Введение3 Глава 1. Мартирии: понятие, содержание7 1.1 Жития-мартирии как явление7 1.2 Композиционная схема мартирия9 1.3 Возникновение иконописи23 Глава 2. Традиции художников-иконописцев28 2.1 Изображения мучеников в житийных иконах до XIV века28 2.2.1 Дмитрий Прилуцкий35 2.2.2 Кирилл Белозерский37 2.2.3. Сергий Радонежский40 2.2.4. Митрополит Алексий42 2.2.5. Митрополит Петр42 2.3 Место и роль житийной иконы в современном мире47 Заключение52 Список литературы54

Жития-мартирии в изобразительном искусстве

дипломная работа
70 страниц
87% уникальность
2015 год
234 просмотров
Пшекоп В.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 Глава 1. Мартирии: понятие, содержание7 1.1 Жития-мартирии как явление7 1.2 Композиционная схема мартирия9 1.3 Возникновение иконописи23 Глава 2. Традиции художников-иконописцев28 2.1 Изображения мучеников в житийных иконах до XIV века28 2.2.1 Дмитрий Прилуцкий35 2.2.2 Кирилл Белозерский37 2.2.3. Сергий Радонежский40 2.2.4. Митрополит Алексий42 2.2.5. Митрополит Петр42 2.3 Место и роль житийной иконы в современном мире47 Заключение52 Список литературы54
Читать дальше
Жития-мартирии – один из жанров агиографической литературы, представляющий собой жизнеописания святых мучеников . Актуальность исследования определяется тем, что, в зависимости от широкой или узкой трактовки понятия, у специалистов, как литературоведов, так и богословов, не сложилось единого мнения о месте мартириев в системе жанров агиографической литературы. Дискуссии вызывает, в частности, вопрос о том, можно ли считать мартирием жизнеописание мученика, которое построено с некоторым отходом от канонов.


Закажите написание кандидатской диссертации в Хабаровске на сервисе Work5.


. Слово «мартирий» происходит от греческого martiros – мученик. Восходит жанр к тому периоду, когда христианство было гонимой верой. Первые мартирии, таким образом, появились в Византии, первом веке нашей эры. Посвящены мартирии были биографиям христиан, заплатившим жизнью за новую веру. Общеизвестно, что мартирии – жанр литературы и живописи, существовавший на всех территориях, где распространялась письменность, пришедшая на Русь с принятием христианства. Кроме того, мартириями называются раннехристианские культовые сооружения, посвященные почитанию мучеников или святых мест. Так, на территории современных Израиля, Иордании, Палестины присутствуют во множестве теофанические мартирии. Так называются места, связанные с земной жизнью Иисуса (от латинского теофания – «Богоявление»). Под агиографией понимается художественная литература и живопись, посвященные святым. По словам Александра Меня, «в христианском сознании святые – это не просто «добрые», «праведные», «благочестивые» люди, а те, кто были причастны запредельной Реальности. Им во всей полноте присущи черты конкретного человека, вписанного в определенную эпоху. И в то же время они возвышаются над ней, указывая путь в будущее» . Задача составления житий соответствовала на первых этапах проникновения христианства на Русь общей задаче, поставленной византийскими и болгарскими миссионерами и их русскими учениками: пропаганде и популяризации новой религии. При этом житийная литература опиралась на фольклор как часть высокоразвитой устной культуры восточных славян. Первые мартирии, таким образом, были переводными, особенно активно переводческая деятельность развивалась в 30-40-е годы XI века, при Ярославе Мудром. Д.С. Лихачев предложил рассматривать новые жанры в терминах «трансплантации», «пересадки», поскольку переводы активно ассимилировались к местным традициям. О влиянии на местную литературу речь не шла, потому что литературы как таковой еще не было: шел процесс ее формирования. Агиографическая литература занимала промежуточное место между двумя мощными пластами: мирской литературой и текстами Священного Предания. С первым пластом агиографические тексты сближала относительная свобода в изложении житий, опора на фольклорные традиции. Со вторым -следование определенным канонам, хотя и не таким жестким, как в отношении текстов Священного Писания и патристической литературы - сочинений Отцов церкви. К обязательному минимуму богослужебных книг, которые должны были быть в церкви, относились Евангелие апракос (праздничное), Апостол апракос (апостольские послания в порядке богослужения); Евхологион, первоначально служивший заменой Служебника и Требника; Псалтирь и так далее – всего не менее двадцати шести книг . Сборники житий святых, Четьи – Минеи, относились к церковно-учительному, душеспасительному чтению, их полагалось читать, например, во время трапезы в монастырях. Таким образом, религиозные четьи составляют отдельную группу, противопоставленную богослужебным книгам, полусветской и светской литературе. Количественно превалировали книги богослужебного характера, почти вдвое превышая четьи и более чем в двадцать раз – мирские книги. Наряду с мартириями в литературной агиографии присутствовали такие типы сочинений, как житиях-биографии, патеричные рассказы и о примыкающие к ним апокрифах. В целом агиографическая литература была излюбленным христианским чтением. Особую роль приобретала житийная литература для тех людей, которые посещали храм редко, обычно в день именин. Даже не получая ежедневных наставлений, но знакомясь с жизнеописанием своего небесного заступника, христианин получал, тем самым, образец для подражания, идеал поведения. Возвращаясь к проблемному полю исследуемой темы, необходимо затронуть еще один дискуссируемый вопрос: можно ли считать мартириями жизнеописания святых-мучеников в католической традиции? В узком смысле термин «мартирии» употребляется для агиографического жанра, который был свойственен православной литературе, так называемые жития-романы. В широком смысле – это любые биографии мучеников, в католической традиции в основном имевшие вид «актов мученичества» – Acta Martyrum. Обращение к максимально широкой трактовке понятия позволяет рассмотреть не только иконопись, но и религиозную живопись, создаваемую светскими мастерами. Цель данной работы – проанализировать традиции изображения житий-мартирий в изобразительном искусстве. Для реализации данной цели нами поставлены следующе задачи: 1) Рассмотреть жития-мартирии как один из агиографических жанров; рассмотреть иконопись как явление, связанное с мартириями. 2) Рассмотреть особенности икон и иной живописи, основанных на сюжетах о мучениках. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Жития в целом и мартирии в частности строились по определенным канонам. Житие представляло собой повествование, написанное преимущественно в третьем лице, однако с возможностью отступления: автор мог обратиться к читателю, воздать святому похвалу от своего имени. Композиция жития предполагала обязательное трехчастное деление: житие состояло из вступления, собственно биографии, заключения. Смысл мученичества в христианстве – это не только демонстрация сохранения веры в любых условиях. Это демонстрация любви и терпения Бога, ее полноты и совершенства, ожидания исправления всех людей. Между мартириями и иконами есть непосредственная связь, и не только духовная, но и содержательная. Ведь мартирии называют словесной иконой. В нашей работе мы проанализировали традиции изображения житий-мартирий в изобразительном искусстве. Мы выявили, что жития-мартирии являются одним из агиографических жанров, а также рассмотрели особенности икон, основанных на сюжетах о святых мучениках. Житийная икона является попыткой объединить в одной работе изобразительное и повествовательное, живописного и словесного. Мы рассмотрели иконы Дмитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского, Сергия Радонежского, Митрополита Петра и Митрополита Радонежского. Мы изучили историю возникновения и развития житийных икон, а также выяснили, что этот вид иконографии получил свое развитие и в наше время. Житийная икона – такой вид иконописи, при котором центральное место изображения занимает образ святого в полный рост или по пояс, а по краям он обрамлен клеймами, в которых изображались основные значительные этапы жизни святого. Изображения в клеймах зачастую помогают в детализации истории бытования разных редакций жития, но, что гораздо важнее, предоставляют уникальную возможность выяснить, как улавливался текст в разные эпохи. Для специалиста в области искусства параллельное изучение текста и его иллюстраций часто помогает при определении даты создания иконы или правильно истолковать идейный замысел автора. Несмотря на то, что иконописи присущи определенные каноны и правила написания, в житийных иконах художникам позволялась своего рода вольность. Например, расположение сценок в клеймах обычно свободное, но художник старается придерживаться последовательности автора жития.
Читать дальше
1. Антонов, Н.Р. Храм Божий и церковные службы / Н.Р. Антонов // [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.rus-sky.com/nasledie/borgleb.htm 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: канонические [Текст]. – М: Издательство Московской Патриархии, 2011. 3. Живов, М. Краткий словарь агиографических терминов / М. Живов // [Электронный ресурс] Код доступа: http://azbyka.ru/dictionary/01/agiografiya-all.shtml 4. Жития святых // [Электронный ресурс] Код доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/24 5. Кнутов, А. О неизменяемости канонов / А. Кнутов // [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.kazeparhia.ru/smi/?id=18647 6. Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе / Д.С. Лихачев // Л.:ЛГУ, 1986. – 357 с. 7. Мень, А. Возвращение к истокам: предисловие / А. Мень // Федотов Г. П. Святые Древней Руси // М.: Наука, 1997. – С. 3 – 16. 8. Мирри, Л. Католическая энциклопедия / Л. Мирри // [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=422 9. Павлов, И. В начале было Слово / И. Павлов // М.: Оранта, православное издательство, 2012. – 459 с. 10. Правила Святой Православной Церкви с толкованиями [Электронный ресурс] Код доступа: http://azbyka.ru/dictionary/10/nikodim_pravila_tserkvi_s_tolkovaniyami_226-all.shtml 11. Светлов, П.Я. О Значении Священных Канонов / П.Я. Светлов // Каноны Православной Церкви. Часть 1. Правила Апостолов и Вселенских Соборов // [Электронный документ] Код доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/canons1/canons1.pdf 12. Симонов, В.В. Введение в историю Церкви. Часть 1: Обзор источников по общей истории Церкви: Учебное пособие / В.В. Симонов // М.: Издательство Московского университета, 2012. – 752 с. 13. Шастина, Т. П. Древняя русская литература. Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей / Т.П. Шастина // Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2003. – 121 с. 14. Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963. 15. Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века под редакцией Г. Д. Филимонова. М., 1876. 16. Иконы Владимира и Суздаля. М. 2006. 17. Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002. 18. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986. 19. Лазарев В. М. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983 20. Майорова Н., Скоков Г. Русская иконопись. Сюжеты и шедевры. М. 21. Дмитриев Ю.Н» 0 творчестве древнерусского художника. Т0ДР1, т. Х1У» М.-Ж., 1958. 22. Дмитриев Ю.Н» Теория искусства и взгляды на искусство в письменности древней Руси. Т0ДР1, т. IX, М.-Д» 1953 23. Дмитриева H.A. Изображение и слов. М., 1962. Древнерусская миниатюра. М, 1933. 24. Некрасов К. О портретных изображениях русских угодников и их жития. В кн. «Сборник на 1866 г.», М., 1866 25. Покровская В.Ф. Как читал древнерусский книжник миниатюры лицевых исторических рукописей. Т0ДР1, т. ХХ1У, I., 1969 26. Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи.,. Вступительная статья к книге: Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения». М., Искусство, 1970. 27. Успенский Б.А. К системе передачи изображения в русской иконописи. «Ученые записки Тартуского Государственного университета, вып. 181. Труды по знаковым системам, П. Тарту, 1965.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image