Введение 3 Глава I Русский лубок и его особенности в искусстве росписи ткани 7 1.1 История развития искусства росписи ткани 7 1.1.1 Техники росписи тканей 10 1.2 История и эволюция русского лубка 12 1.3 Русский лубок в технике батик 21 Глава II. Особенности развития творческих способностей детей с ОВЗ 23 2.1 Характеристика детей с ОВЗ 23 2.2 Значение творческой деятельности в развитии детей с ОВЗ 25 2.3 Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях изобразительного искусства посредством изучения техники по росписи ткани 28 Глава III Методика организации и проведение занятий по росписи тканей для детей с ОВЗ 35 3.1 Методика преподавания 35 3.2 Методическая разработка занятий для детей с ОВЗ 40 Заключение 52 Список литературы: 55

Использование традиционных методов русского лубка в росписи ткани

дипломная работа
Культура
55 страниц
89% уникальность
2014 год
142 просмотров
Малинкина М.
Эксперт по предмету «Декоративно-прикладное искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I Русский лубок и его особенности в искусстве росписи ткани 7 1.1 История развития искусства росписи ткани 7 1.1.1 Техники росписи тканей 10 1.2 История и эволюция русского лубка 12 1.3 Русский лубок в технике батик 21 Глава II. Особенности развития творческих способностей детей с ОВЗ 23 2.1 Характеристика детей с ОВЗ 23 2.2 Значение творческой деятельности в развитии детей с ОВЗ 25 2.3 Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на занятиях изобразительного искусства посредством изучения техники по росписи ткани 28 Глава III Методика организации и проведение занятий по росписи тканей для детей с ОВЗ 35 3.1 Методика преподавания 35 3.2 Методическая разработка занятий для детей с ОВЗ 40 Заключение 52 Список литературы: 55
Читать дальше
В современном мире автоматизированных технологий возрождается интерес к одному из популярных видов прикладного творчества – ручной росписи по ткани. Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма отмечается обращением к прекрасному), а так и доступностью материалов и оборудования, необходимых для изготовления изделий, выполненных в технике батик. Необходимо отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, поэтому любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества, имеющего глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Батик соединяет особенности таких традиционных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика, широко используется в дизайне интерьера и прекрасно сочетается с различными цветовыми решениями. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к традициям этого искусства, они постоянно черпают из него творческие замыслы, а это способствует на основе их использования появлению новых технологий. Если говорить о традициях, то следует обратиться к другому традиционному жанру изобразительного искусства – лубку. Лубок – народная картинка, синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы.


Если собираетесь купить дипломный проект , наш сайт предложит лучшую цену.


. Это вид график, отличающийся простотой и доступностью, сочетающий в себе картинку и текст на ней. Лубок был особенно распространен в России с середины ХVII до конца XIX в. Он представлял собой отдельно награвированные картинки разных размеров, включавшие черно-белый рисунок, который в основном раскрашивался вручную и сопровождался надписями и текстами различного содержания. По своему исполнению они были самыми разными – от высокопрофессиональных до примитивных. Современный русский лубок - не застывшая форма, а живое искусство, которое развивается  с рождением новых русских традиций и необходимостью решать новые общественные, политические и социальные задачи. Обострение интереса к лубку в наши дни также объясняется рядом причин. Прежде всего, сказался общий интерес к прерванным культурным традициям и возросший интерес к культуре народной. В нашей работе мы попытались изучить возможности совмещения двух традиционных русских искусств – лубочной картинки и росписи ткани, а также пользу от этих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рисование на ткани, является увлекательным занятием для детей. Не очень сложный арсенал средств, необходимый для росписи по ткани, делает ее доступной и в системе дополнительного образования, учитывая возрастные особенности детей. Занятия батиком позволяют приобщить детей к новому виду искусства, развить их творческие способности, получить наслаждение от общения с окружающим миром, подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение. Особенно полезны такие занятия для детей с ОВЗ, однако при работе с ними необходим особый подход. Художественное творчество одно из достаточно востребованных направлений для  коррекционно-развивающих занятий с учащимися. Но для детей с особенностями в развитии нужен специальный подход. На занятиях батиком происходит формирование графических навыков, мелкой моторики и эмоционально волевой сферы. В данной работе мы это подробно проанализируем. Результатом нашей работы стала также методическая разработка занятий для детей с ограниченными возможностями. Цельнашей работы – проанализировать возможность сочетания двух направлений искусства – лубка и росписи ткани при проведении занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объект исследования – методы русского лубка и батика. Предмет исследования – возможности использования методов русского лубка в росписи ткани. Задачи, исследования: Изучение традиционной школы художественной росписи ткани; Исследование истории появления и развития лубочной картинки; Анализ совмещения техники батика и лубочной картинки; Проанализировать особенности развития творческих способностей у детей с ОВЗ; Разработать план-конспект пяти занятий по росписи ткани и лубочной картинке с детьми с ОВЗ. Структура и содержание дипломной работы. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Важным фактором, обуславливающим актуальность данной дипломной работы, является популярность данных видов искусства и большой интерес к ним со стороны учащихся и родителей. Совмещение двух техник в одной представляется нам еще более любопытным опытом. Изучение традиций русского лубка и техники росписи ткани позволяют в большей степени развитию художественных способностей детей. Обучение создаёт условия для эстетического и творческого развития ребёнка, как основы обеспечения их общих компетентностей, его социальной адаптации. У детей формируются и развиваются такие качества современного человека, как мобильность, трудолюбие, умение эффективно сотрудничать, ценностное отношение к искусству, направленность на творческую самореализацию и саморазвитие. Занятия художественной росписью способствуют развитию нестандартного мышления, формированию умений находить решение возникающих проблем, настраиваться в процессе работы на позитивный лад. У обучающихся развивается эстетическое восприятие окружающего мира, умение выражать свои мысли и чувства в образной форме; в образовательном процессе воспитывается свободная личность, ребенку предоставляется возможность активно и всесторонне развиваться через творчество, через самостоятельную целесообразную деятельность.

Читать дальше
Исходя из основной цели нашего исследования, были изучены и проанализированы возможности сочетания двух направлений искусства – лубка и росписи ткани при проведении занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В нашей работе мы рассмотрели историю развития искусства росписи ткани, методики и техники росписи, изучили традиционные русские лубочные картинки, проанализировали особенности изготовления лубочной продукции, выяснили, что современные мастера используют совмещение этих двух видов искусств. Также мы выявили особенности развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством изучения техники по росписи ткани и разработали методику организации и проведение занятий по росписи тканей для детей с ОВЗ. Мы выяснили, что на занятиях по батику совершенствуются и практические навыки учащихся, развивается их мастерство и трудолюбие, углубляются их теоретические знания в области изобразительного искусства, совершенствуются умения детей использовать эти знания в самостоятельной творческой работе, получая при этом положительные эмоции. Знакомство с новыми технологиями в художественной росписи ткани позволяют углубить и создать интерес к декоративно-прикладному искусству, к народным художественным промыслам. Способствуют приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья к историческому прошлому, лучшему осмыслению современных ценностей и культуры, созданию новых произведений декоративно-прикладного творчества. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей и композиционных умении. Осваивая новые темы, тот или иной ребенок выполняет работу на доступном ему уровне сложности, отдавая предпочтение определенным художественным материалам, техникам, художественным приемам, занимается в меру свойственной ему работоспособности, усидчивости, индивидуального интереса и т.п. В особенности это важно для детей с определенными отклонениями в психофизическом развитии, с ограниченными возможностями. Художественная роспись на ткани привлекает их тем, что на занятиях декоративно-прикладным творчеством они могут раскрепоститься, выразить себя и найти применение своим, подчас неординарным, способностям в художественно-графическом творчестве (нередко именно эти дети достигают особенно высоких результатов); восполнить дефицит общения со сверстниками в неформальной обстановке и, тем самым, найти свою нишу. Другие воспитанники, в свою очередь, имеют возможность на практике расширить свой опыт коммуникации с «необычными» детьми, научиться проявлять сочувствие, деликатность, терпимость, внимательность. Содержание занятий выступает основой арт-терапии. Сфера применения тканей, расписанных ручным способом безгранична. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера. Произведения в этой технике создают атмосферу радости и праздника, формируют положительное эмоциональное настроение у человека. Мы выявили, что на современном этапе развития человечества произведения декоративно-прикладного искусства являются необходимыми и неотъемлемыми атрибутом общества. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу и реализовать свой творческий потенциал.
Читать дальше
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 Алексеева М.А. Русская народная картинка: некоторые особенности художественного явления //Народная картина ХУП-Х1Х веков. Материалы и исследования, СПб, 1996 Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., «Просвещение», 1990 Алферов Л., Технологии росписи. Дерево. Металл.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2000 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Т.1, М., «Искусство», 1963. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М., «Искусство», 1970 Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002г. Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. - М.: Сов.Художник, 1986г. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М., «Советский художник», 1981 Балдина О.Д. К вопросу о взаимоотношениях народных картинок (гравюр на дереве) с произведениями прикладного искусства // Русское искусство ХУШ в. Материалы и исследования. М., 1973 Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., «Высшая школа», 1986 Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., «Художественная литература», 1990, С.30-92, 262-350. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб, «Икар», 1993 Воронина Т. А. Русский лубок 20-60-х годов XIX века. Производство, бытование, тематика. // Серия «Русский этнограф» П 22/6369 № 2 Голышев И.А. Лубочные старинные народные картинки. //Труды Владимирск. губ. стат. комитета. Вып.УП. Владимир, 1869 Горшков Ю.А. Русский лубок: от мануфактуры к фабрике / Материалы и исследования. М., Книга, 1986, № 47 Давыдов С.Г. Батик - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2005г. Дворкина И. Батик. М.: 2000г. Дренов Н.А. От лубка к Кинематографу роль лубка в становлении массовой культуры XX в. – Традиционная культура. 2001, № 2 Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере.- Киев: Будiвельник, 1986г. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Академический проект: Трикста, 2005 Иванов Е.П. Русский народный лубок. М., 1937 Иванова Н.Н. Социальные подходы к социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Социально гуманитарные знания. 2003. № 4 Коськов М.А. Предметное творчество., СПб, «Икар», 1996 Культурология XX века. Словарь, СПб, Университетская книга, 1997,- Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок \\ Народная гравюра и фольклор в России ХVII-ХIХ вв. (К 150-летию со дня рождения Д.А.Ровинского). М.,1976. Лубок: Русские народные картинки ХVII–ХVIII вв. М., 1968 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005 Мишина Е.А. Термины «лубок» и «народная картинка» (К вопросу о происхождении и употреблении) //Народная картина ХVII-ХIХ веков. Материалы и исследования, СПб, 1996 Моран А. Декоративно - прикладное искусство. М.: 1999г. Никитин М.М. К истории изучения русского лубка. // Советское искусствознание. Вып.20, М., 1986. Никольский В. А. Древнерусское декоративное искусство. «Брокгауз-Ефрон», СПб, 1923 Овсянников Ю.М. Русский лубок (Русские народные картинки ХVII-ХVIII вв.), М., «Советский художник», 1968 Пушкарев Л.Н. Русский лубок как памятник народной культуры. (И.С. Ивин-Кассиров) //Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора. Воронеж, 1984 Ровинский Д.А. Русские народные картинки. В двух томах, СПб, «Тропа Троянова», 2002. Рогинская Ф.С. Советский лубок. М.- Л, 1929 Рудакова Н.И. Русские лубочные картинки второй половины XIX века (Гравюра на меди) // Русская и зарубежная графика в фондах ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л., 1991 Русский лубок ХVII–ХIХ вв. М. – Л., 1962 Русский лубок ХVII-ХIХ вв. Ред.-сост. В.С.Бахтин и Д.М. Молдавский, Л.-М., «Изобразительное искусство», 1962. Русский лубок. М., 1970 Русский рисованный лубок конца ХVIII начала XX века. Из собрания государственного исторического музея. Авт.-сост. Иткина Е.И. М., «Русская книга», 1992 Сараев Ю.С. Роспись по ткани. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000г. Синеглазова М., Батик. - М.: Издательский дом МСП, 2005 Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М.: 1998г. Синеглазова М.А. Ремесло и рукоделие. М.: 2000г. Снегирёв И. О простонародных изображениях. – Труды общества любителей российской словесности при Московском университете, ч. 4. М., 1824 Социальная работа: теория и практика: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М., 2001 Статья. Выставка вятских народных художественных промыслов «Умелые руки мастеров». Государственный Кировской областной художественный музей им. В.М. и А.М.Воснецовых Стоку С., Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. - М.: Ниола 21-й век, 2005 Уханова И.Н. Лубок и творчество народных мастеров. // Народная картина ХУП XIX веков. Материалы и исследования. СПб, 1996 Хансен Б., Роспис по шелку для начинающих. - Германия, 1997 Черняева Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей // Социологические исследования. - 2005. № 6 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебник. - М., 2002. Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image