Особую актуальность в современных условиях приобретает обеспечение информационной безопасности личности, в том числе от практики торговли людьми. Как справедливо отмечают авторы научного комментария к Модельному закону "О противодействии торговле людьми", развитие новых технологий информации придало новые аспекты феномену торговли людьми. Учитывая психолого-возрастные особенности, наиболее уязвимой социальной группой являются дети. Так, в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" обращается внимание на то, что развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. Ряд общих мер защиты несовершеннолетних от потенциально опасной информации предусматривает вступивший в силу 1 сентября 2012 г. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Также следует признать положительной практику подключения общеобразовательных учреждений России к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки РФ. Однако с учетом трансграничного характера сети Интернет требуется развитие международного сотрудничества государств по разработке и глобальному внедрению технологий, обеспечивающих безопасное нахождение детей во Всемирной сети, в том числе специально направленных на защиту их от опасности стать жертвами торговцев людьми.
Использование сети Интернет распространено и в целях вербовки совершеннолетних лиц. В условиях отсутствия в Российской Федерации специального законодательства в сфере высоких технологий вопрос об определении субъектов юридической ответственности и необходимости дифференциации ответственности участников интернет-отношений за производство и размещение информации, способствующей вовлечению потенциальных жертв в сферу торговли людьми, по-прежнему требует законодательного решения.
В связи с тем, что вербовку часто осуществляют через фирмы, занимающиеся трудоустройством, туристическим бизнесом, брачные агентства и т.п., следует установить повышенные требования к отдельным видам деятельности (работ, услуг), при осуществлении которых имеются возможности для торговли людьми и (или) их эксплуатации. Так, Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011 - 2013 гг. содержит рекомендацию установить и активизировать лицензионный контроль, государственный надзор, а также мониторинг предпринимательской деятельности структур, занимающихся: а) международной брачной посреднической деятельностью и модельным бизнесом, трудоустройством граждан за рубежом, организацией отдыха и туризма; б) организацией обучения, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, международного усыновления детей, а также выезда молодежи для участия в спортивных и культурно-массовых мероприятиях за рубежом.
Особое внимание должно уделяться выезжающим за границу детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как наиболее уязвимым категориям. Применительно к Российской Федерации, заслуживает внимания Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", который устанавливает механизм, позволяющий контролировать организацию выезда таких детей на отдых и оздоровление за границу, и способствует решению проблемы их невозвращения в Россию. В частности, расширены контролирующие функции органов опеки и попечительства, а также установлена обязанность предъявления повышенных требований к юридическим лицам, организующим такие поездки.
В сфере противодействия торговле людьми следует признать положительным законодательный опыт Республики Беларусь. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. деятельность по трудоустройству граждан за границей, а также деятельность, связанная со сбором и распространением информации о физических лицах в целях их знакомства (деятельность брачного агентства), относятся к категории лицензируемых. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. "О противодействии торговле людьми" запрещает публиковать объявления о трудоустройстве и учебе граждан за пределами Белоруссии без их согласования с Министерством внутренних дел и Министерством образования соответственно. Указанные ведомства обязаны размещать в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, имеющих лицензии на такую деятельность. Кроме того, МВД Республики Беларусь должно вести и публиковать перечень организаций, признанных Верховным судом Республики Беларусь причастными к торговле людьми.
Следует отметить, что данные о торговле людьми, органами и тканями человека входят в перечень информации, подлежащей передаче в Межгосударственный информационный банк, что обусловлено транснациональным характером рассматриваемого преступления. Создание совместного банка данных о транснациональных преступных группах, их лидерах, юридических и физических лицах, причастных к торговле людьми, а также об исчезнувших лицах, которые, вероятно, стали жертвами торговли людьми, - одно из основных направлений сотрудничества по противодействию торговле людьми в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека 2005 г. Обмен информацией, как и любое другое направление сотрудничества, требует гармонизации подходов государств к криминализации и пенализации общественно опасных деяний в сфере торговли людьми.
Таким образом, важность качественной реализации норм международного права, направленных на повышение эффективности противодействия торговле людьми, заключается не только в совершенствовании национального правового регулирования данной проблемы, но и в достижении цели гармонизации (сближения, унификации) законодательства государств, что, в свою очередь, выступает основой для объективно необходимого сотрудничества государств и иных субъектов международного права в сфере противодействия торговле людьми, обеспечения международной безопасности и правопорядка. Актуальность решения рассматриваемой задачи подтверждена в положении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. о прогнозируемом росте угроз, связанных с торговлей людьми и иными формами транснациональной организованной преступности.