Введение – стр.3
Обзор полемики по вопросу телесности ангелов и душ между свт. Феофаном Затворником и свт. Игнатием (Брянчаниновым) – стр.4
Заключение – стр.11
Список литературы – стр.12
Читать дальше
В заключение хочется подчеркнуть, что ни святитель Феофан, ни, тем более, святитель Игнатий не были догматистами в строгом смысле слова. Бесспорно, каждый из них обладал блестящим интеллектом, выдающимся литературным талантом и широкой богословской эрудицией. Но всё же направление богословских интересов у святителя Феофана в течение всей его жизни было скорее нравственно-педагогическим, а у святителя Игнатия - аскетическим, нежели сугубо догматическим. Поэтому догматическая тема о природе ангелов и человеческих душ была раскрыта этими авторами под специфическим углом зрения каждого.
Святитель Игнатий ставил целью сообщить правильное аскетическое руководство в опыте реального общения с духовным миром. Он серьёзно опасался того, чтобы подвижника не застала врасплох встреча с теми духовными сущностями, которых западное богословие рисовало в слишком абстрактных тонах.
Святитель же Феофан был озабочен тем, чтобы учение о некой вещественности и пусть тонкой, но телесности ангелов и, в особенности, души человека, не сыграло на руку воинствующему материализму, который на тот период и так сделал колоссальные успехи в покорении общественного сознания.
Таким образом, с точки зрения мотивации, у каждого из оппонентов была своя правда. А вот с точки зрения догматической полемика святителей Игнатия Кавказского и Феофана Затворника наглядно продемонстрировала, насколько широкая пропасть во второй половине XIX века проходила в русском православии между академическим богословием и опытным богопознанием.
Читать дальше
Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). Всегда с Богом.
Деяния Вселенских соборов. СПб, 1996. Т. 4.
Дмитрий Предеин, протоиерей. Полемика святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов.
Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М., 1904.
Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. М.-СПб.: Изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. П.Флоренского, 1995.
Лосский В.Н. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991. § 12
Никанор, архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. СПБ., 1888. Т. 3: Критика на Критику чистого разума Канта.
Платинский С. (Евгений Роуз). Приношение православного американца. - М.: Издательский дом Русский паломник, Валаамское общество Америки, 2008
Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008.
Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Часть II На пути к катастрофе. (Кризис церковной культуры).
Святитель Феофан Затворник. Божие устроение (Душа и Ангел). - М.: Издательство Благовест, 2009.
Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти.
Феофан Затворник, свт. Душа и ангел - не тело, а дух. М.: Талан, 1997
Читать дальше