Введение 3
1 Психолингвистические подходы к определению текста 4
2 Проблема понимания текста в современной психолингвистике 9
Заключение 14
Список литературы 15
Читать дальше
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
Итак, в традиционном понимании текст - это последовательность языковых знаков, обладающих признаками связности, целостности, эмотивности и в совокупности характеризуются выраженностью, ограниченностью и структурностью. В последние годы наблюдается несколько тенденций расширение значения термина «текст», в самом широком смысле ничто не существует вне текста, даже человек - это текст. Интересный подход к определению текста предложено в психолингвистических литературе, где отмечаются такие свойства текста, как информативность, компресивнисть, относительность значения, вариативность, а также дифференцируются смысл и значение текста. Такой подход позволяет углубить классические методы анализа текста и по-новому исследовать прагматический потенциал текстов.
В перспективе планируется разработать метод анализа текста с учетом достижений современной психолингвистики.
Что касается проблемы понимания, то она уже много лет привлекает внимание исследователей. Благодаря достижениям современной науки (философии, психологии, когнитологии, различных отраслей языкознания) сегодня мы значительно приблизились к построению целостной концепции понимания текста. Предпосылкой создания такой концепции стал ряд актуальных, хорошо обоснованных теорий, в частности теории языкового сознания (Е. Ф. Тарасов), теории текстовой доминанты (А. И. Новиков), моделей понимания Г. И. Исенбаевои, Н. П. Пешковой, Д . В. Псурцева и др.
Читать дальше
1) Graesser C. Constructing inferences during narrative text comprehension / Graesser, AC, Singer, M., & Trabasso, T. // Psychological Review. -1994. -№ 101. - Р. 371 - 395.
2) Graesser С. Constructing Inferences and Relations during Text Comprehension / С. Graesser, P. Wiemer-Hastings, K. Wiemer-Hastings // T ext representation: linguistic and psycholinguistic aspects, Sanders, Schilperoord, Spooren (eds.). - Amsterdam / Philadelphia: Benjamins, 2001 - Р .21-26.
3) Hume D. An Inquiry Concerning Human Understanding / D. Hume. - Chicago: Gateway Editions, 1956 - 183 p.
4) McKoon G. Inference during reading / McKoon G., Ratcliff R. // Psychological Review. - 1992. - № 99. - Р. 440 - 466.
5) Zwaan RA The construction of situation models in narrative comprehension: An event-indexing model. / Zwaan RA, Langston MC, Graesser AC // Psychological Science - 1995 - № 6. - Р. 292 - 297.
6) Алимурадов О. А. Значение, смысл, концепт и интенциональность (Система корреляций): дис. на Соискание уч. степени доктора филологических наук: спец. 10 02. 19 - «Теория языка» / О.А. Алимурадов. - Ставрополь, 2004. - 544 с.
7) Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин // Библиотека Гумер-культурология. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Baht_PrT.php.
8) Белянин В. П. Психолингвистика: учеб. [Для студ. Рос.Фед.] / В. П. Белянин - М.: Флинта, 2003 - 232 с.
9) Бутакова Л. А. Интерпретация художественного текста: поэтика «с чловеческим лицом», «усредненным» сознанием или поэтика без «лица» и «сознания»? в рамках когнитивной поэтики / Л. А. Бутакова // Вопросы психолинвистикы. - 2004. - № 1 - С. 57-63.
10) Гальперин И. Р. ретроспекцией и Проспекция в тексте / И. Р. Гальперин // Филологические науки. - 1980. - №5. - C. 44-52.
11) Гуменюк Т. К. Постмодернизм как транскультурный феномен. Эстетический анализ: автореф. диск. на соискание наук. степени докт. филос. наук: спец. 09.00.08 «Эстетика» / Т. К. Гуменюк. - К., 2002 - 30 с.
12) Дорофеев Ю. В. Воздействие как инвариантная функция текста / Ю.В. Дорофеев // Культура народов Причерноморья. - 2007. - №110.Т.1. - С. 166-168.
13) Дорофеев Ю. В. Проблема соотнесенносты языковых средств в художественном тексте (на материале стихотворения В. Высоцкого «В дорогу живо ...») / Ю.В. Дорофеев // Культура народов Причерноморья. - 2003. - № 38. - С. 109-112.
14) Залевская А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000 - 382 с.
15) Залевская А. А. Некоторые проблемы теории понимания текста / А. А. Залевская // Вопросы языкознания. - 2002. - № 3 - С. 62-73.
16) Исенбаева Г. И. Методология порождение вторичного текста: когнитивный аспект: автореф. на Соискание уч. степени доктора филологических наук: спец. 10.02.19 «Теория языка» / Г. И. Исенбаева. - Уфа, 2010 - 38 с.
17) Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - К.: Орияны, 2000 - 448 с.
18) Карпа И. Б. Функциональные и прагматические характеристики интерактивной виртуальной коммуникации: Автореф. на соискание наук. степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.04 - «Германские языки» / И. Б. Карпа. - Херсон, 2010 - 22 с.
19) Касаткина Т. Ю. Специфика развития значения слова в геронтогенеза: автореф. на Соискание уч. степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.19 - «Теория языка» / Т.Ю. Касаткина. - Ижевск, 2007. - 23 c.
20) Ким Л.Г. В ариативно-интерпретационное функционирование текста: теоретико-экспериментальное исследование: автореф. на Соискание уч. степени доктора филологических наук: спец. 10.02.19 - «Теория языка» / Л.Г.Ким. - Кемерово, 2010 - 50 с.
21) Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975 - 253 с.
22) Максимов С. С. Коммуникативний тип текста как фактор, определяющий «поведение» переводчика / С. С. Максимов // Вестник СумГУ. Серия Филологические науки. - 2003. - № 4 (50). - С. 128-135.; Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций / К. А. Филиппов. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003 - 336 с.
23) Нестерова Н. М. Психолингвистика текста, или есть ли смысл в тексте? / Н. М. Нестерова // Вопросы психолингвистики. - 2009 - №9. - С.213-219.
24) Новиков А.И. Смысл: семь дихотомически признаков / А.И.Новиков // Теория и практика речевых исследований. - М.: МГУ, 1999. - С. 132 - 144.
25) Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: рус.яз., 1987 - 750 с.
26) Орлов А. Т. Структурно-смысловые типы газетных текстов / А. Т. Орлов // Русский язык в школе. - 1990. - №2. - С. 62-67.
27) Подгорная Е.А. Влияние интернет-коммуникации на формирование образов языкового сознания подростка (по данным психолингвистического эксперимента): автореф. на Соискание уч. степени кандидата филологических наук: спец. 10 02. 19 - «Теория языка» / Е.А.Подгорная. - Кемерово, 2010 - 24 с.
28) Садченков В.Т. Вторичный семиозис в художественном тексте: автореф. на Соискание уч. степени доктора филологических наук: спец. 10.02.01 «Русский язык» / В. Т. Садченко. - Владивосток, 2009 - 38 c
29) Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ю. А. Сорокин. - М.: Наука, 1985 - 168 с.
30) Тураева С. Я. Лингвистика текста и категория модальности / С. Я. Тураева // Вопросы языкознания. - 1994. - № 3 - С. 105-114.
31) Ткаченко Н.М. Исследование стратегий идентификации значения псевдослова: автореф. на Соискание уч. степени кандидата филологических наук: спец. 10.02.19 - «Теория языка» / Н.М.Ткаченко. - Ижевск, 2007 - 20 с.
32) Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций / К. А. Филиппов. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2003 - 336 с.
33) Шевченко В.Е. Роль интерпретации информации графическими средствами в периодических изданиях / В.Е.Шевченко // Культура народов Причерноморья. - 2004. - № 49. - Том 2 - С. 98-100.
Читать дальше