Введение стр. 3 Глава I. Отношения и родителей и детей как объект теоретической психологии стр. 7 1.1. Общая характеристика детско-родительских отношений стр. 7 1.2. Психологические характеристики подростков стр. 13 1.3. Особенности отношений между родителями и детьми подросткового возраста стр. 17 Глава II. Психологическое консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений стр. 22 2.1. Консультирование как вид психологической поддержки стр. 22 2.2. Основные аспекты психологического консультирования родителей по вопросам их взаимоотношений с детьми подросткового возраста стр. 28 Заключение стр. 35 Литература стр. 40

Психологическое консультирование детско-родительских отношений

курсовая работа
Психология
40 страниц
81% уникальность
2014 год
99 просмотров
Батавский А.
Эксперт по предмету «Психологическое консультирование»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение стр. 3 Глава I. Отношения и родителей и детей как объект теоретической психологии стр. 7 1.1. Общая характеристика детско-родительских отношений стр. 7 1.2. Психологические характеристики подростков стр. 13 1.3. Особенности отношений между родителями и детьми подросткового возраста стр. 17 Глава II. Психологическое консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений стр. 22 2.1. Консультирование как вид психологической поддержки стр. 22 2.2. Основные аспекты психологического консультирования родителей по вопросам их взаимоотношений с детьми подросткового возраста стр. 28 Заключение стр. 35 Литература стр. 40
Читать дальше
Сегодня в современном социальном обществе, отечественной и зарубежной научной литературе масштабно обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. Объясняется это тем, что в современной России семья переживает серьезный кризис, который в первую очередь отражается на детско-родительских отношениях: между детьми и родителями происходит ослабление социальных связей, что приводит к снижению степени значимости родительства. Сегодня в качестве наиболее важных принципов семейной жизни выступают самоутверждение и автономность. Н.В. Богачева отмечает, что эти принципы ведут к разрушению семейных традиций. В связи с этим основной линией внутрисемейных отношений становится супружество, в то время как родительство уходит на второй план. Подобные изменения серьезно затронули Россию, в результате чего сегодня в России для большинства семей характерна малодетность.


Студенты не знаю как лучше поступить: заказать написание диссертации по информатике или писать самому? Если есть свободное время, то конечно лучше потратить его на написание диссертации. Но если времени нет, может быть из-за работы, из-за личных дел или банальной лени, лучше заказать диссертацию у профессионалов из Work5. Наши авторы это кандидаты, доктора наук и практикующие специалисты.


. При изучении причин возникновения кризиса детско-родительских отношений, необходимо очень подробно останавливаться на изучении особенностей психоэмоционального состояния самих детей, так как именно по причине их эмоциональной неустойчивости и интенсивного развития личности происходит столкновение родителей и детей, проявляющееся в непонимании, ссорах и даже ухода детей из дома. На фоне современных общественных процессов кризис детско-родительских отношений стал проявлять себя очень ярко. Особенно серьезно он проявляется в семьях, где дети находятся в стадии подросткового возраста. Именно в этих семьях в силу особенностей психоэмоционального состояния и потребностей подростков возникают самые серьезные конфликты. И в большинстве случаев родители подростков просто не знают, как себя вести в таких ситуациях и на каких принципах должно основываться воспитание их ребенка, переживающего стадию подросткового возраста. Родители допускают много ошибок, выбирая стиль воспитания и взаимодействия с подростком. Мы полагаем, что основным способом, посредством которого можно решить проблему все нарастающего кризиса детско-родительских отношений, может стать психологическое консультирование родителей, чьи дети являются подростками. В этом состоит актуальность выбранной нами темы исследования. Если говорить о степени научной разработанности темы, касающейся психологического консультирования детско-родительских отношений, то мы можем полагать, что тема имеет достаточно серьезное распространение. Изучению психологических характеристик подростков посвящены работы таких исследователей, как В.В. Абраменкова, М.Б. Батюты, А.К. Болотова, Т.Н. Князевой, Л.М. Крыжановской, О.Н. Молчановой, Л. Проценко, Л.В, Тарабакиной, Н.Е. Харламенковой и др. Исследованием детско-родительских отношений занимались такие ученые, как В. Мухина, О.А. Нестерова, Ф.П. Райс, А.Ш. Тазиева, Е.И. Холостова, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др. Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова, В.Т. Кондрашенко, В.Ю. Меновщиков, Р.С. Немов, Т.А. Ратанова, М.К. Татушкина, Л.Б. Шнейдер и др. внесли серьезный вклад в развитие феномена психологического консультирования, а ряд отдельных ученых из этого числа также занимались исследованиями в области психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений. В целом обзор исследователей, занимающихся изучением вопросов детско-родительских взаимоотношений, дает нам основание утверждать, что рассматриваемый нами вопрос уже достаточно давно изучается в мировой и отечественной научно-практической литературе. Объект исследования – психологическое консультирование. Предмет исследования – психологическое консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений. Цель исследования заключается в том, чтобы определить основные аспекты психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Дать общую характеристику детско-родительским отношениям. 2. Определить психологические характеристики подростков. 3. Выявить особенности отношений между родителями и детьми подросткового возраста. 4. Дать характеристику понятию психологического консультирования. 5. Определить основы психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений. Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеэкономического, социологического и политического характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить такое сложное и противоречивое явление, как феномен психологического консультирования детско-родительских отношений. Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению данного явления и их взаимообусловленность, выявить общее и особенное, раскрыть причинно-следственные связи. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации. В работе дано определение психологическому консультированию, определены основные подходы к изучению этого явления и рассмотрены его результаты. Сравнительный метод применялся при построении историографии этого вопроса. Данные методы, применяемые в совокупности, позволили решить поставленные в работе задачи. Конечным итогом работы является определение ключевых аспектов, характерных для организации психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений.

Читать дальше
В современной России семья переживает серьезный кризис, который в первую очередь отражается на детско-родительских отношениях: между детьми и родителями происходит ослабление социальных связей, что приводит к снижению степени значимости родительства. Сегодня в качестве наиболее важных принципов семейной жизни выступают самоутверждение и автономность. Н.В. Богачева отмечает, что эти принципы ведут к разрушению семейных традиций. В связи с этим основной линией внутрисемейных отношений становится супружество, в то время как родительство уходит на второй план. При изучении причин возникновения кризиса детско-родительских отношений, мы подробно останавились на изучении особенностей психоэмоционального состояния самих детей, так как именно по причине их эмоциональной неустойчивости и интенсивного развития личности происходит столкновение родителей и детей, проявляющееся в непонимании, ссорах и даже ухода детей из дома. На фоне современных общественных процессов кризис детско-родительских отношений стал проявлять себя очень ярко. Особенно серьезно он проявляется в семьях, где дети находятся в стадии подросткового возраста. Именно в этих семьях в силу особенностей психоэмоционального состояния и потребностей подростков возникают самые серьезные конфликты. И в большинстве случаев родители подростков допускают много ошибок, выбирая стиль воспитания и взаимодействия с подростком. Мы полагаем, что основным способом, посредством которого можно решить проблему все нарастающего кризиса детско-родительских отношений, может стать психологическое консультирование родителей, чьи дети являются подростками. В этом состояла актуальность выбранной нами темы исследования. Цель исследования заключалась я в том, чтобы определить основные аспекты психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений. На пути к достижению цели мы дали общую характеристику детско-родительским отношениям, определили психологические характеристики подростков, выявили особенности отношений между родителями и детьми подросткового возраста, дали характеристику понятию психологического консультирования, а также определили основы психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений. В первой части «Общая характеристика детско-родительских отношений» мы смогли позволить себе сделать вывод о том, что отношения между родителями и детьми имеют серьезную значимость, так как именно посредством этого происходит формирование личности ребенка и подготовка его к самостоятельной жизнедеятельности. Чрезвычайная значимость детско-родительских отношений всегда привлекала большое количество психологов, являющихся представителями самых различных направлений. Первыми направлениями стали классический психоанализ и теория привязанности. Сегодня же имеет место изучение детско-родительских отношений посредством таких понятий, как социальная адаптация ребенка и компетентность родителей. В направлении изучения детско-родительских отношений популярной теорией становится классификация родительских стилей поведения: авторитетный, авторитарный и попустительский. Особого внимания заслуживает модель родительского отношения, включающая в себя два фактора: «принятие – отвержение» отражает эмоциональное отношение родителей к ребенку, «автономия – контроль» и отражает стиль родительского поведения. Современная научная ситуация, касающаяся психологии детско-родительских отношений, характеризуется широким распространением в этой области кросскультурных и гендерных исследований. Сегодня являются распространенными такие типы детско-родительских отношений, как диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Для каждого типа темперамента ребенка характерен определенный стиль родительского поведения. В результате проделанной работы мы увидели, что для каждой семьи характерна определенная система воспитания, которая преследует свои цели и методы. В свою очередь, методы воспитания целевыми установками родителей, характерных для их ребенка того или иного возраста. Каждый возраст ребенка имеет свои особенности. Так как наше исследование базируется на изучении отношений родителей и детей подросткового возраста, то далее мы изучили психологические характеристики подростков, что позволило нам при изучении особенностей отношений родителей и детей подросткового возраста четко понимать причины определенных реакций детей. Во второй части «Психологические характеристики подростков» мы отметили, что, с одной стороны, у подростков наблюдается стремление к правам, и часто излишнее их эмоциональное отстаивание, с другой стороны для них характерен страх использования своих прав. Подростковый возраст характеризуется переосмыслением ценностей и перестройкой мотивационной сферы. Значительные изменения претерпевает и интеллектуальная область подростков. Но особенное значение имеют взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, родителями, что составляет личностную сферу, в основе которой лежит самосознание. В связи с такими серьезными изменениями, происходящими в личности подростка, родителям зачастую очень сложно найти общий язык с ним, как и самому подростку тяжело общаться с родителями. В этой связи далее мы изучили особенности отношений между родителями и детьми подросткового возраста, что в дальнейшем помогло нам разобраться в особенностях психологического консультирования детско-родительских отношений. В третьей части «Особенности отношений между родителями и детьми подросткового возраста» мы увидели, что главной особенностью взаимоотношений родителей и детей подросткового возраста является эмоциональный аспект. Именно он оказывается для подростков стержневым в определении авторитетности родителей и оценке уровня гармоничности их взаимоотношений. Одной из особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте детей также является тот факт, что в большинстве случаев происходит затруднительное формирование у взрослых равноправного отношения к своему ребенку, переживающему подростковый возраст. И здесь существует ряд губительных факторов, которые способствуют такой ситуации. Мы полагаем, что в этой связи успешное воспитание ребенка в подростковом возрасте зависит, главным образом, от того, преодолеют ли родители свое стереотипное отношение к своему к нему как к ребенку. Еще одна особенность детско-родительских отношений в подростковом возрасте заключается в том, что часто подросток пытается самоутвердиться в глазах своих родителей, показывая им, что он уже достаточно взрослый. В связи с этим происходит возникновение трудностей во взаимоотношениях между родителями и подростками. Связи между родителями и ребенком в настоящее время носят самый важный характер в вопросах понимания структуры семьи, ее состояния на сегодняшний день и направлений дальнейшего развития. Поэтому, мы посчитали актуальным изучить вопрос психологического консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений. В большинстве случаев родители просто не знают, как вести себя с взрослеющим ребенком, который находится в стадии активного формирования своей личности. С помощью психологического консультирования родителей возможно сохранение положительных отношений между родителями и детьми в подростковом возрасте. В части «Психологическое консультирование как вид психологической поддержки» мы дали характеристику понятию психологического консультирования и определили основные его виды. Нас интересовало семейное и психолого-педагогическое консультирование, так как проблемы детско-родительских взаимоотношений входят в состав этих двух сфер. В этой связи далее мы определили основные аспекты психологического консультирования родителей по вопросам их взаимоотношений с детьми подросткового возраста. В заключение последней части «Основные аспекты психологического консультирования родителей по вопросам их взаимоотношений с детьми подросткового возраста», мы смогли позволить себе сделать вывод о том, что психологическое консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений в подростковом возрасте имеет ярко выраженный характер. Специфика психологического консультирования определена предметом, целями и задачами этого процесса. Содержанием психологического консультирования становится психологическое сопровождение родителей в сложные и проблемные периоды взаимоотношений с подростком. Таким образом, посредством психологического консультирования родителей можно попробовать решить проблемы детско-родительских отношений в семьях, где дети являются подростками.
Читать дальше
1. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 301 с. 2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. Пер Сэ, 2008. 427 с. 3. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учебное пособие. Логос, 2011. 206 с. 4. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 525 с. 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). М., 2007. 6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Питер, 2002. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000. 240 с. 8. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001. 9. Гуревич П.С. Психология: учебник. Юнити-Дана, 2012. 319 с. 10. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. Юнити-Дана, 2012. 320 с. 11. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. Юнити-Дана, 2011. 560 с. 12. Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Костяк Т.В., Гребенникова О.В., Кобазева Ю.А. Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии. МПГУ, 2011. 168 с. 13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. Дашков и К, 2012. 224 с. 14. Классическая социальная психология: учебное пособие. Под общ. ред. Е.И. Рогова. ВЛАДОС, 2011. 415 с. 15. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. М., 2003. 16. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов. ВЛАДОС, 2008. 124 с. 17. Мальцева Т.Е., Реуцкая Е.И. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие. Юнити-Дана, 2009. 143 с. 18. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека: Учебное пособие. МПГУ, 2011. 160 с. 19. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000. 20. Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях. Развитие личности. 2001. № 2. 21. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник для студентов вузов. ВЛАДОС, 2010. 528 с. 22. Нестерова О.А. Психолого-педагогические особенности работы с родителями в процессе взаимодействия школы и семьи. Семейная психология и семейная терапия. М., 2005. № 4. 23. Психотерапия: учебное пособие. Под ред. В.К. Шамрея, В.И. Курпатова. СпецЛит, 2012. 496 с. 24. Райс Ф. П. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с. 25. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 2005. 234 с. 26. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. АспектПресс, 2005. 460 с. 27. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. Сост. Башинова С.Н., Захарова О.К. Казань: РИЦ «Школа», 2005. 28. Социальная психология: учебное пособие. Под ред. А.Н. Сухова. Юнити-Дана, 2012. 615 с. 29. Тазиева А.Ш. Работа практического психолога образования с детско-родительскими отношениями в кризисные периоды взросления детей и подростков. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. Елабуга, 2003. № 3. 30. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков: учебное пособие. МПГУ, 2011. 208 с. 31. Татушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование. СПб.: ДидактикаПлюс, 2001. 32. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростков. ИП РАН, 2007. 384 с. 33. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. Дашков и К, 2011. 212 с. 34. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г. В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. М., 2002. 311 с. 35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 299 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image