Введение Глава 1.История и типология музейной архитектуры §1Развитие музейной архитектуры §2Основные аспекты становления восприятия архитектурной среды Выводы по первой главе Глава 2.Основы современного направления музейной архитектуры §1Эмоционально-психологические аспекты взаимодействия архитектурной среды и человека §2 Музейная архитектура в контексте формирования современной культуры Выводы по второй главе Глава 3.Анализ современных направлений и тенденций музейной архитектуры §1Анализ современных тенденции в музейной архитектуре §2Анализ современного музейного проектирования в контексте эмоционального восприятия Выводы по третьей главе Заключение Список литературы Приложения

Музейная архитектура как особый вид коммуникации: от храма муз до зрелищного музея

дипломная работа
Искусство
80 страниц
82% уникальность
2015 год
176 просмотров
Михайлов С.
Эксперт по предмету «Музееведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1.История и типология музейной архитектуры §1Развитие музейной архитектуры §2Основные аспекты становления восприятия архитектурной среды Выводы по первой главе Глава 2.Основы современного направления музейной архитектуры §1Эмоционально-психологические аспекты взаимодействия архитектурной среды и человека §2 Музейная архитектура в контексте формирования современной культуры Выводы по второй главе Глава 3.Анализ современных направлений и тенденций музейной архитектуры §1Анализ современных тенденции в музейной архитектуре §2Анализ современного музейного проектирования в контексте эмоционального восприятия Выводы по третьей главе Заключение Список литературы Приложения
Читать дальше
Архитектура музея во многом может определить коммуникацию с посетителем. Закладывание основ восприятия пространства особенно важно для установления взаимосвязи между отдельными элементами архитектуры в процессе наблюдения зрителя. Целью данной дипломной работы является определение основ коммуникации музейной архитектуры. Объектом данной работы является архитектура. Предметом работы является музейная архитектура как вид коммуникации. Гипотезой данной дипломной работы является: музейная архитектура в своем развитии формирует особый вид коммуникации с посетителем музея. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1.


Если вас интересует написание дипломной работы по строительству на заказ. Обращайтесь в Work5. Мы подготовим диплом в кратчайшие сроки по низкой цене.


.Рассмотреть историческое развитие музейной архитектуры. 2.Изучить основные аспекты становления восприятия архитектурной среды. 3.Рассмотреть эмоционально-психологические аспекты взаимодействия архитектурной среды и человека. 4.Рассмотреть музейную архитектуру в контексте формирования современной культуры. 5.Провести анализ современных тенденции в музейной архитектуре. 6.Провести анализ современного музейного проектирования в контексте эмоционального восприятия. В работе были использованы труды таких авторов как Панов В.В., Калугина Т. П., Катернога М.Т., Дженкс Ч., Чугунова А.В., Супрыгина Г.Г., Зайгер М., Сурикова К.В., Минервин Г.Б. Во время написания дипломной работы был использован метод теоретического анализа литературы, наблюдение. Теоретическая значимость работы позволяет оптимизировать поиск изучения музейной архитектуры и так же тема важна для исследования задач музейной деятельности и музейного проектирования, а так же особенностей коммуникации музейной архитектуры. Таким образом, можно отметить, что практическая значимость работы заключается в том, что архитектура музея во многом определяет взаимосвязь с посетителем и окружающей средой. Исследования показывают, что музейная архитектура в полной мере формирует основное впечатление о музее и его деятельности, а так же является основополагающим моментом в формировании коммуникации. Работа состоит из трех глав, где в каждой главе по три параграфа, а так же введения, заключения, списка использованных источников и приложения. Исследования в данной работе, как и сама работа, могут быть использованы в педагогической деятельности при осуществлении обучения музеологии. Так же материалы работы могут быть использованы при изучении музейной архитектуры и ее влиянии на коммуникации с посетителем и окружающей средой. В настоящее время важность взаимодействия музея со средой является важным аспектом в деятельности музея. К тому же архитектурное здание музея признается специалистами и музееведами полноправным структурным элементом музейной системы наряду с экспонатами, коллекциями.

Читать дальше
Таким образом, в работе была рассмотрены эволюция музейного архитектурного здания от его появления до настоящего времени. В первой главе настоящей дипломной работы были рассмотрены основные аспекты становления музейной архитектуре, которая с течением времени из своей храмовости перетекала в нечто безликое, но в то же время обширное поле для творчества. Начало работы посвящено появлению и становлению музейного здания. Архитектура музеев эллинского периода ведет свое начало от архитектуры именно античных храмов. Греческие музейоны характеризовались собранием искусств. Частные коллекционирование только лишь редкостей с течением времени перетекало в коллекционирование, отражающее всю эпоху в целом и в полной мере. К началу XIX века экспозиции перемещаются во дворцы, а к середине XIX в. посещение музея становится особенно популярным явлением, что само искусство перестает быть только способом получения удовольствия или обучающим средством, оно становится определенного рода ритуалом и традицией. Со второй половины XIX века музеи строили в качестве комплексов экспозиционных залов, хранилищ, библиотеки, аудитории; фасадам придавался особый парадный облик в классицистическом или же национальном стиле, а интерьеры формировались в стиле экспонируемых коллекций или же экспонатов. Следующим периодом музейного здания становится его упрощение. Из музеев с обширной колоннадой музей в дальнейшем упрощаются в своем архитектурном облике. С середины ХХ века объёмно-планировочные решения зданий музеев стали чаще и более органично связываться со спецификой коллекций, национальными традициями и климатическими условиями, градостроительной ситуацией. Так же в работе были рассмотрены аспекты восприятия архитектурной среды. Следует отметить, что архитектура музея во многом может определить коммуникацию с посетителем. Закладывание основ восприятия пространства особенно важно для установления взаимосвязи между отдельными элементами архитектуры в процессе наблюдения зрителя. Были рассмотрены аспекты значимости самого здания перед коллекциями. Здание водонапорной башни и Еврейский музей в Германии своей архитектурой формируют большее влияние и открытый диалог с посетителем, чем наличие коллекций и экспонируемых предметов. Из этого следует, что архитектура музеев развивалась в соответствии с многочисленными факторами, которые определяли ее направление и которые формировали представление о деятельности музеев. Сложно предугадать направление развития музейной архитектуры будущего, однако она непременно будет в соответствии с интересами времени, представлений и интересов. Вторая глава была посвящена рассмотрению аспектов эмоционально-психологического взаимодействия архитектуры и человека. Было указано, что порой архитектура несет больше информативности, чем ее структурное наполнение. Так же следует отметить, что восприятие архитектурного объекта не происходит только зрительно или тактильно, оно определено непосредственным взаимодействием с объектом всех форм восприятия человеком мира, как внешнего материального, так и внутреннего духовного. Это можно определить, как своего рода коммуникация между архитектурным объектом и зрителем. Так же были рассмотрены основные категории стимулов влияния на определенные области человеческого восприятия. Эмоциональность среды формируется эмоциональными стимулами. Информационные стимулы – это стимулы, ориентирующие человека в пространстве семантики. Существуют также технологические стимулы, активирующие стимулы, успокаивающие стимулы, нейтральные стимулы. Во втором параграфе второй главы были рассмотрены музейные здания в контексте формирования современной культуры. В настоящее время архитектура музея не дополнение к экспонатам и не просто фон, нынешняя музейная архитектура полноправный, а подчас и главный экспонат музея. В работе рассматривались здания, которые не только являясь памятниками архитектуры несли в себе функцию центра современного искусства. Так же соседство архитектурного памятника и его пристройки, в которой расположился центр современного искусства придают контраст культур. Музейное здание так же может формировать пространство вокруг и превращать место не только в культурный, но и туристический центр. Как это было с музеем в Бильбао. В качестве примера приведено здание музея Гуггенхайма в Бильбао. Музей в данном случае символизирует своего рода центр, как центр культурной жизни. Здание расположено на пересечении транспортных артерий города, рядом мост и главная улица города. В работе были рассмотрены такие современные стили архитектуры как деконструктивизм, био-тек и применение реновации в формировании музейного здания. Современным же направлением музейной архитектуры стоит обозначить и такой стиль как био-тек. Еще одним видом формирования современной культуры является музейный квартал или музейный комплекс . Примером такого квартала стал музейный квартал в Вене. Следует отметить, что архитектурная составляющая музейного здания отражает потребность современного общества и формирует определенного вида коммуникацию между посетителем и зданием. В третьей главе данной дипломной работы были рассмотрены такие аспекты как современное музейное проектирование и современное музейное проектирование в аспекте эмоционального восприятия. На основании изученных источников по данному вопросу, были сделаны выводы: 1.Современное музейное здание – это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей, а так же современный музей – это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает художественная организация досуга, интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции. 2.Коммуникативная роль музеев была существенно переосмыслена как в науке, так и в общественном сознании и таким образом на основании многочисленных изменений возникает потребность в новых формах организации музейной деятельности и всего музейного пространства, и особое значение при этом приобретает архитектура музейного здания. 3.Изменение представлений о миссии музеев отражается на уровне внешнего архитектурного пространства, так как внешний облик здания способен воплотить новый образ музея, более открытый и привлекательный для посетителя и простого зрителя. 4.Архитектурная форма перестала восприниматься лишь в качестве утилитарной оболочки для музейного собрания. Очевидно, что ее роль намного шире, но возможности архитектуры в музейной деятельности изучены и реализованы не в полной мере. 5.В современное время проводятся конкурсы на строительство зданий музеев, которые в некоторой степени не только обращаются к своему историческому прошлому, но тем не менее формируя современное представление о музее и следуя современным тенденциям в музейном проектировании, но так же и создаются проекты музеев современности. 6.Отмечая музейное здание, которое формирует окружающую архитектурную и природную среду, то можно отметить музейную архитектуру как уникально вписывающееся здание в окружающее пространство. Здание музея непременно может быть отнесено к составной части уникального окружения. Также в данной главе был рассмотрен архитектурно-художественный образ музейного здания и то, как он влияет на поведение и восприятие посетителей и в то же время как он сам является результатом их мыслительной деятельности, воплощением социокультурного образа музея, под которым понимается идеальное представление об этом институте, формирующееся в общественном сознании. Для более полного представления о музейном здании современности можно была выделена типологизация современных музейных зданий в основу которой положены архитектурные стили, направления. 1.Для первой группы архитектурных зданий характерно направление модернизма. 2.Во вторую группу можно отнести здания музеев постмодернистской архитектуры. 3.В третью типологическую группу входят здания музеев, относящиеся к деконструктивистскому направлению в архитектуре. 4.В четвертую группу входят здания музеев, относящиеся к стилю хай-тек. Так же на основании рассмотренных примеров музейных зданий были сделаны выводы. Было выявлено, что представленная классификация музейных зданий, построенная на основе стилевого критерия, порождает сложности и неоднозначности. Разные здания музеев одновременно могут находиться в многочисленных группах, и в итоге не возникает ясной структуры распределения. Внимание так же было уделено и смешению архитектурных стилей в современной музейной архитектуре. Смешение стиля архитектуры музея или его архитектурная стилевая неоднозначность порождает невозможность его структурного распределения. Несколько факторов архитектурной формы относят здание к многочисленным группам стилей Так же было указано, что в настоящее время исследователи придерживаются мнения, что музейное здание может не просто стать популярным и посещаемым местом, но и дать толчок развитию территории. Во втором параграфе настоящей главы были рассмотрены аспекты эмоционального восприятия в проектировании современных музейных зданий. Особенностью современного проектирования музейного пространства и музейного здания становится тот факт, что музейное пространство стало рассматриваться как масштабный художественный объект. Большое значение в коммуникативном влиянии на посетителя имеет знаковость архитектуры музейного здания. Так же в работе был рассмотрен аспект выполнения музейным зданием функции ретранслятора культурной информации, можно говорить о том, что архитектурное здание музея формирует и передает объем информации о той культурной ситуации в современном мире, какой будет усвоен посетителем. Коммуникация музея начинается с его архитектурной формы и дополняется экспонатами и всеми остальными элементами музея. Здание формирует в сознании посетителя художественный образ музея. Целью современного проектирования музея становится – поменять местами отправителя и получателя информации. Зритель экспозиции музея выступает и как получатель информации и как активный участник создания образа экспозиции, зритель генерирует интерпретации, выводя новый образ музея. Следует отметить тот факт, что многие музейные здания определяют окружающую среду или же приспосабливаются к окружающей среде. Музеи всех типов влияют на восприятие территории ее жителями, а также гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но объемную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. Музейное здание таким образом, формирует общественное восприятие и в то же время следует общественным потребностям в проектировании музея. Архитектура музея определяет свое назначение в качестве регулирующего механизма в общественных процессах современного времени.
Читать дальше
1. Аверкин М.Г. Модификация форматов коммуникативного взаимодействия современного музея. // Вопросы музеологии. 2010. №2 2. Ананьев В. Г. Музеология в начале третьего тысячелетия: обзор // Музей. 2010, № 10 3. Архитектурный конкурс на проектирование музея Dosa. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forma.spb.ru/archiblog/2011/08/22/konkurs-dosa/. Дата обращения: 13.02.2015 4. Блинова Е.А., Бакушина Е.С. Архитектура зарубежных музейных зданий второй половины ХХ века. Опыт типологического исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archvuz.ru/2014_4/6. Дата обращения: 14.02.2015 5. Вильковский М.Б. Социология архитектуры.- М. 2010 6. Власов В. Г. Дизайн – Архитектура и XXI век [Электронный ресурс] / В. Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2013. – № 41.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_1/1. Дата обращения: 14.02.2015 7. В современном мире музеи скорее коллективные психоаналитики, чем храмы искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/655/. Дата обращения: 04.02.2015 8. Главный штаб Никиты Явейна. Реконструкция: идеология и практика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pprong.moy.su/news/glavnyj_shtab_nikity_javejna_rekonstrukcija_ideol/2014-02-13-160. Дата обращения: 08.02.2015 9. Дженкс Ч. Зрелищный музей – между храмом и торговым центром: Осмысление противоречий // Пинакотека. 2000. №12.-М. 2001 10. Жители Мангейма угадали лучший проект нового здания Музея современного искусства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.archplatforma.ru/?act=1&nwid=2102. Дата обращения: 13.02.2015 11. Зайгер М. Новые музеи: современная мировая музейная архитектура. Нью-Йорк: UNIVERSE, 2005. 12. Захарченко И.Н. Художественный музей и трансформации современного общества // Культурные трансформации в информационном обществе. М. 2006. 13. Информационный портал: музеи России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m2078. Дата обращения: 04.02.2015 14. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008. 15. Катернога М.Т. Архитектура музейных и выставочных зданий. Киев. 1952 16. Калугина Т. П. Мальро и Беньямин: роль фотографии и техн. воспроизводимости произведения // Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2008. 17. Костриц Ф.А. Актуальное искусство в пространстве художественного музея. Проблемы репрезентации. / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена/ 2008. №65. 18. Ладовский Н.А. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений, трактатов. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.1 М.: Искусство. 1975 19. Ляшко А.В. Проект: энтузиазм и сомнение современного музея. К исследованию явления. /Общество. Среда. Развитие. М.2011. 20. Минервин Г.Б. "Дизайн архитектурной среды". – М.: Архитектура-С, 2004 21. Московский музей современного искусства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mmoma.ru/about/buildings/. Дата обращения: 04.02.2015 22. Музей Рене Магритта в Брюсселе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wmuseum.ru/drugie/265-muzey-rene-magritta-v-bryussele.html. Дата обращения: 14.02.2015 23. Музейная архитектура Японии - прекрасная раковина без жемчужины. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_005/main.shtml. Дата обращения: 04.02.2015 24. Музейный квартал в Вене. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archimodern.narod.ru/World/36.htm. Дата обращения:04.02.2015 25. О современной архитектуре, промышленном дизайне и новых технологиях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artpart.org/konkurs-muza-novoe-zdanie-nacionalnogo-muzeya-iskusstv-malty/. Дата обращения: 13.02.2015 26. Панов В.В. Архитектурно-типологические принципы проектирования музеев вузов : Автореферат диссертации : 18.00.02 : Москва, 2002 27. Перфоманс Шведера: взаимодействие архитектуры и человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://akademsp.ru/about/news/2013/11/05/news_251.html. Дата обращения: 04.02.2015 28. Плошница Е.Т. Проблемы музеефикации культовых памятников в республике Молдова. // Вопросы музеологии. – 2013. №1. 29. Проект классика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.projectclassica.ru/est_news/03_2002/03_2002_wn01_03.htm. Дата обращения: 14.02.2015 30. Пунин, А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины 19 века. Т.1: 1830 – 1860-е годы Ранняя эклектика / А.Л. Пунин. – СПб.: Крига, 2009 31. Реконструкция Главного Штаба изнутри. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/city/picture-story/109583-v-glavnom-shtabe-pristupili-k-osnovnym-rabotam-na-vtoroy-ocheredi. Дата обращения: 08.02.2015 32. Сиротина Т.А. Историко-теоретическое обоснование принципов изучения актуальных проблем музейной среды // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 3 – Том I. С.2012 33. Современный музей как фактор развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/222913.php. Дата обращения: 14.02.2015 34. Старый музей в Берлине. Арх. К.Ф. Шинкель . 1824—1828. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=21625&cat_ob_no=21622. Дата обращения: 31.01.2015 35. Супрыгина Г.Г. Еврейский музей в Берлине // Вестник Томского государственного университета// 2008. №2. 36. Сурикова К.В. Эволюция музейного образа: от музейона к белому кубу // Вопросы музеологии // . 2012. №2. С.1 37. Трошина Т.М. Интерактивный музей в современном медиапространстве // Медиакультура новой России. Материалы Международной научной конференции. Том II/ Под ред. Н.Б.Кирилловой и др. – Екатеринбург–Москва. 2007. 38. Худякова Л.А. «Музейная архитектура сегодня: проблемы решения» 2009 39. Чугунова А.В. «Дом» для музея: к вопросу о функциях музейной архитектуры. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств// 2013. №4. 40. Чугунова А.В. Музейная архитектура в контексте современной культуры // Вопросы музеологии// 2010. №1. 41. Чугунова А.В. Музейная архитектура в рамках движения «Новая музеология» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена// 2011. №131. 42. Чугунова А.В. Социокультурный образ современного музея: модели архитектурного воплощения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии// СПб. 2012 43. Хащанская М.К. Специфика современного искусства и особенности его восприятия // Материалы V Всероссийской культурологической научно-практической конференции «Современное искусство в школе: новый формат». СПбАППО, 2013 44. Шилин В.В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун.т, 2011. 45. Шульц, Б. От королевского дворца до здания – аттракциона / Б. Шульц. – Speech: museum. Germany: Dom Publishers, 2013 46. Этторе Соттсасс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arx.novosibdom.ru/node/543. Дата обращения: 14.02.2015 47. Designboom – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.designboom.com/architecture/zaha-hadid-chanel-mobile-art-pavilion-paris/ 48. Gehry Frank. Фрэнк Гери. . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://famous.totalarch.com/gehry. Дата обращения: 14.02.2015 49. O'Doherty B. Inside The White Cube: The Ideology Of The Gallery Space, Expanded Edition. San Francisco, 1976 50. Marotta, A. Contemporary Museums /A.Marotta. – UK: Skira, 2010 51. MU?A IN BRIEF. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://heritagemalta.org/muza/. Дата обращения: 13.02.2015 52. Newhouse V. Towards a new museum. Р. 48 53. Panero J. Future tense, VII: What's a museum? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.newcriterion.com/articles.cfm/Future-tense--VII--What-s-a-museum--7298. Дата обращения: 14.02.2015 54. Pritzker Architecture Prize. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pritzkerprize.com/laureates/name. Дата обращения: 14.02.2015
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image