Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной
литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
При характеристике Конституции Российской Федерации как источника
уголовно-исполнительного права можно указать на то, что она регулирует
важнейшие общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний,
непосредственно определяя уголовно-исполнительную политику государства на
современном этапе развития общества. Но некоторые сформулированные в ней
правовые нормы непосредственно регулируют поведение участников уголовно-
исполнительных правоотношений, наделяя их определенными правами и
обязанностями, как это предусмотрено, например, п. 3, ст. 50 «Каждый
осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим
судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о
помиловании или смягчении наказания».
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации:
«человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность
государства». Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают
правами и свободами человека и гражданина.
Именно этим обусловлено наличие особых требований к нормативным
правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям
их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового
положения осужденных создает гарантию обеспечения законности в деятельности
учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Однако это все же исключение из общего правила, поскольку как
формальный (юридический) источник права Конституция Российской Федерации
содержит преимущественно основополагающие нормативные положения, требующие
конкретизации в других нормативных актах. Существенная роль в
регулировании, например, правового статуса человека и гражданина
принадлежит именно Конституции Российской Федерации, но конкретизация
специального правового статуса осужденных осуществляется Уголовно-
исполнительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и
подзаконными нормативными актами.
Исключительно важное значение имеет вторая глава Уголовно-
исполнительного кодекса РФ, посвященная правовому положению осужденных. В
данной главе определяются основы правового положения осужденных и гарантии
обеспечения их прав, свобод и законных интересов.
Правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно
определить как основанное на общем статусе граждан России и определяемое с
помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного
наказания.
Отличительной чертой специального правового статуса осужденных
является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России,
так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства
России и, соответственно, общего правового статуса граждан нашей страны. В
статье 6 Конституции Российской Федерации прямо указывается на то, что
гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или
права изменить его.
Исходя из этого, в Законе Российской Федерации «О гражданстве
Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. не предусмотрено лишение
гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того,
согласно ст. 23 названного акта: «отбывание уголовного наказания является
препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного».
Сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель
повышения воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет
формировать гражданские чувства осужденных.
Сохранение гражданства означает и то, что осужденный к уголовному
наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности,
возложенные на граждан Российской Федерации. Так, осужденные к лишению
свободы пользуются без каких-либо существенных ограничений правами в сфере
наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений. Лица,
отбывающие наказание без изоляции от общества, как субъекты правоотношений
почти в полной мере обладают общегражданскими правами и несут юридические
обязанности.
Особенность применяемого к осужденным государственного принуждения
заключается в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и
условий его исполнения, а также применения исправительного воздействия. В
нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права
имеются положения, ограничивающие для осужденных права и свободы граждан
России, регулируемые указанными отраслями законодательства.
Таким образом, Конституция Российской Федерации, предусматривая
законное определение конкретных границ, пределов осуществления прав и свобод, не посягает на само существо права. Ограничения должны устанавливаться законодателем не произвольно, а на основе Конституции, заложенных в ней принципов справедливости, равенства и соразмерности. Таким образом, Конституция РФ легализует основание, пределы и принципы применения к осужденным ограничений, предусмотренных режимом отбывания всех видов уголовных наказаний.
По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, и его можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права совокупность прав, законных интересов и обязанностей, определяющих положение осужденных во время отбывания наказания.