Введение 3 1. Характеристика понятия субкультуры 7 2. Основные признаки и функции субкультуры 10 3. Молодежная культура как субкультура 13 3.1. Гоп движение 18 3.2. Панк 21 3.3. Скинхеды 25 3.4. Готы 26 3.5. Эмо 30 Заключение 33 Список использованной литературы 35

Изучение субкультур методом включенного наблюдения

курсовая работа
Социология
20 страниц
81% уникальность
2014 год
162 просмотров
Сергеева Е.
Эксперт по предмету «Социологическое исследование»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Характеристика понятия субкультуры 7 2. Основные признаки и функции субкультуры 10 3. Молодежная культура как субкультура 13 3.1. Гоп движение 18 3.2. Панк 21 3.3. Скинхеды 25 3.4. Готы 26 3.5. Эмо 30 Заключение 33 Список использованной литературы 35
Читать дальше
Субкультура есть ничто иное, как особая и обособленная сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценностей. Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х - 60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением . Согласно словарю «Субкультура- система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества». Можно разделить субкультуры по таким признакам : Связанные с музыкой - металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура; Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни - готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы; Группы современного искусства - графиттеры, брейк-дансеры; Связанные со спортом - спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры; Связанные с играми, уходом в другую реальность - ролевики, толкиенисты, геймеры; Связанные с компьютерными технологиями - хакеры, геймеры; Враждебно или асоциально настроенные группы - панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты. Разработкой данной темы занимались такие авторы как: Багдасарьян Н. Г., Качалова К.


Посчитать стоимость написания курсовой работы можно на нашем калькуляторе.


. Н., Матецкая А. В., Маркова А. Н., Столяренко Л. Д., Мартысюк П. Г., Колдина Д. Н., Гуревич П. С. и др. Включенное наблюдение – это метод социологического исследования, особенностью которого является то, что исследователь сам становится участником того социального явления которое он собирается изучать. Пример включенного наблюдения: социолог, изучающий межличностные отношения в среде байкеров внедряется в их среду, сам на время становится байкером, «тусуется» с ними и изнутри изучает все особенности их общения. Метод включенного наблюдения предполагает неформальный сбор интересующих исследователя данных. Это не заполнение изучаемыми анкет, не интервью с ними, а просто наблюдение за социальным явлением и фиксация увиденного и услышанного. Часто отчет по результатам включенного наблюдения носит описательный характер и не предполагает каких-либо глобальных обобщений и точных цифр, хотя иногда применение метода включенного наблюдения и позволяет делать более глобальные обобщения . Включенное наблюдение в социологии, как и любой другой метод сбора первичных данных имеет свои недостатки или ограничения : - Достаточно трудоемкий характер и высокие затраты времени и денег, поскольку, как правило, наблюдение длится достаточно долго - Возможно влияние исследователя на изучаемый им социальный процесс - В некоторых случаях применение метода включенного наблюдения может быть опасным для здоровья или даже жизни исследователя. Например, при изучении среды наркоманов, преступников и прочих асоциальных элементов. - Существует также этический аспект, поскольку исследователь не всегда может предупреждать изучаемых им людей о том, что он за ними наблюдает, а делать это скрытно, например, для того, чтобы их поведение оставалось естественным. В данном случае речь идет о так называемом эффекте Хоуторна. Хоуторн провел ряд исследований, в которых показал, что исследователь может оказывать влияние на результаты включенного наблюдения, так как между ним и исследуемыми могут завязываться дружеские отношения или просто потому, что люди знали, что находятся под наблюдением и корректировали свое поведение. Первые два из названных выше недостатков включенного наблюдения также свойственны и не включенным методам наблюдения. Несмотря на все трудности метод включенного наблюдения является очень ценным социологическим методом исследования и дополняет прочие социологические методы. Особенно незаменим метод включенного наблюдения там, где исследуемая социальная деятельность скрытна. В свете этих положений актуальность данной курсовой работы очевидна и заключается в необходимости изучения субкультур методом включенного наблюдения как проблемы комплексной. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе изучения субкультур методом включенного наблюдения. Предметом исследования являются особенности, присущие различным существующим субкультурам. Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности различных субкультур. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач: 1. Формирование характеристики понятия субкультура; 2. Рассмотрение основных признаков и функции субкультур; 3. Анализ молодежной культуры как субкультуры. Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература. Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания, наблюдения. Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, трех глав и заключения

Читать дальше
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции. Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться в общество, в его культурную жизнь. Во-вторых, субкультуры при всей их относительной «отдельности», изолированности в рамках доминирующей культуры всё же взаимодействуют с ней, становятся известны большому числу людей, принадлежащих иным субкультурам. Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, причёска, бижутерия); манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования). Среди молодёжных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры нижнего класса (рокеры, бритоголовые, панки, футбольные фанаты и другие) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Изучая субкультуры и общаясь с представителями некоторых из них, нами было установлено, что эти разновидности получили распространение на постсоветском пространстве культуры. Субкультуры нижнего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или поведения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследователи относят: поиск духовного удовлетворения в творчестве, стремление к формированию и выражению индивидуальности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что молодежная культура – это, прежде всего, возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.
Читать дальше
1. Андреев А., Туровский Д. Эмо и готы отстаивают свои цвета // Газета «Коммерсантъ» № 125/П(3942) от 21.07.2008. 2. Багдасарьян Н. Г. Культурология / Н. Г. Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2012. - 50 с 3. Вентере Дж. Школа гота: насущное руководство для готов и всех, кто питает к ним симпатию. СПб.: Азбука, 2012. 4. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532 5. Гуревич П. С. Культурология / П. С. Гуревич. - М.: Омега-Л, 2012. - 232 с 6. Ирхин Ю. В. Социология культуры / Ю. В. Ирхин. - М.: Экзамен, 2006. - 128 с 7. Каримов Р. Черно-белая Готика//Газета «АиФ Я хочу всё узнать!», выпуск 23 (71) от 06.12.2005. 8. Качалова К. Н. Культурология / К. Н. Качалова, Е. Е. Израилевич. - М.: Юрайт, 2012. - 76 с 9. Колдина Д. Н. Культурология / Д. Н. Колдина. - М.: Юрайт, 2012. - 176 с 10. Корзун Н. В. Рок, игры, мода и реклама, М., «Советская Россия», 1989. 11. Коряковгев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Журнал «Урал» №9, 2006. 12. Кравчек Д. И. Кто такие эмо и готы: как родителям понять, куда «вляпался» их ребенок. М.: АСТ, 2010. 13. Культурология / Анатолий Кармин. - М.: Планета музыки, Лань, 2011. - 98 с 14. Маркова А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. - М.: Проспект, 2011. - 76 с 15. Мартысюк П. Г. Культурология / П. Г. Мартысюк, С. В. Масленченко. - М.: ТетраСистемс, 2011. - 172 с 16. Матецкая А. В. Социология культуры / А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. - М.: Феникс, 2007. - 120 с 17. Минюшев Ф. И. Социология культуры / Ф. И. Минюшев. - М.: КДУ, 2009. - 154 с 18. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 19. Мясникова А. С. Социально-философский анализ феномена контркультуры. М., 2008. 20. Mud М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. // Левикова С. И. Молодёжная субкультура. М., 2004. 21. Надрова Е. Нашествие готов//Российская газета: Неделя, № 3839 от 05.08. 2005. 22. Немцов М. К вопросу об эстетике панка//ДВР, №9, Владивосток -Москва, 1989. 23. Никитина И. П. Культура и природа. // Философия: энциклопедический словарь. Под ред. А. А. Ивина. М., 2004. 24. Окладникова Е. А. Социология культуры / Е. А. Окладникова. - М.: СПбГИЭУ, Бизнес-пресса, 2008. - 112 с 25. Омельченко Е. Л. Молодёжные культуры и субкультуры. М., 2000. 26. Омельченко Е. Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» // Журнал «Отечественные записки» № 3, 2006. 27. Раманаускайте Э.А. Молодежная субкультура как эстетический феномен. М., 1991. 28. Рахимова М. В. Концепт популярной культуры в современной англоамериканской культурфилософии: философско-эстетический аспект. М, 2009. 29. Столяренко Л. Д. Культурология / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2011. - 76 с 30. Султанова М. А. Философия контркультуры Теодора Роззака. Рос. акад. наук, Ин-т философии. М. : ИФРАН, 2009. 31. Теория культуры / Под редакцией С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - М.: Питер, 2008. - 92 с 32. Хапаева Д. Р. Готическое общество. Морфология кошмара. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 33. Хорева Н., Лопухина А., Ларин С. Субкультура хиппи: попытка культурологического анализа//Школа радости: 825-й маршрут. М.: Педагогическое общество России, 2004. 34. Чудинова Е. Портрет гота // Газета «Наше время». 12.02.2007. № 29. 35. Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М, КРАСАНД, 2012. 36. Шевченко О. К. Миф как форма освоения власти // Культура Народов Причерноморья (Симферополь). 2009. № 162.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image