Тема: Гармонизация мелодии на первых этапах изучения гармонии
Введение……………………………………………………………2
Тема 1. Большие и малые трезвучия. Четырёхголосие……..8
Тема 2. Функциональная система главных трезвучий………8
Тема 3. Соединение основных трезвучий……………………….9
Тема 4. Гармонизация мелодии главными трезвучиями……..12
Тема 5. Перемещение аккорда…………………………………….12
Заключение…………………………………………………………..14
Пример гармонизации мелодии……………………………………15
Список литературы…………………………………………………..17
Читать дальше
Прежде чем приступить к гармонизации мелодии, нужно проанализировать её строение:
1. Каждый звук мелодии может быть функционально определён как основной, терцовый или квинтовый. При возможности двоякого истолкования необходимо следить за дальнейшим развитием мелодии, это позволит избежать неправильных соединений и нежелательной последовательности субдоминанты и доминанты.
2. Первым и последним аккордом почти всегда является тоника. Исключения могут быть, когда мелодия, например, начинается из затакта, в этом случае первым аккордом может быть доминанта. Очень редко первым аккордом будет субдоминанта.
3. Следует избегать так называемых «гармонических синкоп», когда гармония повторяется после тактовой черты. То же касается и относительно сильных долей в сложных тактах. Исключением может быть, если аккорд вступил на сильное время, в этом случае аккорд может быть продлён и за пределы такта.
4. Необходимо следить за каждой парой тактов: первого со вторым, второго с третьим и т. д.
5. Бас должен представлять собой волнообразную линию ограниченного диапазона и избегать двух подряд ходов на квинту и по возможности на кварту, особенно, если он начинается и заканчивается на сильную долю. При перемещении аккорда допускается ход баса на октаву.
6. Установить, какие терцовые ходы являются признаком перемещения в рамках одного трезвучия, а какие требуют мелодического соединения одного аккорда с другим;
7. Отметить все виды перемещения, указанные в мелодии квартовыми скачками;
8. Учесть, что нисходящие скачки на квинту или сексту потребуют смены расположения с широкого на тесное, а восходящие – с тесного на широкое, поэтому к таким моментам тесное и широкое расположение следует приготовить.
Читать дальше
И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов, «Учебник гармонии», М., «Музыка», 1965
Читать дальше