Введение 3 Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания детей 8 1.1 Семья как социальный институт. 8 1.2 Семья и воспитание ребенка 14 1.3 Проблемы современного семейного воспитания 19 Глава 2. Педагогические пути реализации идей семейного воспитания ребенка у Макаренко. 29 2.1. Биография, педагогическая деятельность и педагогические идеи А.С. Макаренко. 29 2.2. Взгляды А.С. Макаренко на воспитание ребенка в семье и современные проблемы семейного воспитания. 50 2.3 Разработка социологического опроса родителей по теме педагогического наследия А.С. Макаренко, опроса педагогов и беседы с родителями 57 Заключение 76 Список источников 79 Приложение 1. 82 Приложение 2 85 Приложение 3 87

Семейное воспитание в педогогическом наследии Макаренко и современные проблемы семьи

дипломная работа
История
65 страниц
84% уникальность
2014 год
119 просмотров
Пеньков Ю.
Эксперт по предмету «История педагогики»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания детей 8 1.1 Семья как социальный институт. 8 1.2 Семья и воспитание ребенка 14 1.3 Проблемы современного семейного воспитания 19 Глава 2. Педагогические пути реализации идей семейного воспитания ребенка у Макаренко. 29 2.1. Биография, педагогическая деятельность и педагогические идеи А.С. Макаренко. 29 2.2. Взгляды А.С. Макаренко на воспитание ребенка в семье и современные проблемы семейного воспитания. 50 2.3 Разработка социологического опроса родителей по теме педагогического наследия А.С. Макаренко, опроса педагогов и беседы с родителями 57 Заключение 76 Список источников 79 Приложение 1. 82 Приложение 2 85 Приложение 3 87
Читать дальше
Семья – это одна из важнейших, базовых общественных ценностей. Некоторые ученые считают, что общее направление общественного развития, общественной эволюции определялось на протяжении многих веков именно формой семьи [27, 14]. Происхождение русского слова «семья» восходит к славянским и индоевропейским языкам.


Если вас интересует написание диссертаций на заказ, переходите на сайт Work5 и заполняйте форму.


. Несомненно, родственным ему является слово "земля", оба эти слова восходят к обозначению общности - родовой или территориальной. В древнерусском и древнеславянском языке слово «с?мия» означало не только всех членов рода, живущих совместно, но и прислугу, домочадцев, холопов. Современный русский язык обозначает словом "семья" группу кровных (родители и дети, братья и сестры) или законных (муж и жена, мачеха и пасынок) родственников. Членами семьи считаются: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка [4, 74]. Семья для любого человека имеет чрезвычайно важное значение. Для ребенка семья — это все. В семье происходит физическое, психическое, интеллектуальное и духовное развитие ребенка. Дети, в силу тех или иных обстоятельств оставшиеся без семьи, на попечении государства, получают, конечно, все необходимое для своего физического роста и образования, но в духовном смысле они существенно обделены по сравнению с теми детьми, которые воспитываются в семье. Именно по этой причине дети, которые воспитывались в приютах и детских домах, имеют такие серьезные проблемы в социализации [29, 118]. Для формирования полноценной личности ребенку необходима прежде всего семья, атмосфера любви, приятия и защиты, необходим постоянный духовный контакт с родителями, деятельная и жертвенная любовь родителей к ребенку. Вопросами семейного воспитания занимались многие представители отечественной педагогической науки. Сейчас в массовом сознании произошел коренной перелом – люди поняли, что можно и нужно гордиться своей страной, своей историей, своим культурным и научным наследием. Педагогика советской эпохи – это целый пласт науки и культуры, которому долгое время не уделялось должного внимания. Поэтому изучение теории и практики педагогов советского периода сейчас снова приобрело актуальность. Это наследие очень ценно и с теоретической, и с практической точки зрения. Оно обладает огромным культурным, идеологическим, воспитательным и познавательным потенциалом. Его необходимо не только изучать и бережно сохранять, но и активно использовать в работе современных педагогов. В работах ученых советского периода содержатся ценнейшие практические рекомендации, которые отнюдь не устарели со временем. В настоящее время мы становимся свидетелями возросшего интереса к наследию советской эпохи, к тем лучшим образцам научной педагогики, которые оставила нам отечественная наука воспитания. В первом ряду имен великих советских педагогов стоит имя Антона Семеновича Макаренко. Этот великий педагог оставил нам замечательные записки о своей деятельности, которые являются не только достоверным описанием педагогической практики, но и замечательной литературой, которая читается буквально «на одном дыхании». Эти произведения – «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях» - интересны широкому кругу читателей. В этих книгах находят ответы на свои вопросы и профессиональные педагоги, и родители, и дети. Для педагогической науки чрезвычайно важное значение имеет практика. Именно педагогический опыт – основной источник и метод приобретения знаний о законах воспитательной работы с детьми. Педагогическая практика также является безошибочным инструментом для оценки истинности теоретических познаний в области педагогики. Поэтому практическое наследие, которое оставил своим потомкам А.С.Макаренко, было и остается современным и необходимым для педагогов и в ХХ, и в ХХI веке. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО от 1988 года, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко [36, 246]. Существуют давние традиции исследования творчества и личности А.С. Макаренко не только на территории бывшего Советского Союза, но и в дальнем зарубежье. Начало этим исследованиям было положено в пятидесятые годы в Германии. Центром изучения наследия А.С.Макаренко в Германии является лаборатория “Макаренко-реферат”, существующая с 1968 года при философском факультете Марбургского университета. К 25-летнему юбилею этой лаборатории вышел указатель её работ, насчитывающий 220 наименований. Актуальность исследования. Сегодня очень актуальны педагогические вопросы, связанные не только с образованием, но и с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Личность человека глубоко индивидуальна, она нуждается в автономии и индивидуализации. Но, с другой стороны, человек – это общественный индивид, которому нужно общение и единение с себе подобными. Человек как социальное существо исторически развивался в составе больших социальных групп. Поэтому в каждом человеке с самого раннего возраста присутствует настоятельная потребность общения, коммуникации с другими людьми. Самая главная для ребенка коммуникативная потребность – это потребность общения с семьей. Семья является важнейшей общественной ценностью [3, 82]. Проблемы семьи, проблемы семейного воспитания всегда имеют очень высокую актуальность. Особенно остро эти проблемы стоят сейчас, когда в нашей стране налицо семейный и демографический кризис. Об этом наглядно говорит статистика браков и разводов, а также статистика рождаемости. Несмотря на то, что в последние годы печально известный «русский крест» - превышение смертности над рождаемостью – был преодолен, показатели рождаемости в нашей стране все же не достаточны для того, чтобы констатировать факт преодоления демографического кризиса. В свою очередь, демографический кризис – это не только отражение экономических трудностей, но и сигнал имеющихся проблем и неблагополучия в российских семьях. Цель исследования – изучение особенностей семейного воспитания в педагогическом наследии Антона Семеновича Макаренко и современных проблем семьи. Далее перечислены задачи выпускной квалификационной работы, направленные на достижение указанной цели. 1. Дать характеристику современной семьи. 2. Исследовать проблемы современной семьи. 3. Изучить значение семьи в воспитании ребенка. 4. Сделать биографический обзор жизни и деятельности А.С. Макаренко. 5. Исследовать особенности педагогической деятельности А.С. Макаренко. 6. Провести практическое исследование по вопросам использования педагогического наследия А.С. Макаренко в современном семейном воспитании. Объектом дипломной работы являются особенности семейного воспитания детей. Предмет работы – семейное воспитание детей в работах А.С. Макаренко. Методология работы. В работе был использован метод аналитического разбора научной и художественной литературы. Педагогическое наследие А.С.Макаренко исследовали Б. Костелянц, Т.И. Гавакова, Ю.Б Лукин, А.А. Фролов, Г.Н. Филонов, Л. Пеха, Л. И. Новикова, П.Г. Лысенко, В.А. Кольцова, Я.Т. Ивандиков, Н.П. Дичек и другие исследователи. Структура выпускной квалификационной работы: две главы, введение, заключение и библиографический список.

Читать дальше
Итак, в данной работе нами были рассмотрены проблемы современного семейного воспитания и изучены принципы воспитания в семье, которые разработал в своей педагогической теории Антон Семенович Макаренко. Семья как социальный институт представляет собой первичную форму общности людей, содержащую в себе непосредственное сочетание индивидуального и коллективного начал. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья обеспечивает не только воспроизводство, но и создание духовных ценностей, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность. В семье мальчик учится вести себя по-мужски, а девочка воспринимает такие качества, как доброта, терпение, женственность. Таким образом, традиционное определение семьи как «ячейки общества» очень точное. Из отдельных семей, обладающих своими традициями и ценностями, слагаются ценности и традиции нации, народа, государства. Воспитание детей в семье – это важнейший процесс, в ходе которого происходит формирование новых граждан страны, новых людей, которые будут определять облик будущего нашего государства. Семья - это самый главный фактор воспитания, который оказывает на ребенка самое сильное воздействие. Каким будет это воздействие – положительным или отрицательным – зависит от родителей ребенка. Антон Семенович Макаренко разработал и воплотил на практике систему воспитания детей в коллективе. В основу этой системы был положен принцип «параллельного воздействия» - воспитательная энергия педагога направлена одновременно и на коллектив, и на каждую отдельную личность в коллективе. Макаренко придавал огромное значение труду воспитанников. Он считал сознательный производительный труд самым эффективным средством воспитания. В его колониях Макаренко не было праздных людей – все воспитанники постоянно работали. Сначала это была примитивная работа по самообслуживанию и самообеспечению, потом – кустарный ремесленный и сельскохозяйственный труд. Наивысшим достижением Макаренко стала организация в колонии имени Ф.Э. Дзержинского производства высокоточного инструмента и фотоаппаратов. Макаренко считал семейное воспитание чрезвычайно важной обязанностью родителей, исполнение которой должно быть делом чести для настоящего гражданина своей страны. Он считал, что воспитание детей в семье должно происходить не в виде разовых «воспитательных акций», но иметь вид непрерывного, постоянного процесса, причем воспитывать детей родители должны не только и не столько словами и назиданиями, сколько живым примером собственной жизни. Проведенные в ходе исследования социологические опросы подтвердили актуальность педагогических идей А.С.Макаренко для современных родителей. Далее приведен краткий обзор выполнения поставленных в работе задач. 1. Дать характеристику современной семьи. Выполнено в п. 1.1 2. Исследовать проблемы современной семьи. Выполнено в п. 1.2 3. Изучить значение семьи в воспитании ребенка. Выполнено в п. 1.3 4. Сделать биографический обзор жизни и деятельности А.С. Макаренко. Выполнено в п. 1.4 5. Исследовать особенности педагогической деятельности А.С. Макаренко. Выполнено в п. 2.1 6. Провести практическое исследование по вопросам использования педагогического наследия А.С. Макаренко в современном семейном воспитании. Выполнено в п. 2.2. Итак, цель работы достигнута, задачи выполнены, работа завершена.
Читать дальше
1. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ) 2. А.С.Макаренко и его время. Новые материалы: К 105-летию со дня рождения А.С. Макаренко Педагогика. 1993. № 2. С.99-107 3. Волков Ю.В. Социология: Учебник для вузов. М.: Феникс, 2012. 4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. М.: АСТ, 2011 5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Уч. пособие. Изд. 2-е, дополненное. М., 1995. 6. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов. М., 2000 7. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. М.: Просвещение, 1987. С. 97 8. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для студ. Высш. Учебн. Заведений.- М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. 9. Лебединский В.В. Психическое развитие детей. – М.: Астрель, 2012 10. Локосов В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). - М., 2002 11. Лысанова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Новосибирск.:Сиб. унив. изд., 2009 12. Люблинская А. А. Очерки психологического развития - Изд. 2-е, перераб., М.: «Просвещение»,1965. 13. Макаренко А.С. Избранные сочинения: Статьи, лекции, выступления.– Киев: Советская школа, 1950. . 14. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014. 15. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания. М. : Знание 1984 16. Макаренко А.С. О воспитании. Общение с трудными детьми (сборник). М.: АСТ, 2014 17. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Азбука-Аттикус, 2012 18. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Том 3 .– М.: Педагогика, 1983-1985. С. 149 19. Макаренко А.С. Правильно воспитывать детей. Как? М.: АСТ, 2013 20. Макаренко А.С. Работа воспитателей. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогическая книга, 1977. 21. Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым. М.: Карапуз, 2009 22. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей. М. : Педагогика, 1984 23. Мирошниченко И.В. Социология. М: А-Приор, 2009 24. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. 25. Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России. М.: Форум, 2013 26. Смелзер Н. Социология. М.: Астрель, 2010. 27. Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политическая книга, 2010 28. Социология / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 2008 29. Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007 30. Социология. Учебник для вузов. М.: Флинта, 2011 31. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лаврененко – М.: Юнити, 2009 32. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010 33. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 томах. - М.: Педагогика, - 1979г. 34. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. М.: Просвещение, 1986. С. 241 35. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005, с. 110 36. Филонов Г.Н. Антон Семёнович Макаренко //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. – ЮНЕСКО. – В 4-х т. – М.: Издат. группа “Прогресс”. – 1995 37. Фрейд З. Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2012 38. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995 39. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 томах. Т. 18 «С». М.: Терра, 1992. 40. Демографический энциклопедический словарь http://demography.academic.ru/ (сетевой ресурс)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image