Введение 3 1. Особенности исторического развития библиографии в России 4 1.1. Особенности становления русской библиографии (XI-XVII вв.) 4 1.2. Вклад Здобнова Н. В. В развитие русской библиографии 6 1.3. Развитие советского библиографоведения 13 2. Анализ современных пособий рекомендательной библиографии 17 2.1. Особенности пособий рекомендательной библиографии 17 2.2. Выявление целевого и читательского адреса пособий рекомендательной библиографии 28 3. Основные этапы составления и особенности библиографических пособий 32 Заключение 53 Библиографический список 55 Источники выявления литературы 59 Приложения 60

Рекомендательная библиография

курсовая работа
Литература
50 страниц
83% уникальность
2015 год
106 просмотров
Самусева Г.
Эксперт по предмету «Библиография»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Особенности исторического развития библиографии в России 4 1.1. Особенности становления русской библиографии (XI-XVII вв.) 4 1.2. Вклад Здобнова Н. В. В развитие русской библиографии 6 1.3. Развитие советского библиографоведения 13 2. Анализ современных пособий рекомендательной библиографии 17 2.1. Особенности пособий рекомендательной библиографии 17 2.2. Выявление целевого и читательского адреса пособий рекомендательной библиографии 28 3. Основные этапы составления и особенности библиографических пособий 32 Заключение 53 Библиографический список 55 Источники выявления литературы 59 Приложения 60
Читать дальше
Актуальность работы. В настоящее время складывается мнение, что рекомендательная литературная библиография является отмирающим видом отрасли. Основанием для этого служат утверждения ряда специалистов о её сближении с популярным литературоведением и научно-вспомогательной библиографией. Литературоведение определяется как «наука о художественной литературе.


Даже если нужно заказать отчет по практике производственной в Тюмени , Work5 справится.


. В задачи литературоведения входит изучение произведений прошлого, анализ и оценка художественного творчества писателей настоящего и, наконец, определение перспективы развития литературы в будущем. Литературоведение состоит из теории литературы, истории литературы и литературной критики» [1, c. 25]. В качестве вспомогательной дисциплины литературоведения рассматривается библиография. Определение термина «популярное литературоведение» нам найти не удалось. Ни один известный нам литературоведческий словарь, справочник или энциклопедия его не содержат. Основываясь на умозаключениях, можно предположить, что популярное литературоведение – это: литературоведение, изложенное доступно для понимания малоподготовленного читателя; литературоведение, цель которого – популяризация художественной литературы. Популяризацией художественной литературы, в свою очередь, называют представление читателю знаний об определённом круге произведений лучших писателей и поэтов. Это представление может происходить в любой форме: устной, печатной, электронной; на массовом или межличностном уровне. Говоря о слиянии литературной рекомендательной библиографии с литературоведением, подразумевают сближение в области истории литературы и литературной критики. Если история литературы связана с прошлым, то литературная критика оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественное произведение с точки зрения современности и существует преимущественно в журнальной форме. Критические материалы могут быть представлены в виде статьи, рецензии, отзыва и т.п. Грани соприкосновения рекомендательной библиографии и популярного литературоведения рассматривались в работах С.А.Трубникова и А.П.Куликовой применительно к периодическим изданиям. Разграничение проводилось на функциональном уровне. В задачу рекомендательной библиографии входит пропаганда произведений для чтения широкими кругами читателей. За литературной критикой закреплён анализ произведения, содействие развитию теории литературы, воздействие на ход литературного процесса. Помимо этого, рекомендательная библиография должна отражать только лучшие произведения, тогда как литературная критика может быть негативной. После бурной дискуссии специалистов о рекомендательной библиографии и руководстве чтением на первое место в ней вышел принцип популяризации, вследствие чего произошли большие изменения в жанровом составе рекомендательной литературной библиографии с популярным литературоведением. М.И.Давыдова назвала следующие его признаки: увеличилась роль анализа литературного произведения в рекомендательных пособиях; преобладающими стали сопоставления различных точек зрения на одно литературное явление; исчезла строгая адресность пособий определённому потребителю литературно-художественной и литературоведческой информации; проявилась тенденция самодостаточности рекомендательного библиографического пособия; происходит заимствование рекомендательно-библиографических методов представления информации популярным литературоведением. С.П.Бавин, автор и составитель ряда указателей, отмечает, что в 1983 г. при подготовке справочника «Литература и искусство» было использовано всего 20 % литературоведческих работ, а 80 % составляло мнение библиографа. С проявлением библиографических очерков серии «Процесс осмысления» (РГБ) нарушились многие традиции рекомендательной библиографии: доступность, адресность, рекомендательность и т.д. В очерки включалась информация о произведениях и критических материалах, вышедших как в России, так и за рубежом. Согласно законам жанра в них проводились обобщения, сопоставления, анализировались художественные произведения. Однако выводов не было. Читатель волен был делать их сам, а также решать, достаточно ли ему полученной информации или необходимо обратиться к названным источникам. В приложения к отдельным очеркам вошли небольшие поэтические произведения (миниатюрные антологии стихов). Популярная библиографическая энциклопедия А.М.Горбунова «Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до ХХ века» (М.: Кн.палата, 1991) разрушила ещё один барьер, разделявший рекомендательную библиографию и популярное литературоведение: содержанию произведений уделено меньше внимания, основной упор сделан на раскрытие значения отдельного произведения в творчестве конкретного автора или в мировом литературном процессе. Количество библиографической информации соответствовало её объёму в «Краткой литературной энциклопедии». Сведения об изданиях оказались далеко не на первом месте. Это придало энциклопедии более справочный и менее библиографический характер. Однако, как уже упоминалось ранее, не только рекомендательная литературная библиография заимствует приёмы и методы популярного литературоведения. В литературоведческих изданиях активно используется метод библиографической характеристики. Применяются прямые рекомендации. Например, в томе «Литература» детской энциклопедии «Я познаю мир» приводятся отрывки из художественных произведений и популярных биографий. Некоторые из них прерываются на самом интересном месте и читателю предлагается обратиться к первоисточнику. В «Энциклопедии для детей» (Аванта+) после указателя имён литераторов следует библиографический список «Советуем почитать» (Т.9 «Русская литература»), по структуре повторяющий издание. Библиографические списки (примечания) стали неотъемлемой частью «пособий для поступающих в вузы» Л.Я.Шнейберга и И.В.Кондакова «От Горького до Солженицына» (М.: Высш. шк., 1994), а также справочных пособий серии «Школьная программа» (М.:Дрофа), в конце которых приводится «Краткая библиография» - около 10 названий с аннотациями. Таким образом, рекомендательная литературная библиография встала перед вопросом: быть или не быть ей отдельным явлением библиографической деятельности или перейти в разряд вспомогательных элементов популярного литературоведения. Изменение функционального назначения рекомендательной библиографии существенно повлияло почти на все её виды. Бесспорно, смена принципов принесла положительные плоды – рекомендательные пособия стали более популярны в читательских кругах. Энциклопедия А.М.Горбунова «Панорама веков», библиографические очерки серии «Процесс осмысления» используются и студентами, и преподавателями в учебных, профессиональных и самообразовательных целях. Но всё-таки они проигрывают по сравнению с литературоведческими изданиями. Причин тому много, но основные из них: малый тираж библиографических пособий; скудное оформление (даже иллюстрированная «Панорама веков», несмотря на обилие портретов, рисунков, миниатюр и гравюр, представляет собой двухцветное издание); неудобство использования в качестве первичного источника при поиске читателем фактографической информации, как ни парадоксально это звучит, и т.д. Отказ от принципа рекомендательности помог в популяризации самой рекомендательной библиографии. Читателя больше не отпугивает от пособия кажущаяся обязательность прочтения, он с удовольствием листает его, извлекая интересные факты. Однако принцип рекомендательности не исчез бесследно. Теперь его активно использует издательско-книготорговая библиография. Только на первый план вместо художественных достоинств произведения вышло описание библиографической базы, факторы «моды» и «сенсации». Ныне этот принцип помогает в распространении любой печатной продукции, без учёта её художественной ценности, в целях коммерческой выгоды. К сожалению, только этот вид библиографии известен и реально доступен широкому кругу читателей. Что касается рекомендательных библиографических пособий, то они предназначены читателям, имеющим стойкий интерес к теме или проблеме и некоторую подготовку . Современные рекомендательные библиографические пособия тяготеют к справочности, энциклопедичности, что требует большой доли научности с расчётом на долговечность. Таким образом, намечается слияние рекомендательной и научно-вспомогательной литературной библиографии. Не грозят изменения, пожалуй, только государственной библиографии. Настало время пересмотреть функциональное назначение рекомендательной библиографии, учитывая социально-экономические факторы и современный рынок информационных продуктов. В настоящее время в этой области определились противоречия. С.П.Бавин и М.И.Давыдова отмечают увеличение фактографического материала и анализа произведений, превращение рекомендательных пособий в самодостаточные издания, использование принципов популяризации. А.Н.Дулатова высказывается за сохранение функций пропаганды книги, чтения первичных художественных произведений, а не за популяризацию знаний о них. По её мнению, это помогает рядовому читателю видеть грань между библиографическим пособием и литературоведческим изданием. Одновременно она предупреждает: перенасыщение рекомендательного библиографического пособия познавательным материалом приводит читателя к непониманию сути библиографической информации, а, следовательно, к информационной неграмотности. Так как создание рекомендательных библиографических пособий до сих пор остаётся прерогативой библиотечных работников, поиски функционального назначения рекомендательной библиографии необходимо связывать с деятельностью и функциями публичных библиотек. В настоящее время это также больной вопрос. На стыке двух веков многое подвергается критике и отрицанию. И мнения о будущем библиотек кардинально расходятся: от полного их отрицания как учреждений до конкретного изменения их социальных функций. В связи с возникшим в обществе расслоением населения на богатых и бедных высшее образование становится привилегией преимущественно обеспеченных людей. Социально необеспеченные слои реально могут обучаться непрестижным специальностям в непрестижных вузах или ограничиться средним специальным образованием. В связи с этим нам представляется интересной версия К.Бэтта о библиотеках будущего, которые он видит как «виртуальные университеты». В их задачу должно входить предоставление пакетов учебных материалов учебных курсов для тех, кто по каким-либо причинам не может обучаться в вузах. Это было бы возможно, если бы университеты предоставляли такие пакеты библиотекам бесплатно. Не стоит объяснять, что большинство библиотек будет не в состоянии их оплатить. Таким образом, одной из функций библиотек должна стать функция социальной адаптации необеспеченных слоёв населения. А в задачу рекомендательной библиографии, на наш взгляд, должно войти создание аналогов пакетов университетских учебных материалов. При их составлении следует учитывать, что они рассчитаны на студентов, посещающих занятия. У пользователей библиотек таких возможностей не будет. Следовательно, библиографическое пособие должно содержать либо большой объём фактографической информации, либо отсылки к популярным изданиям по основам данной дисциплины (если таковые имеются). Объект исследования – библиография. Предмет исследования - рекомендательная. Цель работы – особенности рекомендательной библиографии. Задачи: - рассмотреть особенности исторического развития библиографии в России; - провести анализ современных пособий рекомендательной библиографии; - выявить основные этапы составления и особенности библиографических пособий . В качестве методов исследования выбраны: • Исторический (использовался в процессе изучения истории развития библиографической науки; • специальные методы (библиографический, терминологического анализа), связанные с исследованием основных характеристик рекомендательных библиографических пособий • Метод сбора и обработки теоретической информации по теме исследования (аналитический). Структура курсовой работы включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список литературы и приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая глава рассматривает развитие рекомендательной библиографии в хронологическом порядке. Вторая глава посвящена современным пособиям рекомендательной библиографии, их характеристикам. Третья глава рассматривает особенности составления рекомендательного библиографического пособия. В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены особенности исторического развития библиографии в России; проведен анализ современных пособий рекомендательной библиографии; выявлены основные этапы составления и особенности библиографических пособий. Рекомендательная литература прошла большой путь становления и развития. На современном этапе появились новые жанры рекомендательной библиографии, которые также были рассмотрены в ходе исследования. Рекомендательная библиография всегда обладала большим образовательным значением, поскольку она опирается на универсальность интересов и потребностей читательской аудитории, имеет образовательное влияние, благодаря заложенным в ней педагогическим принципам. Итогом работы стал реферативный обзор источников информации по теме «Рекомендательные библиографические пособия». На современном этапе облик рекомендательных библиографических изданий существенно изменился, хотя роль осталась практически без изменений, - в них соединились и информационная, и образовательная, и просветительская, и педагогическая функции. Многие библиографические издания перенесли на себя роль учебников и книг для чтения.Однако в рекомендательной библиографии в жанровом составе произошли некоторые изменения и дополнения. В рекомендательных библиографических пособиях на современном этапе все больше упор делается на анализ произведения, полемические и исследовательские точки зрения на отдельный факт или явление. Также следует сказать о тенденции на универсальность рекомендательного библиографического пособия. Рекомендательные библиографические пособия активно развиваются, модернизируются, переходят в новый режим электронной работы. А это, в свою очередь, является причиной появления новых пособий со своими особенностями и возможностями. Активно развивается сетевая рекомендательная библиография. На официальных страницах издательств и библиотек можно изучить рекомендательные библиографические списки самой различной направленность, а также получить перечень рекомендованной литературы по выбранной тематике. Отказываться от рекомендательной библиографической информации, рано. Хотя стоит признать, что настало время выбора: популяризировать или рекомендовать и пропагандировать художественную литературу. От этого зависит дальнейшая судьба рекомендательной библиографии. Настало время для проведения широкомасштабного исследования по применению рекомендательных библиографических пособий в публичных и учебных библиотеках, стоило бы получить отзывы о них от обыкновенных читателей. Ведь ни для кого не секрет, что во многих публичных библиотеках ведётся разработка собственных рекомендательных пособий за неимением выпущенных централизованно. На страницах журналов продолжают публиковаться библиографические списки и обзоры литературы.
Читать дальше
1. Алексеева, И.В. Основы библиотечно-информационного дела: учебно-практическое пособие для студентов 1 курса. Владивосток, 2012. 102 с. 2. Библиографическая работа в библиотеке: Организация и методика: Учебник. М., 2010. 255 с. 3. Библиография: Общий курс: Учебник/Под ред. О.П.Коршунова. М., 2011.512 с. 4. Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 2010. 206 с. 5. Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. М., 2010. 173 с. 6. Беспалова Э.К. Избранное: В 3 т. М., 2010. 7. Беспалова Э.К. Формирование библиографической мысли в России (до 60- х гг. XIX в.). М., 2014. 282 с. 8. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. М., 2012. 199 с. 9. Бавин, С.П., Рекомендательная библиография: как это делается сегодня: практ. пособие для работников б-к. М., 2011. 136 с. 10. Бавин, С.П. Очерки новейшей истории рекомендательной библиографии. М., 2012. 279 с. 11. Баркова, И. Господа взрослые, укажите детям…: Инновации в рекомендации// Мир библиографии . 2013. № 7. С. 37-39. 12. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика / под ред. О. П. Коршунова. ? М. : Книжная палата, 2010. ? 254 с. 13. Библиотечная энциклопедия / РГБ. – М. : Пашков дом, 2014. – С. 108?109. 14. Брискман М. А. Составление библиографических пособий : практ. руководство / М. А. Брискман, М. П. Бронштейн. – М. : Книга, 2014. – 299 с. 15. Буракова Е. Летний марафон книгочея. Составление библиографического пособия / Е. Буракова, Т. Круглик // Библиополе. – 2010. - № 8. – С. 21-24. 16. ГОСТ 7.78-99 Издания. Вспомогательные указатели. Общие требования. – М., 2010. 23 с. 17. ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) Реферат и аннотация. Общие требования. М., 2012. 20 с. 18. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения. - Введ. 01.07.2000 // Библиотека и закон : юрид. справочник / ред. О. Р. Бородин. ? М., 2011. - Вып. 10. ? С. 307-329. 19. Глазков, М. Одушевление минувшего // Бибилиография. – 2012. - №2. – С. 134-137. 20. Здобнов, Н. В. История русской библиографии до начала XX века / Н. В. Здобнов ; [ред. и авт. предисл. Б. С. Боднарский]. - 3-е изд. - Москва : Гос. изд-во культурно-просвет. лит., 2010. - 607 с. : ил., портр., табл. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 589. 21. Коган, Е. И. Большой труд – большие хлопоты // Библиография. – 2013. - №6. – С. 44-51. 22. Коршунов, О.П. Проблемы общей теории библиографии. М., 2013. 192 с. 23. Коршунов, О.П. Книга библиография - читатель. К вопросу о целевом читательском назначении рекомендательных библиографических пособий.//Сов.библиогр. 2010. ДО I. С. 20-37. 24. Коршунов, О.П. Библиография как система.//Сов.библиогр. 2010. ДО I. С. 52-75. 25. Кулагина, Н.В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях // Библиография. 2013. № 2. С. 29-40. 26. Куликова, Н. Пациент скорее жив // Мир библиографии. 2012. № 5. С. 1-6. 27. Левин Г. Л. Как мы говорим : [профессиональные термины] / Г. Л. Левин // Библиография. ? 2011. - № 2. - С. 133?138 ; № 3. ? С. 128-132. 28. Моргенштерн, И.Г. Научная организация библиографического труда: Учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск, 2010. 102 с. 29. Организация и технология составления научно-вспомогательных и рекомендательных указателей // Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление : учебник / Д. Я. Коготков. – СПб : Профессия, 2013. – Разд. III : Организация и технология библиографирования, Гл. 10. ? С. 154-185. 30. Панкова, Е.В. Электронное библиографическое пособие: практическое руководство для библиотечных работников. М., 2011. 128 с. 31. Рекомендательная библиография и библиотечная практика. Вып. 33. 202. 165 с. 32. Рекомендательная библиография: актуальные задачи повышения эффективности в свете решений XXVI съезда КПСС: Сб. науч. тр /[Редактор Куликова А.П.]. - М.: ГБЛ, 1983. - Пробл. теории и методики рек. библиогр.: Указатель содерж. сб. науч. тр. ГБЛ (2013) / Б.А. Смирнова: С. 136-158. 33. Рекомендательная библиография: новые возможности в продвижении чтения / Г. Воронцова, Л. Тереже. URL: http://link.ac/2RO37. 34. Создание библиографической продукции // Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб : Профессия, 2013. – С. 388-440. 35. Составление рекомендательно-библиографического пособия : метод. рек. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Отд. рек. библиографии. – М., 2012. – 12 с. 36. Технология составления библиографического пособия. Этапы составления рекомендательного библиографического пособия. Технология составления библиографических пособий с помощью средств автоматизации : диплом. работа // Экономическое развитие СССР через призму реформ и контрреформ : библиогр. указатель / авт.-сост. А. Н. Серебрякова ; ред. А. В. Журавлева. – Ярославль : ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, 2011. – Гл. 1-3. ? С. 2?55. 37. Терешин, В. Страницы жизни книговеда // Бибилиография. – 2012. - №2. – С. 131-134. 38. Томашева, Е.Н. Рекомендательная библиография детской литературы в России сегодня // Библиография. 2011. № 3. С. 64-70. 39. Фокеев, В.А Библиография: теоретико-методологическое основание: учеб пособие / В.А Фокеев; под ред. Г. В. Михеева. СПб., 2012. 352 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image