Введение……………………………………………………………..…3
1. Понятие жилищного правоотношения…………………………….6
2. Структура жилищных правоотношений………………………….23
3. Виды жилищных правоотношений……………………………….33
Заключение…………………………………………………………....37
Список литературы………………………………………………...…40
Читать дальше
Итак, трудно отрицать тот факт, что вопросы, связанные с жилищными правами, всегда вызывали интерес и будут обращать на себя серьезное внимание ученых и практиков в силу их социальной значимости. Конституция РФ предусматривает возможность для каждого выбирать способ защиты своих прав и законных интересов: обратиться за помощью в государственные органы или использовать иные, негосударственные (несудебные) формы защиты.
Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.
Развитие гражданского оборота и вызванные этим процессом изменения системы взаимоотношений в обществе ставят на повестку дня задачу мониторинга системы защиты имущественных прав и совершенствования отдельных составляющих этой системы, поскольку несвоевременность корректировки положения дел с защитой имущественных прав ведет к неэффективности функционирования рыночных механизмов.
На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь (ст.2 Основы): развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
В целях обеспечения жилищных прав граждан ЖК РФ устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.
Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией РФ, имеют экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения, предоставленного гражданам права: органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище.
Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами.
2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита права собственности субъектов гражданского оборота, в том числе и на жилые помещения, осуществляется согласно положениям различных отраслей законодательства. К ним в первую очередь следует отнести уголовное законодательство, законодательство об административных правонарушениях и гражданское законодательство, которые часто дополняют друг друга. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основная часть исследователей гражданского законодательства выделяет два способа защиты жилищных прав: юрисдикционный и неюрисдикционный.
Следует обратить внимание на то, что ЖК говорит именно об участниках, а не о субъектах жилищных правоотношений. Понятие участники жилищных отношений включает в себя понятие субъекты жилищных правоотношений. Они соотносятся как общее к частному. Участники становятся субъектами в том случае, когда они вступают в конкретное жилищное правоотношение.
В то же время, участие в жилищных отношениях не всегда предполагает наличие статуса субъекта этих участников. К субъектам жилищных правоотношений относятся: стороны жилищных правоотношений, члены семьи одной из сторон, поднаниматели, временные жильцы и иные лица, не имеющие самостоятельного права пользования жилыми помещениями.
Читать дальше
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 40. Ст. 3822.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14.
3. Колоколова Е. О., Котляров С. Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 6–9.
4. Минеева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Пробелы в российском законодательстве. 20014. № 1. С. 271–274.
5. Чичеров Е. А., Котляров С. Б. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 152–157.
6. Баратова М.А. Формирование жилищного права в России // Семейное и жилищное право. 2011. № 4. С. 40–42.
7. Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Жилищное право: учебник М.: Эксмо, 2011. 288с.
8. Дроздов И.А. Понятие жилого помещения // Закон. 2006. № 8. С. 15.
9. Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2012. 396 с.
10. Кучерена А.Г. Жилищные споры: юридический справочник для населения. Ростов н/Дону: Феникс, 2008. 448с.
11. Макеев П.В. О роли категории предназначенности в определении понятия жилого помещения // Семейное и жилищное право. 2010. № 6. С. 44–47.
Читать дальше