Введение……………………………………………………………….3 Глава 1. Основные положения когнитивной науки 1.1 Особенности когнитивного подхода к языковым явлениям………5 1.2 Когнитивные основы образования неологизмов……………………23 Глава 2. Актуальные проблемы создания нового слова 2.1 Классификация и основные способы создания неологизмов……40 2.2 Механизмы в современном английском языке………………….…45 2.3 Модели, типы и виды когнитивных механизмов…………………...52 Заключение…………………………………………………………..60 Список литературы…………………………………………………63

Когнитивный механизм аналогии в словообразовании английского языка

курсовая работа
История
60 страниц
80% уникальность
2014 год
118 просмотров
Одышева Е.
Эксперт по предмету «История языка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………….3 Глава 1. Основные положения когнитивной науки 1.1 Особенности когнитивного подхода к языковым явлениям………5 1.2 Когнитивные основы образования неологизмов……………………23 Глава 2. Актуальные проблемы создания нового слова 2.1 Классификация и основные способы создания неологизмов……40 2.2 Механизмы в современном английском языке………………….…45 2.3 Модели, типы и виды когнитивных механизмов…………………...52 Заключение…………………………………………………………..60 Список литературы…………………………………………………63
Читать дальше
Современные лингвистические концепции характеризуются попытками выявить универсальный характер языка, осуществляющего связь между человеком и внеязыковой действительностью. Язык, таким образом, является средством концептуализации этой реальности, создавая языковую картину мира [2, c.52].


Успейте заказать решение контрольной работы в Ростове , чтобы успеть до дедлайнов.


. В частности, в основу когнитивной лингвистики положена идея прототипа, прототипического объекта и прототипической ситуации, имея ввиду единую природу языковых и других когнитивных механизмов и процессов, связанных непосредственно с природой и человеком [4, c.32]. Когнитивная теория лингвистики опирается на теорию номинации, согласно которой процесс наименования устанавливает связь языковых элементов с фактами реальной действительности, включая понятийный класс наименования предметов в определенную систему языковых знаков, связанных с именуемым понятием [1, c.65]. Создается, таким образом, прототипический набор базовых видов действий, состояний, отношений, событий, организующий наиболее освоенный круг функциональных человеческих действий в рамках определенного природного, социального, культурного пространства. Этот прототипический набор или класс основных объектов и ситуаций постепенно расширяется, пополняясь новыми, неосвоенными. Процесс описания новых жизненных ситуаций происходит не за счет придумывания новых слов, а в результате использования уже существующих образцов, в том числе и словообразовательных моделей, активизируя их по аналогии. Прототипами нового наименования могут служить несколько однотипных структурно-семантических моделей, встраивая аналогичные производные в словообразовательные ряды [8, c.32]. Изучение механизмов наименования, появление новых слов по аналогии особенно важно при изучении новых тенденций, намечающихся в маргинальной, нестандартной лексике языка, способствующих развитию словарного состава. Объектом исследования данной работы является словообразование в английском языке. Предмет исследования – неологизмы в английском языке Цель исследования данной работы – изучение когнитивного механизма в английском словообразовании. Задачи исследования следующие: 1.Рассмотреть понятие когнитивной науки. 2. Рассмотреть процесс создания нового слова

Читать дальше
В лингвистике за всю историю ее существования накопились сотни работ, посвященных соотносимым проблемам этимологии, номинации, словообразования, в которых авторы, анализируя материал самых разных языков и исторических периодов, подчеркивают удивительную гибкость языка как средства фиксации и сохранения знаний и достижений человечества. О способности английского языка создавать лексические единицы для обозначения новых реалий и явлений можно прочитать в многочисленных работах по современному словообразованию, где авторы представляют целые списки лежащих на поверхности неологизмов. В работах, где лексика анализируется в рамках когнитивного направления, авторы, как правило, стремятся осмыслить новые номинации, отражающие поступательное развитие концептов, прототипов, стереотипов в сознании лингвокультурного сообщества, а также номинативные процессы в определенной области. Сложность представляет изучение новой лексики в аспекте концептуализации знаний и категоризации предметов и явлений реального мира, но и такие работы появились в последние годы. Интересный для размышлений материал предоставляют и номинативные единицы, созданные современными писателями, работающими в стиле фентези [1, c.65]. Работы по архаизации лексики встречаются несравненно реже, поскольку, во-первых, требуют кропотливого лингвистического и лексикографического анализа, во-вторых, само явление архаизации словарного состава языка интересует лингвистов значительно меньше. Изучение архаизации не ограничивается уменьшающейся частотностью того или иного слова, хотя корпусная лингвистика, набирающая все большую популярность и совершенствующая корпусы данных, а также механизмы поиска информации [22, c.65], может помочь лингвистам отследить и эти тенденции. Взрослые люди, не говоря уже о детях, в развитых странах мира вспоминают этот предмет с трудом. Cогласно данным Британского корпуса английского языка (BNC), abacus встречается в имитируемой устной речи лишь 2 раза, а в письменной речи – текстах исключительно исторического характера – 39 раз. Таким образом, референт фактически отсутствует в современной жизни, частотность незначительная, однако слово abacus входит во все современные словари английского языка. К малочастотным словам, сохраняющимся в новых изданиях английских словарей, относятся и историзмы, например, ассоциативно связанные с Россией (astrakhan, Bolshevik, burka, gulag), а также лексические единицы более позднего периода, потерявшие свою актуальность в современной России (glasnost, perestroika). Подобные заимствования из русского языка не получают в английских словарях уточнений типа old-fashioned, как, например, английские лексические единицы – haberdashery, looking glass, хотя данные BNC указывают на то, что эти единицы встречаются только в исторической художественной литературе. Развитие техники, функциональные потребности, креативность дизайнеров привели к радикальным трансформациям предметов, известных человечеству на протяжении тысячелетий. Однако почти все новые идеи находят в языке свое вербальное выражение. «В человеческом языке открывается огромное пространство, в котором слова служат жетонами для лингвистической координации действий, а также для создания понятий об объектах [13, c.310]. Эти инновации связаны с философским вопросом об универсальности концептов. Насколько живучими окажутся новые идеи относительно трансформаций давно известных предметов – иной вопрос. «С системной точки зрения жизнеспособны только “устойчивые” (sustainable) решения». Например, трудно сказать насколько популярны неблагоприятные формы столов (полукруглый, треугольный, который провоцирует конфликтность, в виде L, который ставит сидящих за столом в невыгодноей положение из-за своей несбалансированности, стол со стеклянной крышкой, создающий иллюзию проваливающейся еды [19, c. 156]. Мода и дизайн, с одной стороны, и эргономика, с другой, не всегда совпадают. Множество номинаций современных предметов, появившихся в результате применения самых современных технологий, не регистрируется словарями, функционируя лишь в специальных изданиях и каталогах, например: Heat-Sensitive Wallpaper, Air-Purifying Wallpaper, 3DWalldecor, Light-Emitting Wallpaper, LED Wallpaper. Другие номинации подчеркивают торжество дизайнерских идей: Corset chair, The SuperFoam Chair, The Bugatti Racing Armchair. Многие из подобных номинативных единиц останутся в категории окказионализмов и , возможно, совсем скоро будут вытеснены инновационными идеями следующего поколения в нашем быстро развивающемся мире, материализуя „революционную эволюцию” известных нам объектов.
Читать дальше
1.Абросимова Л. С., Милевская Т. В. К вопросу о культурно-когнитивной природе словообразования // Когнитивные исследования языка : сб. науч. тр. 2012. Вып.: Теоретические аспекты языковой репрезентации. С. 56—65. 2.Алефиренко Н. Ф. Когнитивная семантика: миф или реальность? // Вест-ник ТГПУ. 2006. Вып. 5 (56). Сер.: Гуманитарные науки (филология). С. 43—48. 3. Беседина Н.А. Принципы и механизмы морфологической репре­зентации в языке // Филологические науки. 20086. № 6. С. 44-52. 4. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 5-22. 5. Болдырев Н.Н. О типологии знаний и их репрезентации в языке: сборник научных трудов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. С. 12-28. 6. Болдырев Н.Н. Оценочная метарепрезентация: проблемы изучения и описания // Когнитивные исследования языка. Вып.У.: Исследование познавательных процессов в языке: сборник научных трудов / гл. ред. серии Е.С. Кубрякова, отв. ред. вып. Н.Н. Болдырев. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 43-51. 7. Болдырев Н.Н. К вопросу об интегративной теории репрезентации знаний в языке // Когнитивные исследования языка. Вып. XII.: Теоретические аспекты языковой репрезентации: сборник научных трудов / гл. ред. серии Н.Н. Болдырев, отв. ред. вып. В.З. Демьянков. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 33-43. 8. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 9.Евсеева И. В. Комплексные единицы русского словообразования: когнитивный подход. М., 2012. 10.Земская Е. А. Язык как деятельность // Морфема. Слово. Речь. М., 2004. 11.Казак М. Ю. Интегративная теория словообразовательного гнезда: грамматическое моделирование; квантитативные аспекты; потенциал; прогнозирование : автореф. дис.д-ра филол. наук. Белгород, 2004. 12.Крючкова О. Ю. Концепт и словообразовательное гнездо (Содержание концепта ВЛАСТЬ по данным этимологии родственных словообразовательных гнезд) // Лингвистические и культурологические аспекты коммуникации. Саратов, 2004. Ч. 4. 13.Кубрякова Е. С. Роль словообразования в формировании картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 141—173. 14.Кубрякова Е. С. Словообразование // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1998. С. 467—469. 15.Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004. 16.Миськевич Г. И., Чельцова Л. К. Новые слова, их принятие и нормативная оценка (Проблема новых слов в культурно-речевом аспекте) // Актуальные проблемы культуры речи / под ред. В. Г. Костомарова, Л. И. Скворцова. М., 1970. С. 243—277. 17.Панкратова С. А. Познавательная значимость когнитивно семантического моделирования механизмов метафорического выбора // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 2. С. 36—40. 18.Тихонов А. Н. Системное устройство русского словообразования // Современный русский язык. Словообразование: проблемы и методы исследования / под ред. Д. Н. Шмелева. М., 1988. С. 71—74. 19.British National Corpus. URL: http://bnc.bl.uk/saraWeb.php?qy-legless Ирисханова O.K. О понятии креативности и его роли в метаязыке лингвистических описаний // Когнитивные исследования языка. Вып. V.: Исследование познавательных процессов в языке: сборник научных трудов / гл. ред. серии Е.С. Кубрякова, отв. ред. вып. Н.Н. Болдырев. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С.158-171. 21. Кубрякова Е.С. Образы мира в сознании человека и словообразо­вательные категории как их составляющие // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2006. Т. 65. № 2. С. 3-13. 22. Павиленис Р.И. Проблемы смысла:современный логико­философский анализ языка. М., 1983. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Vol. I.: Concept Structuring Systems. Cambridge, 2000.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image