизации познавательной деятельности школьников; - определить методы активизации познавательной деятельности; - выявить проблему активации учебной деятельности школьников на современном этапе; - проанализировать приемы активизации познавательной деятельности; - выявить особенности преподавания обществознания. Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности школьников 1.1 Психологическая основа активизации познавательной деятельности школьников Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся – одна из вечных проблем педагогики. Со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема. Активизация познавательной деятельности учащихся – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников[5]. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем они имеют одну и ту же конечную цель – воспитание личности образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию и т.д. Но подходы к достижению этой цели разные. Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется, прежде всего через увеличение количества учебных дисциплин, или, другими словами, увеличение объёма знаний сообщаемого ученикам. В то время как интенсивный путь основывается на субъектной, личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения. Этот путь не так уж нов – вспомним развивающее обучение, которое осуществляется в начальном звене школы. Однако среднее и старшие звенья еще не имеют подобных отработанных программ. И как следствие познавательная активность часто рассматривается как результат внедрения тех или иных конкретных приемов обучения, а не как форма самоорганизации учения. Вот по этому педагогам необходимо иметь представление о тех условиях, которые способствуют развитию активной позиции учащихся, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе. Условия развития познавательной активности учащихся[8]: 1. Личная заинтересованность ученика в получении знаний. 2. Достаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков ученика. 3. Характер взаимоотношений, принятый в классе, ориентирован на получение знаний. 4. Профессиональный стиль деятельности педагога - активный, творческий, демократический. 5. Единство педагогических требований, принятых в данной школе. 6. Активное положительное отношение родителей к самому процессу получения образования. 7. Социальная ориентация общественного мнения в необходимости образования. Но одних условий не достаточно, необходима и готовность ученика к получению или добыванию знаний. Специфика работы с разными группами учащихся. Педагогам необходимо учитывать тот факт, что в разные возрастные периоды доля эмоционального, волевого или интеллектуального участия в познавательной активности будет различна. Если для старшеклассника активность, прежде всего, заключается в интеллектуальной и волевой сторонах, то для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. В таком случае можно говорить о различных уровнях познавательной активности в учебной деятельности[2]: 1. Познавательная пассивность – нулевой уровень развития познавательной активности, характеризуется отсутствием желания учиться. Учащиеся не проявляю интереса к учебной задаче, не приступают к работе без напоминания учителя, не могут самостоятельно завершить работу. В этом случае учитель должен быть терпелив: давать время на обдумывание, не прерывать и не сбивать ученика во время ответа; быть готовым к тому, что после перерыва дети не могут сразу включиться в работу; постараться установить добрые отношения (называть только по имени, подбадривать ласковым тоном, позитивно строить побуждающие фразы). 2. Относительно активный уровень характеризуется наличием заинтересованности и активности только в эмоционально привлекательных учебных ситуациях. Учащиеся предпочитают объяснение нового материала повторению и закреплению; поверхностно относятся к учебной задаче, быстро приступают к работе, но при первых трудностях быстро разочаровываются и бросают начатую работу. Знания, умения и навыки не имеют системного характера.

Читать дальше
Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся – одна из вечных проблем педагогики. Со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема. Активизация познавательной деятельности учащихся – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Педагогам необходимо учитывать тот факт, что в разные возрастные периоды доля эмоционального, волевого или интеллектуального участия в познавательной активности будет различна. Если для старшеклассника активность, прежде всего, заключается в интеллектуальной и волевой сторонах, то для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. В таком случае можно говорить о различных уровнях познавательной активности в учебной деятельности. Полученные исследователями результаты нашли отражение в публикациях для учителей – методических пособиях и рекомендациях. Тем не менее, задача воссоздания целостной характеристики активизации как системы педагогических действий при обучении обществознанию сохраняется. При этом следует учитывать, что сочетание психологических, дидактических, предметно - методических аспектов в исследовании вопросов активизации, отмеченное выше как значительное педагогическое достижение, породило сложности и разночтения в структурировании данной категории. В существующих публикациях нередко смешиваются классификации действий учителя и деятельности учащихся, общие подходы и конкретные приемы. Необходимы более точные и последовательные характеристики. Список использованных источников Глазунов Д.А. Психология Развивающие занятия 1 класс, М., 2008 Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во Логос, 2002. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008 Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред. Л.М.Митиной М., 2010 Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010 Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М., 2010
Читать дальше
Список использованных источников 1. Глазунов Д.А. Психология Развивающие занятия 1 класс, М., 2008 2. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982. 3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во Логос, 2002. 5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998. 6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. 7. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008 8. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред. Л.М.Митиной М., 2010 9. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010 10. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М., 2010
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image