Введение3 Теоретические основы исследования. Языковая картина мира5 Научная концептуализация проблемы «возраст человека» в парадигмах гуманитарного знания21 1.3.Возрастные номинации в лингвистических исследованиях26 Практическое исследование. 2.1 Мотивирующие признаки концепта «возраст человека»32 2.2 Концепт «возраст человека » как предмет научного междисциплинарного исследования39 Заключение47 Список литературы50

Категория "возраст" в русском языковом сознании

курсовая работа
Языкознание
50 страниц
85% уникальность
2014 год
86 просмотров
Ффлинков э.
Эксперт по предмету «Риторика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Теоретические основы исследования. Языковая картина мира5 Научная концептуализация проблемы «возраст человека» в парадигмах гуманитарного знания21 1.3.Возрастные номинации в лингвистических исследованиях26 Практическое исследование. 2.1 Мотивирующие признаки концепта «возраст человека»32 2.2 Концепт «возраст человека » как предмет научного междисциплинарного исследования39 Заключение47 Список литературы50
Читать дальше
Одной из самых интересных среди антропологических категорий для рассмотрения является категория возраста. Интерес, связанный с ней, обусловлено не только направленностью современной лингвистики на исследование лексики, используют для обозначения человека, но и необходимостью использования опыта других наук, как социологии, психологии, антропологии и т.д. Возраст - важный компонент мировоззрения любого народа. Содержание понятия ВОЗРАСТ имеет национальную, культурную и историческую специфику. Его национально-культурные черты содержатся в представлениях этноса об особенностях тех или иных возрастных групп. В зарубежной лингвистике понятие «возраст» давно уже вышло за рамки исследования возрастных особенностей коммуникантов с позиций раннего онтогенеза детской речи. Это явление трактуется как психолингвистические, социолингвистический и прагмалингвистичесский феномен.


Выполним написание диссертации на заказ в Хабаровске в короткие сроки.


. Однако, существует точка зрения, что «возраст» - это интралингвистические феномен, то есть семантической категорией, также свидетельствует о том, что данный концепт имеет конкретную языковую организацию. Содержание понятия возраст имеет также национальную, культурную и историческую специфику. Концепт «возраст», как и любой другой концепт, является многомерным, объемным ментальным образованием. В основе понятия «возраст» лежит первоначальное основное значение лексемы «возраст» который реализуется в следующем определении: количество прожитых лет. Также «возраст» может обозначать определенный период (время, продолжительность, часть) жизни. Кроме того лексема возраст имеет еще одно значение в структуре своих лексических значений, имеет отношение к возрасту, в отличии от украинского языка, и обозначает конкретный возрастной период, а именно «старость». Основное значение концепта служит базой для оформления производных значений. Многомерность данного концепта отражается в том, что он состоит из нескольких компонентов, определенным образом структурированы. Концепт «возраст» состоит из пяти центральных компонентов: детство, подростковый возраст, молодость, средний возраст и старость. Эти компоненты являются наиболее значимыми, целостными и актуальными в русской культурной языковой модели. Концепт «возраст» не является четко структурированным образованием, в котором соседние зоны пересекаются и накладываются друг на друга. Пределы концепта не могут быть точно определены.

Читать дальше
Предпринятое нами исследование концепта возраст в семантическом, прагмастилистическом и лингвокультурологическом аспектах доказало правомерность определения логических оснований его существования в картине мира через когнитивные категории развития и времени. Эти онтологические категории определили появление параметра возраст в сознании человека и его применение, прежде всего, к самому человеку, а также к окружающему его миру. Как реалия объективной действительности, представляющая особую значимость в формировании человеком знаний о мире и о себе, процессах развития и изменения, накладывающая отпечаток на отношения между людьми, порождающая стереотипы сознания, поведения, параметр возраст входит в концептуальную картину мира. Концептуализация параметра идет по пути абстрагирования, сгущения смыслов, обогащения понятийной стороны расширенным, детализированным описанием, соотнесением с другими концептами; формирования образной и аксиологической составляющей. В языковой картине мира воплощается вербализованная сторона концепта, представленная единицами языка и речи. Основным способом репрезентации концепта возраст в языке и инструментом описания его содержания является лексико-семантическое поле «возраст», представляющее собой межчастеречное образование, имеющее сложную, разветвленную структуру и характеризующееся многообразными парадигматическими, синтагматическими, ассоциативно-деривационными связями. Ядром поля является единица, выражающая наиболее общее его значение, архисему («отнесенность к определенной ступени развития»), - лексема возраст, а также ее ближайшие синонимы лета (2) и года (5). Центр поля, оформленный в виде лексико-семантической группы с дифференциальной схемой «указание на отдельный возрастной этап», заполнен многочисленными гипонимами, отражающими детализированную градацию понятия «возраст». Базовые единицы центральной лексико-семантической группы эксплицируют наиболее актуальную для сознания носителей языка четырехчленную возрастную шкалу: детство, молодость, зрелость, старость. А центральные периферийные единицы представляют более детализированное членение {младенчество, отрочество, совершеннолетие, дряхлость), дают образно-оценочные характеристики возрастных этапов {нежный возраст, золотая пора, закат жизни, вторая молодость), отражают связь параметра возраст с общественными функциями человека {школьный, призывной, трудоспособный возраст, совершеннолетие). Наиболее полное выражение, концентрированное присутствие языковых и речевых средств, отражающих содержание концепта возраст, находим в речевых жанрах «портретная характеристика» и «объявление о знакомстве». При описании возраста человека акцентируется оппозиция «внешний -внутренний», «физический - экзистенциальный», с доминирующей ролью второго компонента. Чаще портретирование строится на перечислении внешних признаков (состояние кожи, осанка, походка, одежда, голос, цвет волос, наличие усов, бороды у мужчин), поскольку они явственнее (очевиднее) представляют физический возраст, описание же возраста «внутреннего человека» (отношение к жизни, наличие опыта, степень эмоциональности, состояние души) является более предпочтительным и необходимым для характеристики экзистенциального возраста. Описание экзистенциального возраста воспринимается как более объективное и адекватное {человеку столько лет, на сколько он себя ощущает), при этом в русской языковой картине мира отражается представление о том, что экзистенциальная молодость должна продолжаться всю физическую жизнь. В описаниях человека (женщины, мужчины) в объявлении о знакомстве указание на возраст играет важную, жанрообразующую, роль, что обусловлено спецификой данной коммуникативной ситуации: в виду отсутствия возможности передать и получить информацию о возрасте из внешних (визуальных) характеристик использование формулировок с точным или косвенным обозначением возраста нацелено на создание как можно более точного портрета участника коммуникации, а также на актуализацию в сознании носителей языка некоторых стереотипных представлений, связанных с возрастом (например, сокрытие возраста женщинами, стереотипное восприятие середины жизни, отношений, обусловленных разницей в возрасте).
Читать дальше
1.Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 242—243. 2.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1983. С. 16. 3.Е.С. Модели порождения речи и главные отличия речепорождающего процесса // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., 1991. С. 54 4.Колшаский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990. С. 4. 5.Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. М., 1988. С. 139. 6.Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. - 159 с. 7.Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., 1974. - 368 с. 8.Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. — М.: Высшая школа, 1990. — 175 с. 9.Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с. 10.Бабаева Е. В. Категория социальной нормы в контексте гуманитарного знания: учебное пособие. Волжский, 2003. 104 с. 11.Бабаева Е. В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук, 2004. 40 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image