Введение 3 Глава 1. Теория «концепта» 7 1.1. Трактовка термина «концепт» в лингвистике 7 1.2. Методы и приёмы исследования концептов в отечественной лингвистике 13 1.3. Концептуальное поле «Россия» в русской культурной традиции 16 Глава 2. Концептуальное поле «Россия» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 25 2.1. Концепт «Россия» в творчество Н.А. Некрасова 25 2.2. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 28 2.3. Особенности художественного концепта «Россия» в поэме 40 Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 40 Глава 3. Методика преподавания концептуального анализа на примере поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»54 3.1. Применение концептуального анализа на уроках русской литературы 54 3.2. Изучение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на уроках русской литературы 57 3.3. Применение концептуального анализа при изучении поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на уроках русской литературы 59 Заключение 63 Использованная литература 68 Приложение 72 Выступление Презентация 27 слайдов

Концептуальное поле "Россия" в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

дипломная работа
Языкознание
80 страниц
82% уникальность
2015 год
160 просмотров
Грибалев А.
Эксперт по предмету «Филология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теория «концепта» 7 1.1. Трактовка термина «концепт» в лингвистике 7 1.2. Методы и приёмы исследования концептов в отечественной лингвистике 13 1.3. Концептуальное поле «Россия» в русской культурной традиции 16 Глава 2. Концептуальное поле «Россия» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 25 2.1. Концепт «Россия» в творчество Н.А. Некрасова 25 2.2. Анализ поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 28 2.3. Особенности художественного концепта «Россия» в поэме 40 Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 40 Глава 3. Методика преподавания концептуального анализа на примере поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»54 3.1. Применение концептуального анализа на уроках русской литературы 54 3.2. Изучение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на уроках русской литературы 57 3.3. Применение концептуального анализа при изучении поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на уроках русской литературы 59 Заключение 63 Использованная литература 68 Приложение 72 Выступление Презентация 27 слайдов
Читать дальше
В современной гуманитарной науке образовалась традиция к взаимопроникновению совершенно разных направлений знания. Сегодня лингвистические труды ученых основаны с культурологическими, психологическими, социологическими теориями из других областей. Любопытство теоретиков все заметнее тяготеет к применению языковых средств, с функционального аспекта. В итоге, как раз в исследовании пересекающихся с лингвистикой направлений состоит новый способ накопления лингвистического опыта. В наше время лингвистика всесторонне исследует вопросы концептуального, ментального содержания антропоцентризма в языке. Такие исследования характеризуют культуру и менталитет этносов, отражают этническую картину мира, в которой отражаются нравственные и ценностные их установки. Актуальность исследования выражена тем, что в границах новейшего лингвистического антропоцентризма изучение национально обособленных концептов дает возможность узнать о специфике и закономерности развития и образования лингвистической компетенции человека в границах конкретной национальной и культурной группы людей. В нашем исследовании будет проведен анализ языковых реализаций и таким образом, будет производится поиск средств текстовой репрезентации важных понятийных элементов концептуального поля «Россия» в новейшем педагогическом направлении. Актуальность нашей работы еще связана и тем, что в нынешней политической и экономической обстановке постоянно выделяется важность места рождения, территории проживания, традиций этноса и языковой общности в жизни конкретного индивида.


Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в спб . Воспользуйтесь сервисом Work5.


. К тому же, раскрытие специфик этнического менталитета в наши дни имеет огромную практическую значимость в нынешней обстановке, когда создается новый мировой порядок, политика открытости в отношениях между странами и культурами, образования целостного информационного пространства. Определенно точно, что патриотизм в наше время в России по сравнению с периодом, сложившийся после ликвидации советского союза, стал гораздо сильнее. В образовательном стандарте основного общего образования по литературе определяется направление, которая характеризуется воспитанием духовно-развитой личности, понимающий, что он часть своей родной культуры, у которого имеется гуманистическое мировоззрение, общероссийское гражданское сознание и чувство любви к своей стране, своей отчизне. В учебной программе по литературе выделяется огромное значение художественным произведениям, в которых присутствует тема Родной страны, за счет чего подчеркивается важность концептуального поля «России». Этот аспект в учебных материалах по литературе трактуется как непоколебимая ценность, нравственный авторитет. Объектом исследования выступает материал из школьного курса по русской литературе, а именно, текст поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Предмет исследования – концептуальное поле «Россия» и средства его выражения в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Цель дипломной работы – исследование смыслового содержания концептуального поля «Россия» в русском языковом сознании, а так же конкретно в произведении Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и определение его национально-специфических свойств в семантической структуре изучаемого концепта. Для достижения данной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. исследование теоретического фундамента данного вопроса через новейшие научные течения, специализирующиеся в решении проблем лингвоконцептологии; 2. Выявление наиболее результативных методов и приемов исследования концепта в современной отечественной лингвистике; 3. Выявление специфических черт и определение роли концептуального поля «Россия» в русском национальном сознании; 5. Выявление семантической структуры концепта «Россия» на основе текста поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; 6. Построить методологическую базу для практического применения результатов исследования на уроках русской литературы. Для решения определенных целей и задач научной работы собрали комплексную методику анализа концепта «Россия», включающую следующие методы и приёмы: структурно-семантический, способствующий детальному рассмотрению семантики исследуемых языковых единиц с учётом их статуса в языковой системе, приёмы контекстуального, компонентного, этимологического и дискурсного анализа, приём сплошной выборки контекстов-репрезентантов концептуального поля «Россия», а также приём количественных подсчётов. Материалом исследования послужил контексты, содержащие концепт «Россия», извлечённые методом сплошной выборки из текстового материала поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Научная новизна определяется тем, что в работе впервые комплексно исследуется вся совокупность способов и средств лексического выражения концептуального поля «Россия», выявляются понятийные составляющие изучаемого концепта в отобранном для образовательных целей художественном тексте. Гипотеза исследования: осмысление объема концептуального поля «Россия» обусловлено глубиной прочтения текста, рекомендованного школьникам произведения, передающий в первую очередь идею любви к родной земле как ключевой элемент концепта. Практическая значимость состоит в возможности использования материалов на уроках русской литературы как метода анализа произведений.

Читать дальше
Анализ исследований по данной теме показал, что концепт имеет крайне сложную разноплановую структуру. В нем необходимо отметить как отдельное, так и общее, как рациональное, так и эмоциональное, как универсальное, так и национальное, как общенациональное, так и индивидуально-личностное. Все перечисленное выражается несформулированностью одинакового определения. Изучив многосторонние взгляды и суждения именитых ученых-языковедов, определивших важные термины и направления в исследовании концепта, мы получили следующие результаты: - в лингвистической науке необходимо выделить три важнейших направления в осмыслении концепта, основанных на универсальных критериях: концепт – есть то, что определяет внутреннее составляющее «понятия», синонимическая пара слова «смысл»; - концепт представляет из себя фундаментальную частицу когнитивного ключа человека, имеющего в какой-то мере систематизированную содержательную систему, являющегося продуктом мировоззренческих (мыслительных) процессов человека и социума; - ученые определяют некоторые виды концептов в форме когнитивных рисунков, диаграмм, и сюжетов; - систему концепта необходимо определить в форме окружности, в ядре данной окружности находится важнейшее понятие – фундамент концепта, а на пограничных участках расположены формированное культурой, обычаями, этническим и частным опытом понятия; - использование объединенных форм приемов изучения концептов считается более всего продуктивным, потому что разносторонние характеристики лингвистических формирований концепта, а также их материальное предназначение, дает возможность в расширенной степени увидеть внутреннее составляющее и систему исследуемого концепта. - при изучении проявлении исследуемого нами концептуального поля «Россия», нами выявлено, что данный концепт имеет своеобразную историю формирования, в процессе которого концепт неоднократно претерпевал трансформации. Каждое историческое событие по-своему повлияло на становление современного концепта «Россия». В творчестве Николая Алексеевича Некрасова широко представлен концепт «Россия». Прежде всего, это образ Руси. Россия в строках некрасовских стихов не просто родина, а родина-мать: Родина-мать! по равнинам твоим Я не езжал еще с чувством таким! Сторона, где он родился и вырос, родная и все, что окружает поэта на родине, так же родное, родимое: Всему начало здесь, в краю моем родимом!.. Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей… Концептуальное же поле России в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» имеет очень сложную структуру. Концепт России в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» выражается в следующих словесных формах: Русь-матушка, Русь крещенная, Русь святая, Русь помещичья. На всей тебе, Русь-матушка, Как клейма на преступнике, А нам земля осталася... Ой ты, земля помещичья! Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Данный факт вносит некоторую ясность в понимании того, почему именно в перечисленных словесных формах отражен концепт России в произведении Н.А. Некрасова. Все творчество Некрасова пропитано заботой о народе, о его судьбе. Некрасов, будучи глубоко национальным поэтом, широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — высший образец народного стиля некрасовской поэзии. Народно-песенная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий национальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Концептуальное поле России в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» имеет очень сложную структуру. В ходе исследования было определено, что основная специфика данной структуры заключается в его направленности в сторону простого народа, для Некрасова Россия – это, прежде всего, деревня, а главный его представитель крестьянин. Основной смысл концепта более всего отражает словесная форма Русь, которая дополняется в некоторых контекстах традиционным приложением «матушка» и эпитетами «святая, крещеная». «… И так бы мы Русь-матушку Ногами перемеряли!» Славно жить народу На Руси святой! Сторонка Русь крещеная, Народу в ней тьма тем… В этом и заключается главная направленность концептуального поля «Россия» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что касается методики преподавания поэмы Н.А. Некрасова в рамках концептуального анализа, то она четко простроена, в ней выделяются такие этапы: 1. Слушание и чтение текстов, включающих информацию о концептах. Выполнение речевых предтекстовых и послетекстовых заданий на развитие речевой компетентности учащихся, актуализирующих данную информацию; 2. Уточнение лексического значения слова с помощью толкового словаря. Сравнение лексических значений слова в различных словарях (там, где это уместно или необходимо); 3. Выполнение элементарного этимологического и историко-культурного анализа; установление словообразовательных связей слова; составление синонимического и антонимического рядов; рассмотрение фразеологизмов, включающих данный концепт; 4. Рассмотрение общеязыковых и индивидуально-авторских образных средств, которые характеризуют изучаемый концепт, в фольклоре и в художественном тексте. Анализ ученических ассоциаций, связанных с актуализацией этого концепта; 5. Выяснение ключевых признаков слова-концепта на основе культурологических текстов; рассмотрение этих признаков в различных контекстах, в различных речевых ситуациях; 6. Включение слов, обозначающих тот или иной концепт в речевые ситуации в парной или групповой работе; 7. Использование слов-концептов в самостоятельно созданных высказываниях учащихся, (творческих работах, индивидуальных и групповых проектах). Но как показывает анализ методики изучения поэмы Н.А. Некрасова (на примере УМК Ю.В. Лебедева, В.Я. Коровиной), такая работа не простроена в школьных программах по русской литературе в старших классах. Для проведения же таких уроков можно использовать различные формы: дискуссии, диспуты, конференции, главной задачей их должно быть обогащение и развитие ценностной картины мира читателя-школьника посредством анализа художественного концепта, в нашем случае концепта «Россия».
Читать дальше
1. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. – М.: Гнозис, 2007. 2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / под ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 30. 3. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 108. 4. Бабенко Л. Г., Васильева И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000. 5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. ВГУ, 1996 – С. 13. 6. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989. – С. 413–423. 7. Болтонова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер.: Гуманитарные науки (Филология). – 2007. – Вып. 2 (65). – С. 74–79. – С. 74. 8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. 9. Евстигнеева Л. А. Спорные вопросы изучения поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов и русская литература. – М., 1971. 10. Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания // Вопросы литературы. – 2003. – № 2. – С. 71. 11. Карасик В.И. Модельная личность как лингвокультурный концепт // Филология и культура. Материалы III международной конференции. Ч.2 – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001 – с. 98-101. 12. Колесов В.В. Концепт культуры: образ – понятие – символ // Вестник СПбГУ. Сер.2. - СПб. 1992. - Вып. 3. - №16. 13. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996. 14. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова: В 3 т. - СПб., 2006. - Т. 1: 1821-1955. - С. 188-189. 15. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева. - М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002. 16. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004. 17. Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе // Литература в школе. - 1998. - № 8. 18. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие / В.А. Маслова. – М.: Флинта: Наука, 2004. 19. Миллер, Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. – 2000. – № 4. – С. 4. 20. Мишатина Н. Л. Диалог с культурными концептами в 5 – 11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Сага» – «Наука» – 2004. 21. Мишатина Н. Л. Работа с художественным концептом как средством речевого развития школьника // «Русский язык в школе». – 2006. – № 3. – С. 23-27. 22. Немец Г.И. Концептуальное пространство художественного текста: Структура и способы представления: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 23. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. — М.: Русский язык, 1988. 24. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999. – С. 82. 25. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. - СПб., 2000. 26. Розанова Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова. – М., 1988. 27. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова [и др.]. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во ACT, 2002. – Т. 1: От стимула к реакции. – С. 104. 28. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. / Под ред. П. А. Николаева. – М., 1990. 29. Скатов Н. Н. Соч.: В 4 т. - СПб., 2001. - Т. 3: Некрасов. - С. 35-36. 30. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова. - М.: Русские словари, 1999. 31. Слышкин Г.Г. Концептологический анализ институционального дискурса // Филология и культура. Мат-лы… - 2001. - С.34-36. 32. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова. - Новгород, 1998. - С. 19. 33. Степанов Ю. С Константы: Словарь русской культуры. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2004. – С. 60. 34. Тарасова И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 4 (2). – С. 742–745. 35. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический, культурологический аспекты. – М., 1996. 36. Токарев Г.В. К вопросу о культурном слое концепта // Лингвистика — какая она есть. Лингвистика — какая она будет: Межвуз. сб. науч. трудов. - Иваново: Изд-во «Ивановский гос. ун-т», 2003. С. 178-183. 37. Фесенко Т.А. Концептуальные системы как контекст употребления и понимания вербальных выражений // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сб. науч. трудов. – Рязань, 2000. - с.141-144 38. Филиппов К. А. Лингвистика текста: Курс лекций. – СПб.,2003. 39. Шамрей Л. В. Актуальные проблемы современной методики преподавания литературы как наукив 21 веке // Пушкинский альманах: Сборник научно-методических материалов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. - C. 22–32.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image