Введение 3
1. Теоретические основы межкультурной коммуникации 6
1.1. Понятие межкультурного общения 6
1.2. Основные особенности и проблемы межкультурного взаимодействия 9
2. Национальные автостереотипы русских 15
2.1. Понятие этнических стереотипов 15
2.2. Стереотипы национальных характеров 17
2.3. Национальные автостереотипы русских и их отражение в языке
современного периода 21
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
Межкультурное общение представляет собой такую форму коммуникации нескольких представителей разных культур, в ходе которой обязательно происходит обмен культурными ценностями, а также и информацией взаимодействующих культур.
Процесс межкультурного взаимодействия определяется именно как специфическая форма деятельности, не ограничивающаяся только знаниями иностранных языков. Данное взаимодействие также требует знания духовной и материальной культуры народа, его религии и ценностей, а также мировоззренческих представлений и многого другого. Все это в совокупности определяет модель поведения в процессе коммуникации.
Хотелось бы отметить также тот факт, что мышление, а также поведение разнообразных народов мира всегда были и будут совершенно различными. Но определенная адаптация к другой культуре поможет избежать различных оскорблений, а также конфликтов. Всем нужно знать определенную меру, а также не предпринимать каких-либо попыток для сокрытия своих национальных особенностей. Так, например, от жителя Англии все всегда ожидают поведения именно по-английски, а от русского человека – по-русски и никак иначе.
Когда заходит речь о России, то можно услышать самые разнообразные мнения о ее народе. Есть, правда, одно, в чем сходятся почти все иностранцы — это загадочность и необъяснимость России и «русской души». Нельзя не вспомнить и о пресловутых морозах. Россия действительно самая холодная страна в мире, в большинстве регионов зима длится четыре-пять месяцев, а на Севере – десять. Даже в Москве, которая расположена в средней полосе, морозы под 30 градусов не редкость. Поэтому русские носят знаменитые меховые шапки-ушанки, которые иностранные туристы любят покупать в качестве сувениров.
Можно сказать, что этнический стереотип является одним из определенных видов социальных стереотипов, который представляет коллективное достаточно устойчивое эмоционально окрашенное, а также обобщённое, упрощённое представление одной этнической группы о определенной другой этнической группе и о самой себе. Данное представление складывается по большей части именно на уровне обыденного сознания. Представления передаются следующим поколениям в виде определенных однозначных сущностей. То есть этнический стереотип является схематизированным и чрезвычайно устойчивым образов определенной этнической группы. Данный образ очень легко распространяется абсолютно на всех ее представителей.
Автостереотипы являются представления членов некоторой конкретной этнической группы именно о самих себе. Здесь ключевым объектом этнического стереотипа можно назвать наиболее типичных представителей своей собственной этнической группы. Автостереотипы часто приводят к этноцентризму, то есть сознательному или же бессознательному предпочтению именно своего народа, а также своей культуры перед прочими. Ключевой особенностью автостереотипов можно назвать активное стремление этнической общности внести в их определенное содержание что-либо от идеала, то есть подчеркнуть самобытные черты своего национального характера.
Русские люди сами считают себя довольно симпатичными. Главные их черты - ум, доброта и желание жить по правде. Добрые и умные русские люди видят себя наиболее мотивированными по сравнению со всеми другими нациями. У них выражены потребности, они стремятся управлять, стремятся к новым свершениям, хотят любви и дружбы и при этом не забывают о физиологических потребностях. Исследования противоречивости русской души в свое время стали предметом изысканий многих русских историков, философов, писателей. У В.Ключевского, Н. Лосского, Н.Бердяева и др.
Читать дальше
1. Большая Советская Энциклопедия» Александров В.В. – 1981 год
2. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 2009.
3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1999.
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина). - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 352с.
5. Знаков В.В. Понимание правды и лжи в русской историко-культурной традиции / В.В.Знаков // Этническая психология и общество. – М.: Флинта, 2009. – С. 19-126.
6. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика М.: Эдиториал УРСС, 2011. — 352 с.
7. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ-С, 2009. – 224
8. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие, М.: 2010.
9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2010.
10. Владимирова Л.В. Национальные автостереотипы русских и их отражение в языке современного периода. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.kpfu.ru/f10/publications/2004/articles.php?id=6&num=17000000
11. Коммуникация. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cgi?ph=%EA%EE%EC%EC%F3%ED%E8%EA%E0%F6%E8%FF&action=%CF%EE%E8%F1%EA
12. Особенности межкультурного взаимодействия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psyhologyguide.ru/psyhols-95-3.html
13. Проблема межкультурного отношения в современном мире. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/041208/68.html
14. Смолина Т. Л. К вопросу о проблемах межкультурного взаимодействия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://humanpsy.ru/smolina/sweden
15. Стереотипы национальных характеров. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vaal.ru/show.php?id=91
Читать дальше