Труд Григория, епископа Турского, охватывает гигантский исторический пласт – от сотворения мира до уже современных автору событий VI века. Раннее западное Средневековье – крещение короля Хлодвига, завоевание Аквитании и Бургундии, возникновение и развитие Франкского государства, междоусобные раздоры между сыновьями короля Хлотаря – предстает перед нами полной драматизма эпохой. Историческое повествование перемежается забавными историями, ироническими пассажами, знаменитыми и неизвестными анекдотами, делая труд Григория Турского не только достоверным источником информации, но и интересной для чтения книгой.
До сих пор неясно, явилось ли переселение «народов моря» причиной Троянской войны или, напротив, сама война послужила причиной переселения, но как бы ни обстояло дело связь между этими событиями очевидна. Это переселение завершает историю первой империи, объединяющей в себе индоевропейские народы, уже уклоняющиеся в язычество. Троянская война – это история падения последнего бастиона изначального этнического континуума и религиозного индоевропейского монотеизма. Так же как и пеласги-филистимляне, которые согласно Геродоту «не призывали по именам отдельных богов» (История II, 52), все троянцы верили некогда в единого Бога. Когда индоевропейские народы потеряли связующее их звено – правящих царей из рода теократов - «тевкров» (в самом имени которых запечатлена идея «Божественной власти», от основы *Tew – *Teu – *Tiu), они одновременно утратили единство своего священного языка, и молитва народов севера умолкла более чем на тысячу лет…Как уже говорилось вначале, именно к последнему троянскому царю возводили свой род Меровинги, к которым принадлежал Хлодвиг. Поэтому появления в Северной Европе Православного государства, объединяющего многие народы и значение этого факта не могли быть скрыты от святой Хродехильды. Возвращаясь к главной теме нашей статьи, мы можем сейчас говорить о том, что присоединение Бургундии к государству Меровингов в оптике Православия, выступает как частный случай противостояния мировой энтропии и шаг, направленный к возвращению изначального единства. Поэтому отправляя своего старшего сына в поход на бургундов, Хродехильда продолжает дело, начатое ее мужем – Хлодвигом I Меровингом.
Святая Хродехильда Бургундская «исполненная днями и благими делами» почила в Туре, а ее тело было доставлено в Париж. Она почитается церковью, как покровительница сирот, вдов и властителей. Согласно церковному преданию , по Ангельскому откровению, она вооружила Хлодвига для боя экю, украшенное тремя Геральдическими лилиями - эмблемой Святой Троицы, которые стали эмблемой королей Франции(их значение – огромная отдельная тема).Ее святые мощи хранились в храме Петра и Павла, который был возведен ею вместе с мужем в 507 г. по Р.Х. Позже он стал главным храмом аббатства св. Женевьевы. Ныне о нем напоминает лишь башня, поскольку в революционном 1793-м. аббатство подверглось грабежу и осквернению, а спустя небольшое время было вовсе разрушено…После Хлодвига держава «длинноволосых правителей» (лат. reges criniti) просуществовала около двухсот пятидесяти лет, пока в 752 году в сговоре с папой Захарием Iтрон не захватил узурпатор Пипин Короткий. Никто не заметил больших изменений, ведь изменник присяги сам был франком и даже укрепил государство и прославился множеством побед; но с него начинается история совсем иной, католической Европы. Пройдет еще пятьдесят семь лет, и его сын Карл, прозванный «великим», на Аахенском соборе 809 г. потребует от папы изменения Символа Веры и введения в него пресловутого filioque. Однако тогда Рим не сделал губительного для себя шага, но псевдо-империя Карла пипинида продолжала крепнуть, пока наконец в 1054 г. на алтарь Софийского храма в Константинополе не была положена знаменитая «Отлучительная грамота». Так с падением династии Меровингов завершилась история Православной Европы и началась другая история, но мы верим, что когда-нибудь, может быть накануне Конца этого мира, Европа вернет себе свою Традицию! Ведь славен Бог во Святых своих, а Он поругаем не бывает. Святая Хродехильда, моли Бога о нас!