В результате проведенного нами дипломного исследования, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, которые складываются по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления при помощи реализации гражданами своих избирательных прав. В истории развития выборного законодательства было сформировано множество механизмов конструирования избирательных систем. При этом выбор одного или другого вида избирательной системы – это один из основных вопросов в политической жизни страны, на решение которого серьезным образом влияет состояние демократического развития, а также соотношение политических сил. Действующее на сегодняшний день законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующих типов избирательных систем: мажоритарной; пропорциональной; смешанной (мажоритарно - пропорциональной) избирательной системы. Избирательный процесс выступает в качестве самостоятельной юридической формой конкретного комплекса государственно-правовых отношений, завязанных на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является самостоятельным элементом в системе избирательного и в целом государственного права Российской Федерации.
Во-вторых, избирательный процесс являющийся юридическим процессом, заключающимся в подготовке и проведении выборов обладает весьма сложной структурой. Выделяют субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) стороны избирательного процесса. Избирательный процесс в Российской Федерации заключает в себя регламентированную законодательным путем совокупность стадий, включающих в себя конкретные избирательные процедуру и избирательные действия. Выделяются следующие стадии избирательного процесса: назначение выборов; образование избирательных округов; выдвижение кандидатов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов выборов, их результатов. Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В-третьих, системная предпосылка изменений избирательного процесса в Российской Федерации, может быть выражена тезисом о необходимости нахождения адекватной корреляции между представительской системой и собственно теми, кого она представляет – в силу этого и актуализируется вопрос о реформах в избирательной системе: облегчение процедуры регистрации партий, возвращение губернаторских выборов, теоретическая возможность обсуждения вопроса о выборах по одномандатным округам. Конъюнктурные предпосылки изменения избирательного процесса в Российской Федерации связаны как правило со стремлением ведущих политических сил сохранить статус-кво, направляя изменения в нужное для себя русло. Так увеличение избирательного порога прохождения партии на выборах в Государственную Думу с 5 до 7 % безусловно служило данным целям. Конъюнктурным был проект введения пропорциональной избирательной системы. В настоящий же момент переход к смешанной избирательной системе обусловлен системными предпосылками – является своевременным и рациональным. Партийные предпосылки изменения в избирательном процессе связаны с все той же ситуацией слабой корреляции между избираемыми и избирателями – ввиду этого расширение списка партий является отражением данного аспекта существующей избирательной системы. Важным аспектом влияющим на тенденции изменения в избирательном процессе является динамика в структуре политической элиты современного российского государства. Для анализа нынешних российских реалий, прежде всего, подходит концепция плюрализма, ввиду того, что российский политический класс больше не представляет собой гомогенного целого. Фактически он оказался раздроблен на разнообразные группы не только по идейно- политическим, но и по функциональным признакам. В этом контексте важное значение обретает позиция региональных элит. Перед региональными элитами открылись большие возможности, что способствовало их сплочению на основе общих корпоративных интересов. Важным фактором влияющим на изменения в избирательной системе выступает динамика отношения населения к политической элите и формированию политической власти в стране в целом. Выборы 2011-2012 годов поставили перед властью проблему важности осознания того факта, что население стало более пристально следить за спецификой проведения выборов, более критично относится к кандидатам и партиям. Ввиду этого некоторая плюрализация и большая вариативность избирательных механизмов, представляют собой адекватный ответ на подобный вызов.
В-четвертых, за последние 15 лет избирательная система России пережила достаточно сложный и во многом противоречивый процесс её реформирования: сначала мажоритарно-пропорциональная система избрания депутатского корпуса Государственной Думы уступила своё место пропорциональной, которую затем вновь сменила мажоритарно-пропорциональная система. Данный процесс был неотделимо связан с изменением федерального законодательства о политических партиях – принятием в 2001 году нового ФЗ «О политических партиях». Пропорциональная избирательная система, бесспорно, имеет определённые преимущества перед мажоритарной. В частности, она позволяет избежать значительной потери голосов избирателей, чем так грешит мажоритарная избирательная система. Данная система препятствует прохождению в парламент «случайных» кандидатов, не обладающих ничем, кроме отличных ораторских способностей. Однако главным преимуществом пропорциональной избирательной системы является то, что она способствует развитию реальной многопартийности в обществе. Переход к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ оказался сопряжён с целым рядом серьёзных проблем, исказивших на практике саму суть пропорциональной избирательной системы. Наиболее важными среди них следует признать увеличение заградительного барьера до 7 процентов, исключение избирательных блоков из участников политического и избирательного процесса, ограничение пассивного избирательного права беспартийных граждан РФ, снижение представительства регионов в Государственной Думе РФ, применение технологии «паровозов» партийных списков. Однако ключевой проблемой, оказавшейся в итоге роковой для пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы, стали использование связанных партийных списков, отрыв депутатов от своих избирателей и, как следствие, этого утрата доверия у граждан России к депутатам Государственной Думы и самой Думе в целом. Первый шаг на пути нахождения оптимальных контуров избирательной системы уже сделан – выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва пройдут на основе применения мажоритарно-пропорциональной избирательной системы, которая позволяет оптимальным образом соединить в себе преимущества мажоритарной и пропорциональной систем, нивелирует их недостатки. Она должна продолжиться модернизацией пропорциональной составляющей избирательной системы, которая применяется на выборах депутатов Государственной Думы. По нашему мнению, партийное представительство в Думе должно органически дополняться беспартийным представительством, представительством регионов и территорий. Такие изменения являются своевременным ответом на вызовы времени. Они должны принести неоценимую пользу политической системе современной России, российскому обществу и государству в целом. Перезагрузка избирательного процесса на основе введения мажоритарно-пропорциональной (то есть смешанной) избирательной системы, является адекватным ответом на дифференциацию структуры политической элиты Российской Федерации и критический запрос избирателей, требующих большей прозрачности и вариативности в избирательном процессе.
В-пятых, в 2009 году в целях обеспечения политического многообразия в законодательство были внесены еще ряд поправок, направленных на постепенное снижение минимально необходимой численности политических партий. Экономический рост 2000-х гг. способствовал формированию новых социальных групп со своими политическими интересами, требующими соответствующего представительства в рамках политических институтов. Это привело к складыванию предпосылок для того, чтобы, отталкиваясь от созданной системы общенациональных партий, обеспечить дальнейшее развитие партийной системы, исходя из растущих потребностей гражданского общества в интересах расширения народного представительства. В развитии партийной системы на сегодняшний день наступает новый период - повышение эффективности сложившейся партийной системы. Для этого, как мы считаем, следует предусмотреть меры, которые бы стимулировали развитие партий, решающих задачу политического представительства и отфильтровывали бы тех, кто этим не занимается. Для нормальной конкуренции необходимо соревнование идей, программ, подходов, ярких личностей, представляющих все слои общества, а не механическое умножение численности политических организаций в избирательном бюллетене. Уровень партийного представительства в Государственной Думе ФС РФ и органах законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации должен определять набор прав, которыми могут пользоваться политические партии. Ситуация, при которой одинаковыми правами наделены как электорально успешные партии, так и партии-спойлеры или политически пассивные организации, представляется извращающим саму суть деятельности политических партий в демократических государствах как структур, активность которых нацелена, в первую очередь, на повышение уровня и качества народного представительства во власти. В итоге принятых в 2012 г. законодательных новаций процесс создания политических партий был облегчен, а их роль в политической системе – возросла. Как следствие, численность политических партий в России увеличилась более чем в десять раз. Сам факт появления значительного числа новых политических партий в результате совершенствования законодательства не приводит автоматически к решению главной задачи – повышению качества представительства во власти. Необходимым условием для этого является активное участие партий в электоральном процессе. Наиболее вероятно, что по итогам выборов в Госдуму в 2016 г. крупные фракции в законодательном органе смогут сформировать партии Высшей лиги. Своих представителей по единым избирательным округам и одномандатным округам имеют шанс провести и партии Первой лиги. От Второй лиги в Государственную Думу ФС РФ возможность попасть имеют только партии Первого дивизиона. Причем их представители, скорее всего, пройдут в парламент исключительно по одномандатным округам. В результате наиболее успешные партии Второй лиги присоединятся к Первой лиге. В то же время большая часть Второй лиги начет постепенное ослабление. В перспективе эта лига прекратит своё существование;
В-шестых, в результате затормозившийся экономический рост и снижение роста темпов уровня жизни ослабили социальный оптимизм и поколебали доверие к власти. Сигнал о ее несменяемости (выдвижение Владимира Путина кандидатом в президенты с гарантированной победой) резко усилил недовольство общества, а очевидные фальсификации на парламентских выборах привели к массовым уличным протестам. Даже уверенная победа Путина на президентских выборах три месяца спустя не остановила протестные настроения. Обострение политических процессов в 2011–2012 годах делает сохранение прежней политической модели невозможным. В России возросла протестная активность. Вопрос, воспримет ли власть этот сигнал как посыл к ужесточению или либерализации политического режима? В первый год нынешнего президентства Путина, пожалуй, больше признаков ужесточения. Политические реформы, на которые вынуждена была пойти власть, становятся либо имитацией, либо минимизируются, а им противостоят мощная консервативная волна и жесткие ограничители деятельности гражданского общества. Властная элиты склоняется к стратегии, которую можно условно назвать «необонапартизмом», то есть к сохранению доминирования исполнительной власти, запугиванию оппозиции и намеренному распылению ее сил. Развитие многопартийности определит вектор эволюции российской политической системы. Первый ее этап — плюрализация политического представительства и снижение доли голосов, получаемых «Единой Россией». Но критическим становится второй этап: возникновение одного или двух альтернативных «центров влияния» — партий «политического мейнстрима», сопоставимых по силе с «партией власти» (условно — право и левоцентристской с электоральным потенциалом 15–20%). Ядром таких партий может стать «Справедливая Россия» слева и еще более гипотетическое «пространство Прохорова—Кудрина—Рыжкова» справа.