Введение
1 Зарождение Черемшанского мужского монастыря
2 Три основных течения старообрядчества на Черемшане
3 Период 1905-1917 гг. – "десятилетие свободы"
Заключение
Список литературы
Читать дальше
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
Главными наследниками славы и продолжателями дела иргизских старообрядческих монастырей стали монастыри на Черемшане, близ Хвалынска. Как в XVIII в. благоприятные географические условия и удаленность от гражданской и духовной власти на Иргизе способствовали расцвету этого старообрядческого центра, так и черемшанский центр складывался «в дачах по р. Черемшанке» и был скрыт от надзора местной полиции лесом и садами. Здесь, как и на Иргизе, были устроены мужские и женские обители, которые поддерживали отношения с другими старообрядческими центрами России. Здесь существовала кафедра и рукополагались епископы во все регионы страны.
В черемшанских монастырях Серапиона и Фелицаты в разные времена пребывали многие старообрядческие епископы: Пафнутий Казанский, Амвросий Саратовский, Кирилл Нижегородский, Паисий, епископ Саратовский и Астраханский, Арсений Уральский, Мелетий Саратовский. Порфирий, епископ Самарский, почти безвыездно жил на Черемшане, где у него была собственная дача с садом. Живя на Черемшане, старообрядческие епископы содействовали популярности монастыря и материальному процветанию: привлекали жертвы, строили за собственный счет храмы и приделы.
Мужскими и женскими белокриницкими монастырями на Черемшане заведывали также попечители из горожан, богатые хвалынские купцы Я.М. Михайлов (городской голова), М.С. Кузьмин, братья П. и Е. Буяновы, В. Абакумов, С. Кащеев, Л. Шикин и др. На них была «записана» земля, а строения переведены на игуменов и других иноков. С 1906 г. собственность монастырей постепенно переводилась на хвалынскую городскую общину старообрядцев австрийского согласия.
Черемшанский старообрядческий центр, безусловно, являлся преемником Иргизских монастырей. Однако черемшанские скиты, в отличие от ир-гизских, не были разрешены и признаны властью и долгое время существовали тайно. Черемшанский центр складывался в условиях жестоких гонений на староверов, формировался нелегально. Его лидеры годами отстаивали право на веру в судах и страдали в заточении. Черемшанские монастыри не были столь богатыми, как иргизские, число их обитателей несравнимо меньше, а храмы до 1884 г. маскировались под хозяйственные и жилые строения.
Читать дальше
1) Катунский А.Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972. - 120 с.
2) Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М.: Мысль, 1969. - 112 с.
3) Миловидов В.Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. М.: Знание, 1983. - 64 с.
4) Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. -448 с.
5) Обухович С.А. Черемшан как центр старообрядчества Поволжья // Вестник Волжского университета имени В.Н.Татищева. Сер. "История". Вып. 8. – Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2006.
6) Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2001. - 263 с.
Читать дальше