Хотите знать, где купить рефераты на заказ недорого , можете обратиться в Work5.
. Актуальность исследования развития мотивации у младших школьников все больше становится значимой на фоне того, что в России существует ряд образовательных программ, по которым происходит обучению школьников. Все программы начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая – традиционные программы, вторая – так называемые программы развивающего обучения. Среди программ развивающего обучения наиболее известны системы Л.В. Занкова, программа «Перспектива» (Л.Г. Петерсон) и система Эльконина-Давыдова (развивающая). Изучая особенности этих программ, мы смогли установить следующее: если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь – дальше будешь». Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать, так как не имеем это нашей целью. Исследовании мотивации учения младших школьников тем более необходимо, что все исследователи единодушно отмечают тревожный и, казалось бы, парадоксальный факт. Интерес к учению от класса к классу уменьшается, что особенно заметно на границе начальной и средней школы, примерно с третьего класса. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, стремятся пропустить урок, их старательность уменьшается, авторитет учителя падает. Даже сами дети замечают происходящую в них перемену, а учащиеся 5 – 6 классов начинают звать маленьких школьников за их исключительную добросовестность и прилежание «ишаками», отмечает психолог Л. И. Божович. Проблемы мотивации всегда имели актуальность в исследованиях. Мотивацию как свойство личности исследователи такие ученые, как В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Т.Е. Гордеева, И.В. Дробышева, В.И. Ковалева, В.Г. Крысько, А.Г. Маклаков, Э. Даффи, Г. Олпорт, Д. Берлайн, К. Левин, И. Аткинсон, К. Бёрч, А. Маслоу и др. Проблемы мотивации учения младших школьников были предметом исследования многих ученых. Формирование мотивации учения изучалось Л.И. Божович, Р.Н. Бунеевым, А.Л. Венгер, М.В. Гамезо, П.С. Гуревич, В.И. Василовским, Р.А. Ждановой, Д.И. Журавлевой, B.C. Ильиным, Ю.Н. Кулюткиным, Д. Маккеланд, А.К. Марковой, А.В. Мудриком, Л.М. Орловой, Е.А. Петровой, В.В. Сериковым, Г.С. Сухобской, Г.А. Цукерманом, В.И. Чирковым, Г.И. Щукиной и др. В целом же обзор исследователей, занимающихся изучением вопросов мотивации учения младших школьников, дает нам основание утверждать, что размариваемый нами вопрос уже достаточно давно изучается в отечественной научно-практической литературе. Объект исследования – мотивация учения младших школьников. Предмет исследования – мотивация учения учащихся третьих классов, обучающихся по развивающей программе «Школа 2100» и традиционной системе «Школа России». Цель исследования состоит в том, чтобы вывить уровень мотивации учения младших школьников, обучающихся по двум разным программам: новой системе обучения «Школа 2100» и традиционной программе «Школа России». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить вопросы мотивации учебной деятельности детей в отечественных и зарубежных психологических исследованиях. 2. Разобрать структуру и особенности мотивации учения детей младшего школьного возраста. 3. Определить характер и выраженность учебной мотивации детей третьих классов, обучающихся по развивающей программе «Школа 2100». 4. Выявить различия в учебной мотивации детей, обучающихся по системе «Школа 2100» и традиционной программе «Школа России». Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеэкономического, социологического и политического характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить такое сложное и противоречивое явление, как феномен учебной мотивации детей, в частности младших школьников, обучающихся в третьих классах по двум разным программам: традиционной программе «Школа России» и развивающей программе «Школа 2100». Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению данного явления и их взаимообусловленность, выявить общее и особенное, раскрыть причинно-следственные связи. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации. В работе дано определение мотивации, определены основные подходы к изучению этого явления и рассмотрены его результаты. Сравнительный метод применялся при построении историографии этого вопроса, а также при изучении формирования и развития учебной мотивации третьеклассников, обучающихся двум разным программам. Гипотетико-дедуктивный метод, который предусматривает отбор фактического материала, позволил осуществить построение гипотезы и проверку ее истинности. Также в работе использован метод эмпирического исследования, в составе которого имеют место такие социологические методы, как анкетирование и анализ. Данные методы, применяемые в совокупности, позволили решить поставленные в работе задачи. Конечным итогом работы является определение различий в мотивации младших школьников, обучающихся в третьих классах по разным программам: новой развивающей программе «Школа 2100» и традиционной системе «Школа России». Гипотеза исследования звучит следующим образом: уровень мотивации младших школьников, обучающихся по новой образовательной программе «Школа 2100» выше, чем у школьников, обучающихся по традиционной программе «Школа России». Теоретическое значение работы состоит в том, что проведенное исследование является вкладом в развитие учебной мотивации младших школьников. Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее основных теоретических положений и выводов в курсе изучения мотивационных сфер детей; для организации социально-педагогической и психологической работы с младшими школьниками, а также для написания курсовых, дипломных и магистерских работ и на практических занятиях по данной теме. Новизна исследования состоит в том, что изучение уровня мотивации младших школьников по разным образовательным программам позволит сделать основные выводы, касающиеся особенностей этого вопроса. Структура работы отвечает цели исследования и обусловлена задачами и спецификой предмета исследования. Работа состоит из вступления, двух разделов с выводами по каждому из них, заключительной части, списка использованной литературы и приложения. На защиту выносятся следующие положения: 1. Мотивация учебной деятельности детей младшего школьного возраста в психологической научной литературе. 2. Характер и выраженность учебной мотивации детей третьих классов, обучающихся по системе «Школа 2100». 3. Различия в учебной мотивации детей, обучающихся по системе «Школа 2100» и традиционной программе.