ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР О РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В АСТМА-ШКОЛЕ5
1.1. Понятие бронхиальной астмы5
1.2. Роль сестры в процессе лечения бронхиальной астмы и обучения больных11
1.3. Необходимость обучения пациентов в астма-школе и проблемы астма-школ15
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ АСТМА-ШКОЛЫ18
2.1. Материал и методы исследования18
2.2. Исследование особенностей функционирования астма-школы и ее эффективности18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ26
Читать дальше
Таким образом, в практике терапевта, принимающего пациентов с бронхиальной астмой, медицинская сестра может играть важную роль. К сожалению, до сих пор не существует методических рекомендаций по данному вопросу, однако, по-видимому, это дело ближайшего будущего.
Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА (менее чем на 50%) – всё это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в пульмонологическом отделении стационара.
Обучение в астма-школе на стационарном этапе характеризуется высокой эффективностью. Обучение в небольших группах за относительно короткий промежуток времени позволяет существенно повысить уровень знаний больных БА о своем заболевании, о гипоаллергенном режиме, улучшить технику использования ингаляторов и спейсеров, освоить мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью пикфлоуметра. Занятия в астма-школе в стационаре позволяют быстро добиться взаимопонимания между пациентом и врачом, контролировать усвоение больными знаний и навыков, а также эффективность лечения.
Выводы:
1) Астма-школой называют цикл занятий, проводимых врачом с группой больных бронхиальной астмой, дающий необходимые сведения о заболевании, позволяющий с большей эффективностью выполнять рекомендации врача. На занятиях больным рассказывают о патогенезе бронхиальной астмы, особенностях её течения, принципах использования препаратов, механизме их действия, методах профилактики обострений и многом другом.
2) Цели астма-школы:
• Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
• Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
• Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы, предотвращать его.
• Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.
• Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер, небулайзер и пикфлоуметр.
• Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалистов клиники астмы, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.
3) Роль медицинской сестры в организации образовательного процесса в астма-школе состоит в проведении лекций и консультаций для больных.
Рекомендации:
1) В каждом стационаре в отделении пульмонологии необходимо наличие астма-школ.
2) Начинать работу астма-школ нужно с обучения персонала.
3) Необходимо комплексное обучение и больных, и их ближайших родственников.
Читать дальше
Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдением // Пульмонология. 1996. № 1. С. 25–32.
Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Организация и проведение занятий в астма-школе: Метод. рекомендации. М., 1996.
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (GINA). Пересмотр 2002 г. — Москва. — Атмосфера. — 2002.
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2002 г. / Пер. с англ. под ред. Чучалина А.Г. М., 2002.
Княжеская Н.П. Бронхиальная астма: сложности диагностики // Атмосфера. Пульмонология и аллергология, 2011. - № 1. - С. 30-32.
Руководство по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы. Составитель профессор В. И. Трофимов, под редакцией председателя Российского респираторного общества, академика РАМН, профессора А. Г. Чучалина. — Москва, 2005.
Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. С. 120–123.
Собченко С.А., Коровина О.В. Опыт работы “Школы для больных бронхиальной астмой” // Пульмонология. 1991. № 3. С. 14–19.
Чучалин А. Г. Белая книга. Пульмонология. Россия, 2003 г. — Москва. — 2003.
Чучалин А.Г. Бронхиальная астма: новые перспективы в терапии // Казанский медицинский журнал, 2011. - Т. 92. - № 5. - С. 676-684.
Чучалин А. Г., Антонов Н. С., Сахарова Г. М., Белявский А. С., Медникова О. Б., Беда М. В. Метод оптимизации антиастматической терапии. — Москва. — 1997 г.
Шмелев Е. И.. Хроническая обструктивная болезнь легких. — Москва. — 2003.
Horn C.R., Cochranen G.M. Management of asthma in general practice // Respir. Med. 1989. V. 83. P. 67–70.
Muhlhauser I., Richter B., Kraut D. et al. Evaluation of a structured treatment and program on asthma // J. Intern. Med. 1991. V. 230. P. 157–164.
Partridge M.R. Delivering optimal care to the person with asthma: what are the key components and what do we mean by patient education? // Eur. Respir. J. 1995. V. 8. P. 298–305.
Читать дальше