Эффективность внедрения любого вида услуг, в том числе и профилактических, определяется уровнем и зрелостью поставщиков услуги, ее потребителей и окружающей среды. Наш опыт продемонстрировал, что, в принципе, специалисты готовы к оказанию профилактических услуг в Школах здоровья. Создание Школы не является затратным трудоемким процессом, и при определенном волеизъявлении руководителя может быть осуществлено в любом ЛПУ.
Интересным является то, что в то время как часть пациентов с гипертензией - потребителей услуги - проявили высокую заинтересованность в Школах здоровья, другая часть, несмотря на информированность о Школах, пока не проявила к ним должного интереса, что свидетельствует о невысокой ответственности населения за свое здоровье. Интересной нам также кажется точка зрения одного из организаторов здравоохранения о том, «….видимо, пациенты с артериальной гипертензией (в отличие от больных диабетом, например) пока недооценили риск развития опасных осложнений, представляющих угрозу жизни». Поэтому лица более молодого трудоспособного возраста становились слушателями гораздо реже. На этом, как нам кажется, сказывается «недоработанность» как на индивидуальном, так и на популяционном уровне. В системе здравоохранения не созданы условия для эффективной организации Школ здоровья: врачи (и медицинские сестры - почему бы нет?) не готовы в условиях загруженности взять на себя задачу отбора и грамотного информирования больных, а в современных условиях финансирования (без фондодержания) не имеют для этого мотивации. Отсутствие в политике приоритета профилактики и пропаганде здорового образа жизни и грамотного отношения к здоровью только усугубляет эту проблему.
ВЫВОДЫ:
Школы здоровья для больных с артериальной гипертензией, как форма группового личностно-ориентированного консультирования, могут и должны стать частью интегрированного подхода в стратегии профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на региональном уровне; являются востребованными среди пациентов; больные готовы к более активному участию в лечебном процессе, мотивированы к немедикаментозной коррекции АД.
Пациенты испытывают дефицит общения с медиками, и между собой, что не только снижает комплайенс этой категории больных, но и их качество жизни.
Пациенты артериальной гипертензией имеют низкий уровень знаний о своем заболевании; одной из причин этого является недостаточное взаимодействие медиков первичного звена здравоохранения и больных.
Эффективная работа Школы зависит в равной степени как от эффективной организации работы самой Школы, так и в не меньшей степени от «эффективного внешнего менеджмента» - от организации отбора и направления больных в Школу.
В лечебно-профилактических учреждениях работе Школ здоровья должно уделяться должное внимание; организация Школ здоровья не представляет собой трудоемкого процесса: программы разработаны, обучение «тренера» (им может быть и средний медицинский работник) не представляется сложной задачей. При этом программы могут быть сокращены, сделаны «специализированными» ((например, для пациентов с избыточной массой тела, курящих и т.д.). Центры и отделения медицинской профилактики при этом могут оказывать координационно-методическую помощь. Должно быть предусмотрено финансирование этих программ.
С пациентами на популяционном уровне необходима работа по разъяснению важности обучения в Школах здоровья; эту деятельность должны взять на себя областные /муниципальные центры профилактики.
Оценка эффективности Школы представляет сложный и ресурсоемкий процесс; ее проведение требует обоснованности, хотя и не исключает необходимости.
1. После внедрения СП стало возможным проектирование технологического процесса, за счет чего улучшилось качество лечебно-диагностического процесса и появилась возможность объективно оценивать результат и отклонения в работе сестринского персонала.
2. Несмотря на возросшее количество пациентов с тяжелой патологией, средняя продолжительность нахождения пациента в отделении не превышает 2 койко-дней.
3. Снижение летальности нельзя полностью связать с внедрением сестринского процесса в практику работы АРО, однако не следует отрицать положительное влияние внедрения новой сестринской технологии.
4. Доля пациентов, полностью удовлетворенных качеством сестринской помощи, остается на достаточно высоком уровне (96%).
5. Продолжает снижаться частота осложнений, связанных с сестринским уходом. Мониторинг индикаторов процесса, а также их анализ позволяет выявить недостатки ухода, вовремя откорректировать план, а значит, снизить число осложнений.
6. Наблюдается экономия денежных средств.
7. Качество сестринского ухода и наблюдения не зависит от квалификации медицинских сестер, если процесс находится под контролем (в данном случае составление и реализацию плана контролирует медицинская сестра-координатор).
8. Наряду с физиологическими удовлетворяются психологические и духовные проблемы пациентов, что невозможно без инновационных технологий в работе.
9. Мониторинг индикаторов процесса, их анализ позволяет выявить недостатки ухода, вовремя откорректировать план, а значит, снизить количество осложнений, связанных с сестринским уходом.
Внедрение должности медицинской сестры-координатора позволяет:
• применять теоретические знания инновационных технологий, педагогики, менеджмента, психологии и других дисциплин на практике, изменяя мировоззрение и роль медицинской сестры в практическом здравоохранении;
• создавать новые рабочие места для медицинских сестер, имеющих высшее сестринское образование, в целях рационального применения их знаний в практическом здравоохранении;
• проводить статистический анализ данных по качеству сестринской помощи, которые позволяют выявлять недостатки оказания сестринской помощи и нерационального расходования материальных ресурсов;
• перераспределить функции между различными категориями медицинских работников, освободив медицинскую сестру от выполнения не свойственных ей функций младшего персонала.
Итак, сестринский процесс, введенный в реальных условиях функционирования ЛПУ, способствует улучшению качества оказания сестринской помощи.
Наряду с доказанной клинико-экономической эффективностью медицинской помощи отмечается моральная удовлетворенность медицинских сестер своей профессиональной деятельностью, меняется отношение к их деятельности со стороны врачей и пациентов.
В заключение необходимо отметить, что ведущая роль в разработке основных положений, внедрении и мониторинге инновационной деятельности среднего медицинского персонала принадлежит руководителям сестринских служб во главе с главной медицинской сестрой ЛПУ.