Проведённое исследование позволяет нам сделать следующие теоретические выводы и сформулировать предложения по совершенствованию мер предупреждения организованной преступности.
1. Под организованной преступностью следует понимать негативное социальное явление, представляющее собой функционирование стабильных, управляемых объединений правонарушителей, осуществляющих преступную деятельность как форму бизнеса и организовывающих систему предохранения от общественного надзора с помощью коррупции и других способов борьбы с властью.
2. Современное состояние организованной преступности в России связано с ее стабильным приростом на 10%. В 2011 г. правоохранительными органами Курской области расследовано 89 преступлений с квалифицирующим признаком «в составе организованной группы». В 2012 г. – 97 преступлений, в 2013 году – 101 преступление, т.е. наблюдается стабильный рост раскрываемости преступлений. В целом раскрываемость преступлений данной категории в 2013 году составила 71,2 %.
3. К уголовной ответственности за совершение преступлений, совершенных в составе организованных формирований, в 2011 году на территории Курской области привлечено 52 человек, в 2012 году – 46 человек, в 2013 году – 42 человека.
4. Удельный вес преступлений, совершенных организованными преступными группировками, от общей массы преступлений, расследованных на территории Курской области составил: в 2011 году – 0,99 %, в 2012 году – 0,8 %, в 2013 году – 0,5 %.
5. Структурные изменения организованной преступности в последнее пятилетие свидетельствуют, что 70% занимают тяжкие и особо тяжкие преступления. Произошло снижение преступлений против собственности, но резко возросло количество преступлений коррупционной направленности.
6. Участник организованного преступного формирования – это мужчина 19-40 лет (лидер – 45-55 лет), имеющий среднее специальное образование и определенные дефекты сознания, не работающий, ранее судимый.
7. Организованная преступность в Курской области наносит опасность всему государству в связи с тем, что: разрастается до межрегионального масштаба, снижает правовую культуру населения, наносит ущерб местному и федеральному бюджетам и др.
8. Современная организованная преступность развивается благодаря следующим причинам и условиям: 1) кризисное состояние экономической системы, имущественное расслоение общества; 2) социально-политическая напряженность; 3) правовой нигилизм общества; 4) отсутствие целостной системы мер, направленных на техническое, профессиональное, материальное обеспечение правоохранительных органов.
9. Основными тенденциями развития организованной преступности являются: криминализация экономических отношений; усложнение методов достижения материальных целей; усиление мер по противодействию правосудию; проникновение в политические круги; коррумпированность; ужесточения форм и методов борьбы за сферы влияния, повышение квалификации и профессионализма преступников; прирост тяжких и особо тяжких преступлений в общей структуре преступных деяний; направленность на расширение транснационального характера; активное использование средств массовой информации; высокая степень латентности.
10. В целях формирования правовых основ профилактики организованной преступности предлагаем разработать и принять Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с организованной преступностью», в котором предусмотреть: общие положение об организованной преступности, правовое положение правоохранительных органов, комплекс специальных превентивных мер, специфику оперативно-розыскных мероприятий, возмещение убытков от организованной преступности.
11. Для сокращения темпа прироста экономической преступности в структуре организованной следует внести некоторые изменения в уголовное законодательство. Так, в качестве дополнительной меры ответственности можно ввести отменённую в 2003 году конфискацию имущества. Заметим, что международно-правовые акты в сфере борьбы с организованной преступностью, а также нормативно-правовые акты зарубежных государств (например, Италии) предусматривают конфискацию имущества как вид уголовного наказания.
12. В целях установления основ правового регулирования вопросов повышения уровня правовой культуры населения Курской области, определения принципов и основных направлений деятельности органов и учреждений системы по повышению правовой культуры необходимо разработать и принять Положение Курской области «О координационно-методическом совете по правовой культуре» и создать совет, деятельность которого будет направлена на непосредственную реализацию политики повышения правовой культуры населения.
13. Полагаем необходимым разработать и принять Положение Курской области «О Центре социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы». Предполагаем, что задачами такого центра будут являться: забота о предоставлении временного жилья, оказание содействия в трудоустройстве, а также в материальной, правовой и медицинской помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
Таким образом, со стороны законодательной и исполнительной власти требуется качественно новый подход к решению задач и реализации функций органов по борьбе с организованной преступностью, дальнейшей оптимизации их деятельности, приближению законодательных норм к международным стандартам.