Телевидение является средством информации, имеет возможность одновременно обратиться к многомиллионной аудитории, в частности, благодаря прямым эфиром. В первые десятилетия своего существования телевидения ограничивалось ролью средств массовой информации, неся сообщения о событиях, происходящих в мире. Впоследствии складывается система информационно-публицистического телевидения, создаются художественные, музыкальные, развлекательные, учебные программы. Телевидение приобретает все большую популярность из-за оперативность, возможность донести до большой аудитории нужную информацию и т.д..
Во второй половине ХХ в. получает распространение массовая культура, рассчитанная на доступный, заниженный уровень восприятия. Ее появление связано с развитием средств массовой коммуникации - прессы, радио, телевидения, кинематографа, видео, звукозаписи, сети Интернет, которые способствовали тиражированию и распространению явлений культуры, донесению их до самых широких масс. Родиной массовой культуры считается США. Типичными жанрами масскульта стали детектив, женский роман, фантастика, триллер, вестерн, боевик, телесериал, мелодрама, фильм ужасов, комикс, мюзикл, эстрадная музыка, мода и т.д..
Сегодня СМИ, в частности документальный телевизионный фильм рассматривается как кинематографическое произведение, предметом которого являются реальные герои и реальные факты, события и явления, создаваемый без использования актеров и декораций.
Рядом с документальным фильмом стоит фильм документально-художественные. Докуменально-художесвенные фильмы — это кинематографическое произведение, главным героем которого являются актеры, события, факты и явления, но снятый с использование актеров и фактов игрового кино.
Вообще, жанр принято рассматривать как большая группа текстов, которые имеют общие признаки.
Жанры играют важную роль во внутреннем и внешнем журналистском общении.
Сегодня в пределах жанра документального кино называют такие:
1. Агитфильм — короткометражный художественный или документальный фильм публицистического характера, используемый в целях политической агитации.
2. Беседа (-ы) — жанр аналитической публицистики, монолог, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящий в дискуссию).
3. Видовой — географический, географо-этнографический, краеведческий фильм. Воспроизводит на экране образ того или иного определенного уголка мира, выявляет его природные особенности, показывает жизнь и деятельность людей, населяющих это место, преобразующих окружающую их природу и создающих экономические и культурные ценности.
4. Интервью — один из жанров публицистического стиля, фиксирующий беседу интервьюера с одним или несколькими лицами.
5. Исследование — изучение, анализ какого-либо явления или предмета. (Синонимы: изучение, анализ, испытание, мониторинг, изыскание).
6. Киножурнал — вид кинохроники, содержащий короткую информацию о жизни страны, внутренних и международных политических событиях и др.
7. Кинохроника (хроника) — оперативная киноинформация (репортаж) об актуальных событиях и фактах современной жизни (на момент съемок).
8. Короткометражный — кинофильм, не превышающий размером 4-5 частей (40—50 мин. экранного времени).
9. Научно-популярный — один из жанров научного кино, который рассказывает об основах различных наук, научных или технических достижений человека, естественных явлений природы. К этому виду кино традиционно относят фильмы по искусству, спорту, кинопутешествий и т. д.
10. Научно-производственный — один из видов научного кино; пропагандирует новую технику и прогрессивные методы труда в народном хозяйстве.
11. Научно-фантастический — вид киноискусства; основной прием — мысленный эксперимент, показ возможностей и опасностей научного прогресса, постановка перед зрителями важнейших проблем современного мира (нравственных, философских, социальных). Заставляет задуматься о будущем человеческой цивилизации.
12. Учебный — один из видов научного кино, предназначенный для использования в учебном процессе.
13. Обозрение — жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий". Определяющий признак — единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации.
14. Обучающий — видеофильмы обучающего характера, предназначенные для повышения тех или иных навыков.
15. Псевдодокументальный (мокьюментари) — кинематографический и телевизионный жанр, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация. Фильмы этого жанра стилизованы под документальные, но описывают никогда не имевшие места в действительности, вымышленные события.
16. Реконструкция — воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.
17. Эксперимент — может быть методом и жанром. Это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами
Исследовав особенности кино, приходим к выводу, что фильм «Я был там не по собственной воле…» выполнен в жанре документальной репродукции с вкраплениями игрового кино.