Введение 2 1 гл. Фотография как знаковая система (семиотический метод) 6 2 гл. Символьный анализ фотографий (социологический подход) 16 3 гл. Фотография как культурологический феномен и вид культурной деятельности (проблема текстовости). 35 Заключение 52 Список используемой литературы 56

Фотография как текст. К постановке проблемы.

дипломная работа
Культура
60 страниц
84% уникальность
2014 год
204 просмотров
Алексеева Н.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1 гл. Фотография как знаковая система (семиотический метод) 6 2 гл. Символьный анализ фотографий (социологический подход) 16 3 гл. Фотография как культурологический феномен и вид культурной деятельности (проблема текстовости). 35 Заключение 52 Список используемой литературы 56
Читать дальше
Искусство фотографии появилось сравнительно недавно, но за небольшой срок прочно завоевало свое место среди других видов искусства. Проводятся многочисленные выставки, люди посещают фотостудии, дарят на дни рождения фотосессии с профессиональными фотографами, покупают дорогие фотоаппараты и коллекционируют семейные фото, выкладывают фотографии в социальных сетях. Фотогра?фия (фр. photographie от др.-греч. ??? / ????? — свет и ????? — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала. Фотография это конечное изображение, полученное в результате фотографирования. Фотография — это искусство, истинный фотограф всегда думает о композиции, свете, ракурсе, моменте для снимка, перспективе, плане, руководствуясь своим вкусом и опытом. Фотографию принято делить на - пленочую – моментальную (аналоговую), - цифровую – электронную, -бессеребряную фотографию. Движущиеся фотографии называются кинематографом.


Поможем написать диплом в короткий срок.


. Прообразом современного фотоаппарата послужила камера обскура. Первый вид фотографий был черно-белый. Затем появилась цветная фотография (первоначально из трех цветов), а после цифровая фотография. Была эпоха моментальных фотографий (компания Polaroid), которая прошла, поскольку качество фотографий оставляло желать лучшего. Цифровая фотография зародилась в 1981 году. В XX веке, когда техника фотографии усовершенствовалась, фотография превратилась в вид изобразительного искусства. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла ситуации, характер человека и т.д. Фотографическим процессом может руководить профессиональный фотограф, либо же съемка названа любительской. И все же можно ли говорить, что фотография, принадлежащая к области визуального искусства, может быть текстом? Возможно ли изображение, лишенное само по себе букв, слов и предложений, назвать текстом? В данной дипломной работе «Фотография как текст. К постановке проблемы» нами предпринята попытка исследовать фотографию с точки зрения ее сообщительной функции. Фотографию можно рассматривать не только в искусствоведческом аспекте, но и в философском, культурологическом, социологическом планах. Возможность рассмотреть фотографию как текст возникла при появлении такой науки как семиотика. Ей посвящена первая глава нашего исследования. С точки зрения семиотики и постструктурализма фотография представляет собой знак – следовательно, текст. Фотография сближается с текстом, если ее рассматривать с точки зрения документа. Сегодня любая документация от паспорта до визы должна иметь фото. Фотография как текст в социальных науках, как документ рассмотрена нами во второй главе. В третьей главе мы попытались отразить сообщительные функции фотографии в таких науках и разделах, как культурология, философия, журналистика. Предмет исследования – фотография. Цель данной работы: рассмотреть фотографию как текст в различных науках, соприкасающихся с фотографией. Задачи: - рассмотреть фотографию как знаковою систему (семиотический метод), - проанализировать фотографию как документ, произвести символьный анализ фотографий (социологический подход), - рассмотреть фотографию как культурологический феномен и вид культурной деятельности (проблема текстовости). Такой взгляд на фотографию применим, если использовать термин «дискурс». Дискурс - это различные способы, которыми люди соотносят язык с неязыковыми феноменами: разными способами мышления, действия, взаимодействия, способами чувствования, верования. Символы и средства в дискурсе используются в соответствующих местах и в соответствующее время, чтобы распознавать определенную идентичность и определенную деятельность; давать миру определенные значения; делать определенный вид осмысленных связок; давать определенный вид привилегий определенным символическим системам и способам знания над другими . Актуальность и новизна исследования состоит в том, что в ХХI веке ученые только начали исследовать фотографию не только как изображение, но и как текст. В своем исследовании мы опираемся на следующие работы ученых, посвященных фотографии. Диссертационные работы: - М.Г. Артемова (журналистика) «Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале: Социальные факторы восприятия» (2004). - М.М. Гурьева «Повседневная фотография в современном культурном контексте» (2009) - С.С. Беляков «Концепции фотографии в западной философии XX века: проблема тематизации языка фотографии» (2009) (история философии). - Э.О. Кранк. Философско-культурологическая конфигурация дискурса в фотографии (2009). Теоретической и практической базой исследования послужили работы по постструктурализму и семиотике, фундаментальные исследования фотографии Р. Барта, Ч. Пирса, Зонтаг, П. Бурдье. Исследование фотографии как феномена культуры базируется на междисциплинарном подходе и опирается на достижения социологии, искусства, журналистики, философии и т.д. Методологической базой исследования служит комплексный подход, опирающийся на принципы системности, что позволяет рассматривать фотографию как социальное явление в ее историческом развитии. Значимость работы состоит в том, что анализ фотографий как текста может послужить подспорьем в дальнейших разработках ученых- культурологов, социологов, психологов и т.д., посвященных фотографии. На сегодняшний день значимых работ по фотографии по-прежнему очень мало, поэтому исследование нуждается в дальнейшей разработке.

Читать дальше
Подведем итоги нашей работы. Объектом исследования являлась фотография. Она рассматривалась нами с различных точек зрения, с помощью разных подходов и исследований. Фотография является достаточно сложным явлением, к изучению которой ученые приступили совсем недавно. Зародился интерес к фотографии как тексту в философских и культурологических исследованиях. Семиотический анализ культуры предполагает изучение текстов с точки зрения производства, хранения, распространения и, самое главное, - воздействия содержащейся в них информации на духовный мир человека. В рамках семиотического подхода под текстом подразумевается любая система знаков, которые следует прочитать. Таким образом, фотография становится текстом. Для постструктуралистского подхода в философии характерно выявление кодовых структур культуры, определения принципов их структурирования и признание инвариантности любой знаковой системы как социокультурного феномена. Фотография является закодированным сообщением, которое следует разгадать. Р. Барт представляет культуру как знаковую систему языка и исследует фотографию средствами общей лингвистики, выявляя семиотические коды фотографии, влияющие на социокультурное сознание. Современная фотография отличается от фотографии, появившейся в ХХ веке. Если изначально фотография являлась отпечатком действительности, перенесением реальности на пленку, то сейчас изменились функции фотографии, а, следовательно, ее использование. В настоящее время фотография не копирует реальность, а творит собственную реальность, миф, создаваемый СМИ, социологами, культурологами и т.д. Сейчас фотограф стал более свободным в своих работах, он может применить авторский стиль, а не создавать клишированные, стилизаторские работы. Поскольку фотография наполняется метафорами и символами и лишается иконического изображения, она все больше сближается с текстом. Таким образом, следуя семиотике и постстструктурализму, фотография является закодированным сообщением – текстом, который следует разгадать адресату – зрителю. В настоящее время люди все чаще начинают обращаться к фотографии как отражению различных общественных явлений. В социологии объектом исследования становится визуальное искусство, в том числе и фотография. В рамках социологических исследований фотография изучается как документ, однако же, исследователи помнят, что не стоит рассматривать фотографию однобоко – только как отражение реальности. Фотография как документ сближается с текстом. В социологических исследованиях объектом анализа становятся любительские фотографии массового человека – его семейные альбомы, лирические фотографии с друзьями и возлюбленными, коллегами и приятелями. Социологи изучают также фотографии исследователей документалистов – профессиональных фотографов, которые в своих проектах ставят общественные проблемы. Это могут быть фотографии военной хроники, митинги, революции, забастовки и т.д. Также социологи изучают и обратное явление – воздействие фотографии на зрителя. В социологических исследованиях сейчас часто применяют метод фотоинтервью. В рамках этого подхода человек, действующий в эксперименте, более открыт к общению. Фотография для него становится более информативной, нежели вопросы. Общение с помощью фотографии строится легче, чем вербальное интервью. При анализе фотографий раскрываются подсознательные ощущения интервьюируемого, которые с трудом могли бы открыться при простых речевых вопросах ассоциативного ряда. Современное общество - общество массовой культуры. А массовая культура - это культура, адаптированная к рыночной реальности. Можно, сказать, что это культура, адаптированная для сферы досуга. В третьей главе исследования мы рассматривали фотографию как сообщительную функцию средств массовой информации. Фотографы – журналисты зачастую не представляют, как можно работать, не делая подписи к фотографиям. Мы же считаем, что фотография сама по себе должна нести сообщительную функцию, быть заполненной смыслом. Если фотография имеет содержание, подписи не нужны, поскольку это создает пример тавтологии. Современные журналисты еще более не свободны в своих работах, чем фотографы - документалисты. Часто их работа зависит от идеи редактора, начальства, спонсоров. Он вынужден работать по указке вышестоящих людей, а вышестоящие люди пытаются сделать из фотографии продукт масс-медиа. В современной журналистике фотография становится рекламой, а зрители фотографии ее потребителями. Реклама фотографии может быть скрытой или явной в зависимости от смыслов, которые хотел вложить автор фотографии. Фотографии журналистов могут быть о жизни звезд и знаменитостей. Фотографы фиксируют внимание на важных деталях. Например, при съемке известной звезды, редактор одного из глянцевого журнала, может попросить ее надеть ожерелье (которое рекомендовал прорекламировать спонсор). То, что известная личность носит украшение, может повлиять на решение людей купить такое же украшение для себя в магазине. Фотография выступает инструментом масс-медиа, инструментом массовой культуры. Она помогает продвинуть бренды, модные явления, сформировать престиж. Таким образом, журналистские фотографии чаще всего являются мифом, выдумкой, обманом, это постановочные работы, направленные на реализацию того или иного бренда. Однако рекламные функции фотография с блеском выполняет. Фотография наполняется сообщительной функцией и становится текстом, значение которой еще нужно научиться правильно понимать. Работа «Фотография как текст. К постановке проблемы» не могла бы быть написана, если бы мы не использовалось обращение к дискурсу. Благодаря дискурсу возможно прочтение фотографий – объектов, не относящихся к текстовым документам. Тем не менее, фотография рассмотрена нами как текст – знак, носитель информации, сообщение, документ. Фотография рассмотрена нами с точки зрения социологии, философии, культурологии, журналистики. Надеемся на развитие этих идей в научном сообществе, также как и на развитие любых исследований в области фотографий, которых так не хватает в эпоху научно-технического прогресса.
Читать дальше
1. Агеев В. Семиотика. М., 2002. - 254 с. 2.Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. - 408 с. 3.Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. М., 1988. - 341 с. 4.Барт Р. Фотографическое сообщение [Текст] / Р. Барт. - М.: Изд во им. Сабашниковых, 2003. - 114 с. 5.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М.: Медиум, 1996. 6.Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла: Пер. с фр. М., 2000. 7. Березин В.М. Фотожурналистика. - М.: Изд-во РУДН, 2006. 8. Бойцова О.С. Структура фотографического сообщения (на примере любительской фотографии) / [Электронный ресурс] // (). 9. Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии [Текст] / Р. Брекнер. - М.: Интер, 2007. - № 4. - С. 16-21. 10. Бурдье П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение // П. Бурдье. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общая редакция и предисл. Н.А. Шматко. M.: Socio Logos, 1993. - 178 с. 11. Вартанов А. Документальное и художественное // Советское фото. 1980. № 2. 12. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003. 13. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари,1997. 14. Волков А.Г. Язык как система знаков. М., 1966. - 85 с. 15. Гавришина О. «Другая фотография»: заметки о конференции // Синий диван. Вып. VI. 2004 / Режим доступа: http://sinijdivan.narod.ru/sd6rez4.htm 16. Гершун А. Л. Фотография // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XXXVI. — С. 404—418. 17. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры / [Электронный ресурс] // (). 18. Грир Ф. Лучшие фотографы мира: рассказы о них и об их произведениях. Портреты. М., 2007. 19. Голофаст В. Ветер перемен в социологии // Журнал социологии и социальной антропологии, 2000. Т. 3. - № 4. - 54 с. 20. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. М., 1973. - 352 с. 21. Дыко Л. П. Фотоискусство // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981. 22. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М. 1983. 23. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. М., 1962. - 318 с. 24. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1952. - 248 с. 25. Зализняк А.А, В.В. Иванов, В.Н. Топоров. О возможности структурно-семиотического изучения некоторых моделирующих семиотических систем. М., 1962. - 315 с. 26. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1967. - 334 с. 27. Зиновьев А.И. Об основах абстрактной теории знаков. М., 1963. - 267 с. 28. Запорожец О. Визуальная социология: контуры подхода // О. Запорожец. - Интер, 2007. - № 4. - С. 27-36. 29. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. – 2003. - №4. 30. Каган М. Еще раз о документальности и художественности // Советское фото. 1981. № 3. 31. Каган М. О художественной фотографии и о художественности в фотографии // Советское фото. 1968. № 1. 32. Каган М. Функционирование фотографии в современной культуре // Советское фото. 1982. № 4. 33. Кармин А.С., Новиков Е.С. Культурология. М., 2005. - 251 с. 34. Карнап Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике. М., 1959. - 202 с. 35. Коулман А.Д. Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография. – (Photographer.ru). 36. Кранк Э. Дискурс в фотографии: проблема текстовости изображения // Язык, литература и культура в эпоху глобализации: Тенденции развития: Сб. статей международной конференции. Чебоксары, 2008. 37. Кранк Э. Дискурс в фотографии: проблемы текстовости и аксиологии: Доклад на научной конференции «Медиафилософия. Границы дисциплины». СПб., 21-22 ноября 2008. 38. Кранк Э. Метафизическое время в фотографии // Культурологические штудии: ежегодник кафедры культурологии и мировой художественной культуры. Чебоксары, 2008. Вып. 2. 39. Кранк Э. Проблема авторства в контексте фотографического дискурса // Познавая образы мира: культура и искусство в прошлом и настоящем: Сб. статей. Казань, 2008. Вып. 1. 40. Кранк Э. Феномен вернакулярной фотографии как аксиологический тупик // Межвузовская научная конференция «Проблемы региональной культуры»: Сб. статей. Че6оксары, 2008. 41. Краус Р. Переизобретение средства: История фотографии // Синий диван. — 2003. — № 3. — С.105—127. 42. Крауш Л. Я. Бессеребряная фотография // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981. 43. Конкурентные преимущества системной социологии / под ред. А.А. Давыдова. - М., 2008. - 98 с. 44. Крупнов, Р. А. Любительская фотография // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981. 45. Лапин А.И. Фотография как...: Учебное пособие. М., 2003. 46. Лотман Ю. М. Об искусстве: структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. М., 1987. -35 с. 47. Марковский Я.Э. Законы языка фотографии. М., 1988. 48. Марковский Я.Э. Некоторые особенности языка фотографии. - М., 1987. 49. Марковский Я. Э. Фотография как знаковая система : проблемы языка фотографии/Я. Э. Марковский. - М., 1986. 50. Марковский Я.Э. Язык коммуникативной деятельности в фотоязыке. М., 1988. 51. Марковский Я.Э. Язык фотографии как семиотическая проблема. М., 1988. 52. Мещеркина Е. Субъектив камеры // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпрета¬ция,- №1. С.85-86 53. Морозов С. А. Против устарелого понимания художественности // Советское фото. 1967. № 4. 54. Морозов С. А. Творческая фотография. М., 1996. 55. Морозов С.А. Фотография как искусство. М., 1972. 56. Новая история фотографии / Под ред. Мишеля Фризо. Пер. с франц. — СПб.: Machina; Андрей Наследников, 2008 57. Ногин П. А. Документальная съёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981. 58. Печурина А. Искусство фотографии как дискурс власти // www.socionet.ru 59. Поллак П. Из истории фотографии. М., 1983. 60. Раппапорт А. Фотографичность и автоматизм (недоступная ссылка с 22-05-2013 (345 дней) — история, копия) // Советское фото. — 1987. — № 6. 61. Раппапорт А. Глубина резкости // Советское фото. — 1988. — № 6. — С.23—24. 62. Раппапорт А. Историческое время в фотографии // Мир фотографии / Сост. В.Стигнеев и А.Липков. — М.: Планета, 1989. — С.35—39. 63. Рыклин М. Роман с фотографией // P Барт. Camera lucida : Комментарий к фотографии. - М.: AD Marginem, 1997. – 523 с. 64. Савчук В. Философия Фотографии. СПб., 2005. 65. Сапаров М. А. Импрессионизм и фотография // Материалы научной конференции, посвященной первой выставке импрессионистов. Государственный Эрмитаж. 22-23 октября 1974 г. — Л.:1974. — С.17-19. 66. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. - 305 с. 67. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971. - 165 с. 68. Степанов Ю.С. Семиотика: Антология. М., 2001. - 700 с. 69. Стигнеев В. О фотографии художественной и нехудожественной // Фотография: Проблемы поэтики / Сост. В. Стигнеев. М., 2008. 70. Стил Э. Лучшие фотографы мира и истории создания их работ. Фотожурналистика. М., 2006. 71. Суконик А. Что такое есть художественная фотография? http://club.foto.ru/info/articles/article.php?id=159 72. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. – Воронеж, 2000. 73. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы.- СПб.: Питер, 2005. 74. Усманова А. Повторение и различие, или «Еще раз про любовь» в советском и постсоветском кинематографе // Новое литературное обозрение. - №69. – 2004 / Режим доступа:http://magazines.russ.ru/nlo/2004/69/us12.shtml 75. Фотография. Энциклопедический справочник. – Минск, 1992. 76. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. 1977, №5. - 68 с. 77. Харт Расселл. Фотография для «чайников» = Photography For Dummies. — 2-е изд. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 368. 78. Цветная фотография // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XXXVIIa. — С. 856—858. 79. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. М., 2000. - 682 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image