Введение 3
1. Факторы развития и охраны зрения детей в норме и при патологии. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации в образовательном учреждении. 4
2. Организация зрительной работы детей с нормальным и нарушенным зрением. Режим зрительных нагрузок. 12
Заключение 28
Список литературы 29
Читать дальше
Рассматриваемый вопрос особую актуальность приобретает в организации образовательного процесса слабовидящих и детей, имеющих функциональное снижение зрения, полностью не корригируемое оптическими средствами.
Оптико-физическая характеристика изображений, контрастность фона изображению, размер зрительных стимулов (в целом и детали), условия демонстрации прямо определяют качество зрительного восприятия и зрительную работоспособность слабовидящего ребенка.
В практике обучения детей амблиопией и косоглазием следует неукоснительно и систематически следует придерживаться определенных требований к подбору наглядно-демонстрационного, иллюстративного и печатного материала, что связано со значительным снижением остроты зрения, которая, как отмечалось выше, является одним из основных критериев оценки способности к зрительному анализу форм, размеров, структуры и ориентации объектов в пространстве. Качество разрешения зависит от сложности объекта.
Очевидно, что, организуя зрительную работу слабовидящих детей с определенными показателями остроты зрения, необходимо подбирать наглядный материал, в котором бы зрительные стимулы по размеру и форме в основном соответствовали бы остроте зрения. В офтальмологической литературе приводятся данные о соотношении показателей остроты зрения, величины объекта и отдельных его деталей. Тифлопедагог может использовать эти данные как оценочные критерии при выборе наглядного материала для образовательного процесса слабовидящих. Однако, учитывая роль функции пространственной контрастной чувствительности, важно помнить, что если объекты восприятия мало контрастируют с фоном, то приводимые размеры должны быть увеличены приблизительно в полтора раза.
Читать дальше
1. Аветисов Э.С. Как беречь зрение. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000.
2. Арнаутов А.Г. Здоровье ваших глаз. Что важно знать о зрение. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
3. Белякова О.В. Ермолович З.Г. Особенности зрения частичнозрячих и слабовидящих учащихся и как беречь зрение в условиях образовательной интеграции.// Особенности интегрированного обучения детей с нарушением зрения.
4. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Как сохранить зрение у детей. – Сталкер, 2000.
5. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. – М.: Советский спорт, 2000.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Владос, 2000.
7. Квасова М.Д. Зрение и наследственность. – М. – СПб.: «Диля», 2002.
8. Комплексная реабилитация детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. – М. – СПб., 1999.
9. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб., «Детсво-Пресс», 2002.
10. Плаксина Л.И. Подвижные игры для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – СПб.: «Детство Пресс», 2005.
11. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: Город, 1998.
12. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. – ЗАО «Эсети-Кудиц», 2006.
13. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). – СПб., 2001.
14. Рухлова С.А. Основы офтальмологии. – М.: Медицинская книга Н. Новгород, Изд-во НГМА, 2001.
15. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. – Н. Новгород, 2001.
16. Сомов Е.Е. Первичная глаукома. – СПб., 2001.
17. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровы дошкольник./ Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И. – М.: АРКТИ, 2001
18. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2003.
19. Шамшинова А.М., Волков В.В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. – М.: Медицина, 1999.
20. Шаповалова И.Н. Справочник по глазным болезням. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
21. Шкарлова С.И. Глаукома и катаракта. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
22. Шкарлова С.И., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. – Рост, 2000.
Читать дальше