Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Особенностью перевозок грузов в прямом смешанном сообщении является то, что эта перевозка осуществляется по единому перевозочному документу, составленному на весь путь следования, хотя в этом виде перевозки участвуют несколько видов транспорта. Это означает, что правоотношение, участниками которого являются различные виды транспорта, возникает на основании единого договора перевозки, который заключает грузоотправитель с перевозчиком в пункте отправления.
Тесные экономические взаимосвязи России с Европой и Азией и сопутствующий этому грузооборот потребовал присоединения РФ к соответствующим конвенциям по международным перевозкам и увеличения несущей способности основных дорог до 11,5 т для одиночной оси. Но одним только формальным подписанием конвенции и присвоением существующим дорогам статусов «магистралей» они таковыми не становятся. Перед страной сейчас стоит актуальная проблема недостаточно развитой сети автомобильных дорог, в том числе и международного уровня. Их отсутствие во многом ограничивает грузооборот между странами, а наша казна в итоге недополучает валюту за неиспользуемый транзитный потенциал.
Предельно допустимая масса транспортных средств для дорог с максимальной осевой нагрузкой 11,5 т. Для одиночного 2-осного грузового автомобиля максимально разрешенная полная масса сейчас составляет 18 т и после 1 января останется неизменной. 3-осный — 25 т, 4-осный — 32 т, и то же самое остается после вступления в силу нового техрегламента. Но с 1 января 2015 года вводится понятие 5-осного транспортного средства полной массой 35 т.
Габаритная длина одиночных транспортных средств 12 м, ширина — 2,55, для изотермических кузовов 2,6 м. В Европе действуют аналогичные требования. Высота всех авто 4 м. По Европе цифры схожие, но в отдельных странах, в том числе не европейских, действуют такие нормы: Англия — 4,4 м, Финляндия — 4,2 м, США — 4,17 м. В некоторых странах вообще нет ограничения по высоте. В России эти ограничения продиктованы инфраструктурными дорожными объектами (туннели, мосты, коммуникации), по соответствующим нормативам возводимые с учетом этого габарита. Напомним, что на дорогах V категории он и вовсе ограничен 3,8 м.
Перевозки грузов на значительные расстояния можно осуществить разными способами, а именно воздушным, водным, железнодорожным и автодорожным транспортом.
Погрузка и выгрузка груза с транспорта осуществляется компанией-перевозчиком. Компания также отвечает за сохранность груза во время транспортировки, а также за соблюдение оговоренных в договоре сроков перевозки. Однако компания не несет ответственности, если задержка грузоперевозки была вызвана стихийным бедствием, метеорологическими причинами, ограничением перевозки государством и другими независящими от компании-перевозчика причинами.
Основными критериями при выборе способа транспортировки являются сохранность груза, скорость перевозки, вместимость транспорта и стоимость.
При перевозке на значительные расстояния наименее эффективен автомобильный транспорт. Его преимуществом является возможность доставки груза из начальной точки в конечную без осуществления перегрузок. Однако целесообразно его использовать только при транспортировке небольших объемов груза на относительно небольшие расстояния. К достоинствам автотранспорта можно отнести также безопасность перевозки и низкую повреждаемость груза. Однако автодорожный транспорт является сравнительно дорогим, и затраты на перевозку больших объемов груза на дальние расстояния не окупаются.
Стоимость перевозки грузов во многом определяется маршрутом, выбранным для доставки грузов. Иногда транспортные расходы, к примеру, стоимость топлива, может составлять половину общей стоимости грузоперевозки. Предварительно выбранный оптимальный маршрут следования транспортной доставки способствует существенному сокращению расходов на перевозку без траты лишнего времени и доставке максимально возможного объема грузов.
В транспортной логистике маршруты грузоперевозок подразделяются на четыре типа – городские, пригородные, междугородные, международные.
Степень сложности планирования маршрутов при грузоперевозках автомобилями определяется типом грузов, например, крупногабаритные грузы требуют выполнения грузоперевозок нестандартными маршрутами движения. Сложность предварительного расчета маршрутов перевозки грузов также зависит от длины пути следования грузов.
При движении транспортных средств в точки разгрузки транспортируемых грузов по предварительно разработанному маршруту иногда приходится сталкиваться с внезапно появляющимися проблемами.
При выборе наиболее выгодного пути следования грузов грузоотправителю следует просчитать возможные риски.
Как правило, грузы весом 70 кг и более должны быть паллетизированы для большей устойчивости и обеспечения безопасности доставки.
Паллета представляет собой низкую передвижную платформу из древесины, пластмассы, металла или комбинированная из этих материалов. Приподнята над землей для перемещения грузовым автокаром или домкратом.
В нашем случае используются деревянные паллеты размером 2500 * 1200 * 500 см. Перевозимый груз на паллетах – сварочные стержни. Вес – 500 кг.
Груз на паллете необходимо располагать таким образом, чтобы обеспечить ее максимальную устойчивость. Ставить паллеты друг на друга запрещено.
В соответствии с Уставом автомобильного транспорта погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов должны производиться грузоотправителем, а разгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем.
Согласно габаритным и весовым ограничениям, которые действуют в отношении транспортных средств в РФ, в нашем случае длина автопоезда в составе автомобиля тягача категории N и полуприцепа не должна превышать 16,5 м.
Максимальная ширина транспортного средства не должна превышать 2,55 м.
В данном случае используется маятниковый маршрут, т.к. движение автомобильной колонны в прямом и обратном направлении происходит между двумя пунктами по одной и той же трассе: в прямом направлении с грузом и в обратном – без груза.
График движения транспортных средств разрабатывается с целью повышения эффективности руководства и контроля за работой транспортных средств на линии как по всему маршруту, так и на отдельных его участках.
График отображает все элементы транспортного процесса во времени и пространстве.
Наблюдается высокая эффективность и рентабельность при перевозке груза выбранным маршрутом и транспортными средствами.
Целью решения оптимизационных задач обычно является достижение максимального эффекта при ограниченных ресурсах и большом количестве ограничений в условиях выполнения перевозок.
В качестве критерия оптимальности на автотранспорте могут применяться:
минимум транспортных издержек;
максимум производительности;
минимум времени на выполнение перевозок и др.
При планировании маятниковых маршрутов следует учитывать ряд факторов:
разная продолжительность рейсов на разных маршрутах;
ограничение продолжительности работы подвижного состава рабочим временем водителя (временем наряда);
ограничения по фронту и времени загрузки у грузовладельцев;
требования грузовладельцев по регулярности, времени отправки и доставки грузов (доставка «точно в срок») и другие.
Несмотря на кажущуюся простоту, планирование маятниковых маршрутов имеет ряд скрытых (на первый взгляд) возможностей по их оптимизации. К таким возможностям относят:
достижение максимальной производительности за счет полного использования рабочего времени;
сокращение холостых и нулевых пробегов при увязке маятниковых маршрутов.