Таможенный контроль является одним из основных институтов в области таможенного регулирования. Согласно пункту 31 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением, которого возложен на таможенные органы.
В зависимости от субъектов, подпадающих под таможенный контроль, можно выделить: таможенный контроль физических лиц (личный досмотр), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля и пр.). Так, в соответствии со ст. 373 ТК РФ исключительной формой таможенного контроля, применяемой в отношении физических лиц, является личный досмотр, который может быть проведен при наличии соответствующих оснований и в порядке, установленном таможенным законодательством.
В зависимости от характера осуществления: документальный и фактический таможенный контроль.
В зависимости от направления движения товаров: таможенный контроль ввозимых (импортируемых) на таможенную территорию России, вывозимых (экспортируемых) с таможенной территории России товаров и товаров, следующих транзитом через территорию России.
Субъекты таможенного контроля — физические лица (граждане), индивидуальные предприниматели, юридические лица, таможенные органы, государственные служащие таможенных органов и др.
Таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
С увеличением объемов международной торговли возрастает нагрузка на таможенные органы, так как, с одной стороны, предполагается повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для эффективной защиты экономической безопасности страны, а с другой — максимальное содействие развитию внешнеторговой деятельности.
Сегодня практически все инновационные таможенные технологии, рекомендованные Всемирной таможенной организацией, такие как предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен в системах «таможня — таможня» и «таможня — бизнес», повсеместно внедряются таможенными органами России. Вместе с тем, применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны и соответствуют задачам, поставленным Федеральной таможенной службой. Кроме того, нередко бывают случаи, когда усилия таможенных органов по совершенствованию таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны участников ВЭД. В свою очередь, усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам.
Таможенный кодекс Таможенного союза содержит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля. Каждой форме таможенного контроля в Таможенном кодексе Таможенного союза посвящена отдельная статья или же глава, в которой определяется ее понятие и раскрываются основные признаки. Форма таможенного контроля как внешнее выражение конкретного содержания отражается, прежде всего, в совершении конкретных действий по применению тех или иных приемов и способов для установления фактов объективной действительности, а также в документах таможенного контроля, закрепляющих его результаты. Организация контрольной деятельности в целом предполагает организационное единство ряда контрольных процедур, являющихся совокупностью действий, объединенных общей конкретной целью, которые представляют собой не что иное, как конкретное мероприятие таможенного контроля.
К данным формам относятся:
1) Проверка документов и сведений.
2) Устный опрос.
3) Получение пояснений — сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
4) Таможенное наблюдение.
5) Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.
6) Таможенный досмотр — осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
7) Личный досмотр.
8) Проверка маркировки, наличия на товарах идентификационных знаков — проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию.
9) Осмотр помещений и территории.
10) Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.
11) Проверка системы учета товаров и отчетности.
12) Таможенные проверки.
При рассмотрении значения информационных технологий в сфере ВЭД акцент, в первую очередь, делается на ускорении и упрощении таможенных процедур, а также создании безбарьерной среды для бизнеса. Однако, это далеко не единственная цель применения информационных технологий. Нельзя забывать и о потенциальной уязвимости государства, которые эти упрощения внедряет, т. е. о тех угрозах экономической безопасности, с которыми она сталкивается ввиду сокращения фактического таможенного контроля и либерализации таможенных процедур. Снижение контрольной функции таможенных органов в условиях глобализации, чрезмерная открытость российской экономики несут в себе значительные опасности: от потери национального производства (в том числе, стратегического значения), поглощения иностранными компаниями неконкурентоспособных отечественных (и, как следствие, роста безработицы) до продовольственной зависимости, насыщения рынка некачественной и контрафактной продукцией.
Одной из таких технологий является технология предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы. Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительной информации.
С одной стороны, предварительное информирование позволяет значительно ускорить совершение таможенных операций, тем самым минимизируя временные и материальные затраты участников ВЭД. С другой стороны, предварительное информирование направлено на минимизацию угроз национальной и экономической безопасности государств-членов Таможенного союза за счет выбора объектов контроля до прибытия товаров и транспорта в пункт пропуска. Особенно это актуально в современных условиях, когда информация о товарах, перемещаемых через границу, требует детальной и глубокой проверки, но при этом возрастающий товаропоток ограничивает время на проверку.
Не менее значимым направлением в деятельности таможенных органов является электронное декларирование, к преимуществам которого относят сокращение времени осуществления таможенных операций за счет использования сведений о товарах в электронном виде, а также централизацию информационных ресурсов, которая обеспечивает селекцию товаров и анализ рисков для выработки рекомендаций по формам таможенного контроля.
С 1 января 2014 г. таможенное декларирование товаров производится в электронной форме. Существенных различий в осуществлении таможенных операций до и после вступления в силу обязательного электронного декларирования нет. Уже в 2013 г. электронная форма таможенного декларирования стала основной (электронное декларирование применяли 94 % участников ВЭД).
Для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется дальнейшее развитие системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ).
Согласно данным ФТС России, на начало второго квартала 2014 г. 16 федеральных органов исполнительной власти передавали ФТС России информацию из 24 видов выданных разрешительных документов. Сейчас ФТС России эффективно взаимодействует с электронными сервисами таких федеральных органов исполнительной власти, как Росаккредитация, Минпромторг России, Роскомнадзор, Роспечать, Росрыболовство, Минобрнауки России, ФСБ России, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Минфин России, Минкультуры России, Минобороны России, Ространснадзор, Роспотребнадзор, Росавтодор, Россельхознадзор.
Основной задачей СМЭВ в сфере обеспечения национальной и экономической безопасности государства является создание эффективного механизма обмена оперативной информацией с правоохранительными и иными органами в сфере предупреждения таможенных правонарушений.
Не менее актуальной является проблема обеспечения информационной безопасности. Введение СМЭВ открывает совершенно новые возможности для утечки информации ограниченного доступа.
Удаленный выпуск является одним из наиболее перспективных направлений в развитии технологий таможенного дела, так как позволяет ускорить таможенное декларирование товаров и транспортных средств, оптимизировать транспортно-логистические схемы доставки товаров, сократить общее время таможенных формальностей, делает сам процесс декларирования прозрачным. Основой технологии является разделение операций на документальные таможенные формальности там, где расположены офисы участников внешнеторговой деятельности, и фактический таможенный контроль на приграничных таможенно-логистических терминалах.
Следующая задача – это развитие международного информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств, прежде всего, путем обмена информацией о декларируемых товарах с таможенными службами стран-контрагентов.
Таким образом, развитие перспективных информационных таможенных технологий является одним из основных направлений деятельности ФТС
России, которое позволяет создавать более комфортные условия для бизнеса, обеспечивать ускорение и упрощение таможенных процедур, с одной стороны, и минимизировать угрозы экономической безопасности, с другой.
Комплексное решение вышеперечисленных задач станет залогом успешного распространения передовых технологий и повышения эффективности таможенного контроля.
Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами.
Фактически центр тяжести контрольных проверочных мероприятий, проводимых таможенными органами уже переместился с этапа таможенного декларирования на контроль после выпуска товаров.
Развитие таможенного контроля после выпуска товаров было обусловлено необходимостью смещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что успешно можно противопоставить схемам уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Все это способствует ускорению совершения таможенных операций, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников внешнеторговой деятельности.
Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задач модернизации – это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей.
Развитие таможенного контроля после выпуска товаров является стратегическим направлением развития таможенного дела в Российской Федерации и обусловлено необходимостью:
? смещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров»;
? создания условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и способствующих проведению эффективного таможенного контроля, в том числе при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза.
Одна из основных задач - автоматизация процессов, обеспечивающих возможность проведения контроля как в процессе таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру, так и после их выпуска, и реализующая возможность получения необходимой информации из ресурсов Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее – ЦБД ЕАИС ТО) и ресурсов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Значительное внимание должно быть уделено совершенствованию механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров, развитию международного сотрудничества в части обеспечения таможенного контроля после выпуска, повышению кадрового потенциала подразделений таможенного контроля после выпуска таможенных органов.
Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров возможно при соблюдении таких условий, как: установление единой согласующейся системы контрольных показателей эффективности деятельности, доработка организационной структуры в целях исключения дублирования функций, достижение баланса между результативностью таможенного контроля после выпуска товаров и профилактическим характером мероприятий после выпуска.
Таким образом, развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров приведет к снижению степени риска попадания на российский рынок некачественных иностранных товаров, а также к повышению результативности таможенного контроля после выпуска товаров, созданию благоприятных условий для законопослушных участников внешнеторговой деятельности.
?