В начале XX века художники нередко занимались также и дизайном одежды. На протяжении XX века искусство и мода напоминали двух соседей, которые иногда жили душа в душу, а иногда не могли вынести даже вида друг друга. Вернее даже будет сказать, что в этом соседстве существовала определенная асимметрия, при которой мода всегда хотела быть любимой искусством, а последнее было более амбивалентно и лишь иногда обращалось к моде, чтобы потом вновь отдалить ее от себя.
Большинство вспоминает Дали, услышав понятие "сюрреализм". Для меня ярчайшей представительницей этого направления в искусстве является Эльза Скиапарелли. Она творила моду, шокирующую, и по сей день, она оказалась в тени Коко, весьма незаслуженно. Элегантность и эпатаж Кубизм и сюрреализм. Противостояние этих творцов моды сотрясали Париж накануне Второй Мировой Войны.
Сейчас дизайнеры, как только не изгаляются ради того, чтобы удивить публику. И многие из тех, кого мы именуем мэтрами, прибегали в свое время именно к этому приему. Вариант очень сложный и интеллектуальный, но беспроигрышный.
Эльза Скиапарелли, она же «шокирующая Эльза». Сегодня имя этой женщины известно разве что людям, которые интересуются историей моды, а вот имя соперницы, конкурентки Эльзы Коко Шанель известно всем. Эльза Скиапарелли модельер, дизайнер одежды, её популярность пришлась на 20-30-е годы ХХ века. Но не это главное, а главное то, что эта женщина была смела и очень любила безумные идеи в моделировании одежды и аксессуаров. А самыми интересными были те вещи, которые она создавала совместно с великим сюрреалистом Сальвадором Дали и не менее великим Жаном Кокто.
В мир моды Эльза пришла благодаря свитеру, а вязаное чёрное платье стало настоящей революцией в мире моды 1927 года. Затем Скиапарелли удалось получить крупный заказ от фирмы «Strauss» на спортивную одежду. И, открыв свой модный дом, Эльза Скиапарелли сначала занималась именно спортивной одеждой и свитерами. Именно она ввела узор в виде омаров для свитеров. Впрочем, вскоре к свитерам добавляются и вечерние платья. Здесь тоже не обошлось без революций. Её чёрное платье-футляр, жакет и белый шарф, перекинутый через спину, имели огромный успех.
А вот в 30-е годы Эльза Скиапарелли активно сотрудничала с Сальвадором Дали и Жаном Кокто. Они делали настолько безумную одежду, что изначально даже думали вводить за неё шуточную оплату, к примеру, оплату в виде расшифровки снов или отгадывания замысловатых загадок. Но одежда пользовалась популярностью. Так одно из их вечерних платьев купила герцогиня Виндзорская, вечернее платье с изображением натюрморта из петрушки и омаров.
Наиболее шокирующей стала коллекция шляпок, здесь была и шляпка-туфля, и шляпка-телефон, шляпка-чернильница, шляпка-таблетка (см. Приложение 3). Было у Скиапарелли и вечернее платье бледно-синего цвета, на котором Сальвадор Дали нарисовал слёзы, слёзы, которые можно было рассмотреть только под определённым светом. Это было платье с исчезающими слезами. Были у Эльзы и наряды с пуговицами, выполненными в виде миниатюрных скульптур, эти пуговицы создал Жан Гюго. Такие пуговицы и по сей день являются визитной карточкой дома Скиапарелли.
И именно Эльза одной из первых вводит в моду бижутерию. Делалась бижутерия и из леденцов, перьев, огрызков карандашей, ластиков и промокательной бумаги. А Жан Кокто подсказал идею зловещего вида серёжек – всевидящего ока. Среди необычных вещей, созданных Эльзой Скиапарелли, можно также обнаружить и сумки в виде яблок, перчатки с накладными ногтями, трикотажное обтягивающее платье с прорисованным на нём скелетом (см. Приложение 4). Занималась Эльза и парфюмерией. Так в честь освобождения Франции и окончания Второй мировой войны ей была создана необычная упаковка для духов «Король-солнце». Колпачок этих духов был выполнен в виде солнца и символизировал французского короля Людовика XIV, известного как «король-солнце». Духи увидели свет в 1946 году.
Но вот у самой Эльзы дела после окончания войны шли не очень хорошо. В 1940 году, когда немцы оккупировали Францию, она покинула Париж и уехала в США, а когда вернулась после 1945 года, в Париже в моде уже были наряды от Кристиана Диора. Места для Скиапарелли и её идей не нашлось.
Эльза скончалась в ноябре 1973 года и была похоронена в шелковом костюме розового цвета, Даже после смерти она продолжала шокировать.
Совершенно очевидно, что вклад этого модельера в развитие моды сложно переоценить, не говоря уже о значении ее творчества для популяризации того же трикотажа. Она, как часто это бывает с гениальными творческими людьми, несколько предвосхитила многие последующие тенденции в мире моды.
Отметим, что влияние работ Скиапарелли прослеживается в творче-стве многих дизайнеров. Среди них работы таких известных модельеров как Джон Галльяно и Жан Поль Готье, которые не однократно обращались в своих коллекциях не только к фор¬мам и силуэтам моделей Скиапарелли, но и к такому выразительном средству как сюрреализм, впервые которое воплотилось именно в модели рассматри¬ваемого свитера с иллюзорным бантом.
В последнее десятилетие возобновился интерес к творчеству этого замечательного дизайнера. В художественном музее в 2003 г. прошла выставка «Шокирующая! Ис¬кусство и мода Эльзы Скиапарелли», после чего эта выставка весной 2004 г. была представлена в Музее моды в Париже. В 2007 г. на сайтах, посвященных моде появилась информация о том, что итальянский бизнесмен Диего Дела Вале, которому принадлежит также марка Tod's, купил права на использование легендарного имени и подыскивает дизайнера, который мог бы вернуть Дому моды былую славу. В коллекции 2008 г. бренда Befree и модельера Соня Рикель, коллекция pret-a-porter весна-лето 2008 г., встречаются прямые отсылки к работам Скиапарелли, в том числе и свитера с бантами, вывязанными вокруг шеи.
Трудно сказать, кому по праву принадлежала пальма первенства главной законодательницы моды 30-х годов. Многие считают, что в то время в мире моды было двоевластие. Но, мне кажется, что 30-е годы прошли все же под влиянием Скиапарелли. Именно ее одежду предпочитали звезды Голливуда. Именно ее образ с подчеркнуто женственными формами на время потеснил ставший классическим прямой мужеподобный силуэт “гарсон”, автором которого была Коко. Именно под влиянием итальянского модельера в коллекциях Шанель появились до этого не признававшиеся ей яркие цвета. Если Шанель можно признать классиком моды 30-х годов, то Скиапарелли была ее художником и фантазером.
Как это часто бывает в мире большой моды, Эльза не смогла долго продержаться на Олимпе Славы и была вынуждена уступить веяниям нового времени, которое требовало более утилитарную и универсальную одежду. У нового времени были уже новые герои: Коко Шанель, Кристиан Диор.
Неизвестно, была бы мода такой, какой мы ее видим сейчас без влияния Скиапарелли. Ей удалось создать то, что было модным в 1930-е гг., то, что вошло в моду только через полвека, и то, что является модным и в наши дни.
Таким образом, мы определили значимость появления творчества великой личности в указанный период и проанализировали его влияние на внедрение в ассортимент нарядной и повседневной одежды, на творчество модельеров ХХ в., и на современную моду. На примере творчества талантливой Эльзы Скиапарелли изложенном в курсовой работе, видим как один ум, нестандартно мыслящий может изменить моду эпохи.