Предпринятое нами исследование концепта возраст в семантическом, прагмастилистическом и лингвокультурологическом аспектах доказало правомерность определения логических оснований его существования в картине мира через когнитивные категории развития и времени. Эти онтологические категории определили появление параметра возраст в сознании человека и его применение, прежде всего, к самому человеку, а также к окружающему его миру. Как реалия объективной действительности, представляющая особую значимость в формировании человеком знаний о мире и о себе, процессах развития и изменения, накладывающая отпечаток на отношения между людьми, порождающая стереотипы сознания, поведения, параметр возраст входит в концептуальную картину мира. Концептуализация параметра идет по пути абстрагирования, сгущения смыслов, обогащения понятийной стороны расширенным, детализированным описанием, соотнесением с другими концептами; формирования образной и аксиологической составляющей. В языковой картине мира воплощается вербализованная сторона концепта, представленная единицами языка и речи.
Основным способом репрезентации концепта возраст в языке и инструментом описания его содержания является лексико-семантическое поле «возраст», представляющее собой межчастеречное образование, имеющее сложную, разветвленную структуру и характеризующееся многообразными парадигматическими, синтагматическими, ассоциативно-деривационными связями. Ядром поля является единица, выражающая наиболее общее его значение, архисему («отнесенность к определенной ступени развития»), - лексема возраст, а также ее ближайшие синонимы лета (2) и года (5). Центр поля, оформленный в виде лексико-семантической группы с дифференциальной схемой «указание на отдельный возрастной этап», заполнен многочисленными гипонимами, отражающими детализированную градацию понятия «возраст». Базовые единицы центральной лексико-семантической группы эксплицируют наиболее актуальную для сознания носителей языка четырехчленную возрастную шкалу: детство, молодость, зрелость, старость. А центральные периферийные единицы представляют более детализированное членение {младенчество, отрочество, совершеннолетие, дряхлость), дают образно-оценочные характеристики возрастных этапов {нежный возраст, золотая пора, закат жизни, вторая молодость), отражают связь параметра возраст с общественными функциями человека {школьный, призывной, трудоспособный возраст, совершеннолетие).
Наиболее полное выражение, концентрированное присутствие языковых и речевых средств, отражающих содержание концепта возраст, находим в речевых жанрах «портретная характеристика» и «объявление о знакомстве». При описании возраста человека акцентируется оппозиция «внешний -внутренний», «физический - экзистенциальный», с доминирующей ролью второго компонента. Чаще портретирование строится на перечислении внешних признаков (состояние кожи, осанка, походка, одежда, голос, цвет волос, наличие усов, бороды у мужчин), поскольку они явственнее (очевиднее) представляют физический возраст, описание же возраста «внутреннего человека» (отношение к жизни, наличие опыта, степень эмоциональности, состояние души) является более предпочтительным и необходимым для характеристики экзистенциального возраста. Описание экзистенциального возраста воспринимается как более объективное и адекватное {человеку столько лет, на сколько он себя ощущает), при этом в русской языковой картине мира отражается представление о том, что экзистенциальная молодость должна продолжаться всю физическую жизнь. В описаниях человека (женщины, мужчины) в объявлении о знакомстве указание на возраст играет важную, жанрообразующую, роль, что обусловлено спецификой данной коммуникативной ситуации: в виду отсутствия возможности передать и получить информацию о возрасте из внешних (визуальных) характеристик использование формулировок с точным или косвенным обозначением возраста нацелено на создание как можно более точного портрета участника коммуникации, а также на актуализацию в сознании носителей языка некоторых стереотипных представлений, связанных с возрастом (например, сокрытие возраста женщинами, стереотипное восприятие середины жизни, отношений, обусловленных разницей в возрасте).