Стратегическим управлением называют деятельность, которая опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует деятельность организации на запросы клиентов, гибко реагирует на своевременные изменения в деятельности, отвечающие вызовам макросреды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, и проводит эти изменения, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе и достигать при этом своих целей.
Предметом стратегического управления являются:
- задачи, связанные с реализацией стратегических целей организации;
- задачи и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но на текущий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме;
- задачи, связанные с внешними факторами (макросреда), которые являются неподконтрольными организации.
Сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Разработка стратегии – это не инструмент конкурентной борьбы, а способ исследования проблем организации и обоснование соответствующей системы практических действий. Стратегии строятся на основе результатов анализа внешней и внутренней среды организации, часто они возникают на основе интуиции сотрудников, работающих в организации.
Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого предпринимательства, к малым предприятиям относятся организации, у которых:
1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.
Наиболее проблемными аспектами развития деловой среды в России являются высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам.
Еще одна немаловажная проблема малых и средних предприятий - это невысокий уровень спроса на их продукцию. Есть и такие препятствия, как нечестная конкуренция, злоупотребление полномочиями крупных компаний и монополий, коррупция.
Среди основных проблем, с которыми сталкивается большинство предпринимателей, оказалась и низкая доступность земельных ресурсов и недвижимости.
Энергетическая инфраструктура также является слабой стороной бизнес-климата. Для большинства компаний новые подключения к энергосети недоступны, в абсолютном большинстве случаев тарифы на электроэнергию кажутся просто грабительскими.
Другой преградой малого и среднего бизнеса являются административные барьеры.
Рассмотрев вышеперечисленные преграды развития МСП, следует отметить, что главная роль в их предотвращении принадлежит государству: должны действовать различные льготы, стажировки, гранты, бизнес-инкубаторы, субсидии, возможность обучения.
Компания ООО «Автомир» была основа в 1993 году, находится по адресу: г. Москва, ул. Краснобогатырская, 2, стр. 26. ООО «Автомир» – это компания автодилер.
Компания «Автомир» предлагает своим клиентам массу выгодных предложений:
• продажа новых автомобилей. Воспользовавшись помощью ООО «Автомир», можно купить автомобили немецкого, французского или чешского производства. Кроме того, есть шанс приобрести корейское, китайское или даже японское авто;
• продажа автомобилей б/у;
• возможность оформить кредит на авто;
• техническое обслуживание;
• страхование;
• запчасти и оригинальные комплектующие для иномарок.
• вызов эвакуатора.
• покупка автомобилей по специальным программам.
Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность успешно развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды.
ООО “Автомир” обладает следующими конкурентными преимуществами:
1. Широкая марочная диверсификация – сбалансированный и гибкий портфель брендов.
2. Наличие запаса сервисных мощностей.
3. Развитие прочего бизнеса, связанного с продажей новых автомобилей.
4. Широкая региональная диверсификация и способность к развитию.
5. Корпоративное управление.
6. Многолетний опыт работы.
7. Широкая известность бренда и доверие клиентов.
8. Отношения с ключевыми партнерами.
9. Высококвалифицированный корпоративный центр.
Таким образом, ООО «Автомир» является лидером на рынке, но для развития предприятию не хватает финансовых средств, предприятие несет высокие издержки, в деятельности присутствуют денежные разрывы из-за непостоянства денежных потоков. Предприятию следует разработать стратегию по снижению издержек, устранению денежных разрывов и повышению рентабельности деятельности.
Финансовое состояние предприятия ООО «Автомир» за 3 года изменилось в худшую сторону. У предприятия снизилась финансовая устойчивость и платежеспособность. При этом, эффективность деятельности предприятия ООО «Автомир» и его финансовых результатов также снижается. Для повышения эффективности деятельности предприятия, необходимо разработать мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия ООО «Автомир».
Главной стратегической целью ООО «Автомир» является обеспечение долгосрочной и устойчивой способности компании формировать прибыль.
Главная и текущие цели ООО «Автомир» должны быть достигнуты за счет решения следующих задач:
1. Повышение эффективности бизнеса
2. Повышение качества персонала
3. Построение долгосрочных отношений с клиентами, обеспечивающих повторные и перекрёстные продажи
4. Совершенствование структуры
5. Постоянная модификация продуктовой линейки, в соответствие с экономической эффективностью марок
6. Развитие сбытовой сети
7. Бизнес-модель ООО «Автомир»
8. Сохраняется основные цели в сфере финансирования: поддержание финансовой устойчивости компании.
Таким образом, в результате проведенной работы была разработана система мероприятий, направленная на управление денежными потоками предприятия ООО «Автомир». В эту систему вошли следующие мероприятия:
1. Увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности с помощью работы по предоплате – сокращение в 2 раза (28171,5/2 = 14085,75; 14085,75/182075*365 = 28,24 – период оборачиваемости);
2. Снижение себестоимости продукции за счет уменьшения фонда оплаты труда – (123214-1800 = 121414 тыс.руб.);
3. Пересмотр политики по работе с поставщиками. Поиск партнеров с более гибкими системами скидок и условиями оплаты;
4. Усиление контроля за персоналом;
5. Увеличение объемов продаж – до 182075 тыс. руб. (плановые данные) на 71,77% (182075/106001*100% = 171,77%);
6. Использование дополнительных источников прибыли – рост чистой прибыли составил 815,33% (39112/4273*100% = 915,33%-100% = 815,33%).
Анализ предложенной системы мероприятий показал, что при применении данной системы в течение года финансовое состояние предприятия ООО «Автомир» значительно улучшилось: увеличилась доля собственного капитала, сократился объем краткосрочных заемных средств, уменьшилась дебиторская задолженность. При постоянном применении предложенной системы мероприятий, через несколько лет предприятие ООО «Автомир» станет финансово устойчивым.