Введение
Глава 1.Проблемы детей с нарушением слуха………………………………….5
1.1. Нарушения слуха……………………………………………………………..5
1.2. Психическое развитие детей с нарушением слуха…………………………8
Глава 2. Игровая деятельность детей с нарушением слуха ………………….17
2.1. Значение игры в жизни ребенка……………………………………………17
2.2. Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха…………………20
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература
Читать дальше
Слух играет очень важную роль в жизни человека, а ребенка – особенно.
Слух помогает ребенку адаптироваться в окружающей обстановке, способствует
его общению, правильному формированию речи. Если ребенок недослышит, и него
развивается тугоухость, то это сказывается на его общем развитии, на
психоэмоциональном развитии, характерологических особенностях. И, что самое
главное, на правильном формировании речи.
В процессе работы были выполнены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована специальная и психолого-педагогическая
литературу по проблеме исследования.
2. Изучены особенности развития детей с нарушением слуха.
3. Рассмотрены особенности игровой деятельности детей с нарушением
слуха.
4. Сделаны выводы.
Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха
ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно,
говорить. Кроме того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы
опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать
коммуникативные навыки. Слух - это больше, чем просто один из органов
чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера
ребенка.
Даже несильное, врожденное или наступившее в раннем возрасте, снижение
слуха у детей приводит к потерям в формировании речи: нарушениям
звукопроизношения, неправильному оформлению фраз и построению высказываний.
В тоже время, своевременная коррекция слуха ребенка дает возможность его
полноценного развития и предотвращения тяжелых последствий. Поэтому любые
подозрения относительно ухудшения слуха малыша должны сразу проверяться у
сурдолога. Сегодня для решения проблем слуха у детей врачи широко
используют слухопротезирование (применение слуховых аппаратов). Однако
родители должны понимать, что слуховой аппарат является лишь помощником в
восприятии звуков ребенком и для полной реабилитации слабослышащим детям
нужен комплекс медицинских и психолого-педагогических мероприятий. В работе
с ребенком должны принимать участие родители, логопеды и сурдопедагоги.
Важную роль в помощи слабослышащему ребенку играет также социальная
адаптация и полноценное общение со сверстниками, которое он получает в
процессе игровой деятельности. Кроме того, игра является важнейшим
средством речевого развития детей с нарушением слуха, становясь непременным
условием их всестороннего развития. Формирование правильной речи у детей с
нарушением слуха – это сложный и длительный процесс. Ведь игру называют
спутником детства, она так же, как и речь, не возникает стихийно, а
развивается под руководством взрослого и совместной деятельности с ним. В
игре ребенок двигается, говорит, думает, активизируются все речевые
процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Таким образом, мы может говорить о том, что игра в жизни ребенка, том
числе и с нарушением слуха, не пустое времяпрепровождение, а деятельность,
в которой развиваются память, внимание, мышление, в доступной форме
формируются все необходимые знания, умения и навыки, а также происходит
усвоение общечеловеческих ценностей.
Читать дальше
. Боскис P. M. Глухие и слабослышащие дети. Изд. Советский спорт. 2004. с. 304. 2.39ISBN: 5-85009-891-7
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. 654с.
3. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1975.
4. Григорьева Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушенным слухом. - М., 2006.
5. Грицук Н.А. Формирование личности в условиях слуховой депривации: общее, специальное, специфическое. - М., 2004.
6. Голвчиц Л.А., "Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха",Издательство "Владос", 2001
7. Зыкова М.А. Самостоятельное общение глухих школьников в процессе совместной деятельности // Дефектология. - 1995. - № 4. - С.38-43.
8. Королева И., Янн П."Дети с нарушениями слуха" Санкт -Петербург : КАРО , 2011 .
9. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей раннего возраста. Спб.: КАРО, 2005.
10. Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших детей и взрослых восприятию устной речи. / Учебно-методическое пособие. - М., Институт учебника "Пайдейя", 2000. - 304 с., ил.
11. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., КрасильниковаО.А.,"Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях", из-во "Каро", 2006.
12. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста. //Дефектология. - 1997. - № 4.
13. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.
14. Сошникова Н. Г. Альманах ИКП РАО //Изучение самостоятельной игравой деятельности старших дошкольников с нарушением слуха. – 2005.
15. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие. Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - 2-е изд. - М., Издательство "Экзамен", 2004. - 96 с.
16. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519с.
Читать дальше