Введение 3
1 Гегель - представитель немецкой классической философии 4
2 Идеалистическая диалектика Гегеля. Книга "Наука Логики" 7
Заключение 16
Список литературы 18
Читать дальше
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной
литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.
Методологические принципы, разработанные Гегелем в "Науке логики",
стали основой построения двух других частей его системы.
"Философия природы" задумана как изображение "инобытия" логической
идеи, которая, став абсолютной, решила из самой себя свободно отпустить
себя как природу. Структура работы имеет форму триады: механика, физика,
органическая физика. Здесь также реализованы принципы отрицания, снятия,
восхождения от абстрактного к конкретному и др.
Такая же картина наблюдается в третьей части системы. В структуре
энциклопедической "Философии духа" три раздела - "Субъективный дух",
"Объективный дух" и "Абсолютный дух". Названия разделов означают степени, в
которых идея возвращается в саму себя из своего инобытия, ее возвращение
заключается в снятии чувственного, телесного, природного, материального.
Дух (познания) ликвидирует внешнюю отчужденность телесного мира, делает
этот мир своим, раскрывая то обстоятельство, что субстанцией телесного мира
является он же сам, дух. Этот процесс ассимиляции внешнего Гегель считал
освобождением духа.
Орудием освобождения духа, как уже отмечалось, является процесс
познания, вершиной которого Гегель считал абсолютное знание в форме его
собственной философии. Вся всемирная история есть прогресс в осознании
свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Завершением прогресса и является система "абсолютного идеализма".
Продвигаясь со ступени на ступень путем самоосвобождения, дух возвышается к
знанию абсолютного духа как вечно действительной истины, где разум является
свободным для себя, а необходимость, природа и история только служат для
его раскрытия.
Принцип историзма, или развития, который лежит в основе метода
диалектики, вступает в противоречие с системой, претендующей на отражение
внеисторического и абсолютного знания.
Противоречие системы и метода Гегеля, а также другие несогласованности
его философии были замечены еще Шеллингом. О них он писал в мюнхенских
лекциях по истории новой философии в разделе, посвященном Гегелю. Позже
философскую систему великого диалектика подвергли критике Фейербах, Маркс,
Энгельс, Кьеркегор и другие мыслители.
Читать дальше
1) Введение в философию: Историко-философская пропедевтика: Учебник /
Г. И. Волынка, В. И. Гусев, И. В. Огородник, Ю. А. Федив; Под ред. Г. И.
Волынки. - К.: Высшая школа, 1999. - 624 с.
2) Горбачев В. Т. История философии. - М., 1998.
3) Краткий очерк истории философии. - М., 1981.
4) Радугин А. А. Философия. Курс лекций. - М., 1996.
5) Кричевский А. В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная
телеология // Вопросы философии. - 1993. - №5.
6) Лег Е. С. Гегель об истоках злой воли // Вопросы философии. - 1996.
- №11.
Читать дальше