Введение 3 Глава 1. Историко-теоретические основы института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и зарубежных странах 6 1.1 Становление и развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации 6 1.2 Институт омбудсмена в зарубежных странах: развитие и особенности правового статуса 12 Глава 2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 20 2.1 Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека 20 2.2 Принципы и гарантии осуществления контрольной деятельности Уполномоченного по правам человека 29 2.3 Место Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти 36 Глава 3. Совершенствование конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека 41 Заключение 47 Библиографический список 50

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его место в системе средств правовой защиты

дипломная работа
Право
50 страниц
84% уникальность
2015 год
79 просмотров
Симоненко Т.
Эксперт по предмету «Конституционное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Историко-теоретические основы института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и зарубежных странах 6 1.1 Становление и развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации 6 1.2 Институт омбудсмена в зарубежных странах: развитие и особенности правового статуса 12 Глава 2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 20 2.1 Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека 20 2.2 Принципы и гарантии осуществления контрольной деятельности Уполномоченного по правам человека 29 2.3 Место Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти 36 Глава 3. Совершенствование конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека 41 Заключение 47 Библиографический список 50
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Важнейшие права и свободы человека и принцип обязательности их соблюдения, неотъемлемости и неотчуждаемости закрепляет принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации. Органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать эти права и свободы и обеспечивать их защиту.


Если вы хотите заказать написание реферата по литературе, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!


. Однако, несмотря на деятельность многочисленных органов власти, для которых функция защиты прав и свобод человека является основной, вопрос гарантированности прав и свобод в России является наиболее острым. В условиях российской действительности деятельность уполномоченного по правам человека (омбудсмана) призвана стать необходимой дополнительной гарантией прав и свобод человека. Этот государственный орган уже доказал свою эффективность в зарубежных странах. Процесс становления и распространения омбудсмана в России осложняется проблемами концептуального и практического характера, связанными со структурно-организационными и функциональными особенностями уполномоченного по правам человека в условиях российской политической системы, что вызывает необходимость серьезного научного исследования с целью внесения предложений по совершенствованию и повышению эффективности функционирования данного правозащитного института. При этом омбудсман не может действовать изолированно от других государственных органов и институтов гражданского общества. Хотя функции российского омбудсмана реализуются в ходе его самостоятельной работы, без взаимодействия с иными органами власти, должностными лицами и правозащитными организациями он не сможет решить ни одной задачи своей правозащитной деятельности. В этой связи исследование конституционно-правового статуса омбудсмана в Российской Федерации и анализ его взаимоотношений с иными органами, входящими в механизм защиты прав и свобод человека, представляется актуальным и значимым. Целью настоящей работы является проведение исследования конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, проблем его нормативного закрепления и фактической реализации, выработки на основе полученных данных предложений и рекомендаций по совершенствованию конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: - рассмотреть становление и развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации; - охарактеризовать институт омбудсмена в зарубежных странах: развитие и особенности правового статуса; - определить порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека; - проанализировать принципы и гарантии осуществления контрольной деятельности Уполномоченного по правам человека; - установить место Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти; - определить направления совершенствования конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека. Объектом исследованияявляются общественные отношения, связанные с конституционно-правовым регулированием статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Предмет исследования составляют нормы конституционного и иных отраслей российского права, регламентирующие конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; зарубежные и международные правовые акты; решения высших судебных органов по отдельным вопросам деятельности уполномоченных по правам человека; доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; научные труды российских и зарубежных ученых. Методологическую основу исследованиясоставили как общенаучные, так и специальные методы познания: диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, системно-структурный. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламенты законодательных (представительных) органов власти, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Эмпирическая база исследования включает акты органов конституционного правосудия, решения судов общей юрисдикции, материалы и сведения, содержащиеся в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Методологическую основу дипломной работы составляют современные методы научного познания: сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический, системный, функциональный, методы анализа и синтеза, логический и др. Данные, полученные в результате применения этих методов, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Структура работы построена в соответствии с кругом вопросов, раскрывающих тему и обеспечивающих последовательное освещение анализируемых материалов и источников. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключения, содержащего выводы по всему исследованию, и списка использованных источников.

Читать дальше
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. В настоящее время существует необходимость выработки концептуальных подходов в развитии института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Безусловно, необходимы единые стандарты и унификация законодательства, а также критерии оценки его деятельности. Следует выделить следующие отличительные черты правозащитной модели компетенции омбудсменов. Во-первых, доминирующей целью указанных омбудсменов является содействие защите прав граждан, а не повышение эффективности государственного управления; связь омбудсменов с парламентами ослабевает - они назначаются и освобождаются от должности парламентами, но независимы от них и неподконтрольны им; сфера компетенции омбудсмена в рамках указанной модели распространяется на широкий круг субъектов - вплоть до частных организаций. Независимость российской омбудсменовской службы имеет три составляющие: - институциональная. Должна гарантироваться закреплением в законе независимости и неподотчетности; - функциональная. Должна быть гарантирована путем законодательного закрепления недопустимости вмешательства в его деятельность; достаточного финансового и материально-технического обеспечения; гарантий неприкосновенности; - персональная. Должна определяться законодательно закрепленной доступной процедурой выдвижения, назначения и освобождения от должности. Контроль Уполномоченного по правам человека имеет двойственную природу и обладает признаками государственного и гражданского контроля, поскольку: контроль омбудсмена своим происхождением обязан государству, в лице органов публичной власти – Государственной Думы РФ и Президента РФ; Уполномоченный по правам человека не наделен самостоятельными императивными полномочиями, связанными с применением юридической ответственности по итогам своей контрольной деятельности, что объединяет его с институтами гражданского общества; как и институты гражданского общества, Уполномоченный по правам человека может лишь информационно обеспечить высшие органы власти о состоянии дел в государстве относительно сферы соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Оценивая соотношение парламентского контроля и контроля Уполномоченного по правам человека, отметим, контроль омбудсмана, в отличие от парламентского контроля: не является разновидностью контроля политического, так как в своей контрольной деятельности Уполномоченный наблюдает за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в государстве, а не за политическими решениями подконтрольных субъектов; непосредственно не может повлечь мер ни юридической, ни политической ответственности; его результаты могут лишь способствовать привлечению виновных субъектов к соответствующей ответственности как юридического, так и политического характера, посредством принятия решений уполномоченными на то органами (при юридической ответственности – правоохранительными, административными органами, судами; при политической ответственности – парламентом, президентом) на основе полученной от Уполномоченного информации. На наш взгляд, целесообразны следующие изменения законодательства и практики его применения, касающиеся расширения полномочий данных должностных лиц: 1. Процесс становления и развития Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации требует законодательного урегулирования, так как в ФКЗ нет перечня прав и обязанностей Уполномоченных по правам в субъектах РФ. Тем самым возможно, что функции Уполномоченного субъектов Федерации будут противоречить функциям Уполномоченного Российской Федерации. Эту проблему можно устранить двумя способами. Первым способом является разработка и принятие Федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации». Этот закон закрепил бы основные полномочия, организационную деятельность, а также правовой статус Уполномоченных в субъектах Федерации. Другим путем решения данной проблемы является внесение изменений в ФКЗ, обозначить в нем основные права и обязанности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также возможно принятие закона на федеральном уровне «Об Уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации», устанавливающий принципиальные положения деятельности регионального омбудсмена, и который бы не противоречил ФКЗ. 2. Наделить уполномоченных правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. 3. Предусмотреть в ст. 46 ГПК право уполномоченных по результатам рассмотрения жалобы обращаться в суд в целях защиты неопределенного круга лиц. 4. Закрепить право омбудсмена до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения в целях защиты социальных прав отдельных граждан либо неопределенного круга лиц. 5. Внести дополнения в ст. 376 ГПК РФ, предоставив уполномоченным право обжаловать вступившие в законную силу судебные решения. Законодательная реализация этих мер позволит российским омбудсменам эффективней реализовать возложенную на них основную функцию — восстановление нарушенных прав человека, а в некоторых ситуациях действовать на опережение, предупреждая различные формы дискриминации прав.
Читать дальше
Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ(ред. от 12.03.2014) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921. 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532. 5. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 26.12.1991 г., № 52, ст. 1865. 6. Федеральный закон от 06.04.2015 N 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» // Собрание законодательства РФ, 06.04.2015, N 14, ст. 2016. 7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228. 8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека» от 04.08.1994 № 1587 // Российская газета № 150. 09.08.1994. 9. Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (ред. от 31.12.2014) «О государственных должностях Российской Федерации» // Российская газета, N 11-12, 17.01.1995. 10. Закон Республики Башкортостан от 29 апреля 1996 года № 31-з «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, № 6 (48), ст. 375 (утратил силу). 11. Закон Свердловской области от 14 июня 1996 года N 22-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» // СПС «Консультант Плюс» (утратил силу). Учебная и научная литература 12. Автономов С.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М.: Фонд "Либеральная миссия"; Новое литературное обозрение, 2009. 448 с. 13. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 164с. 14. Вершинина И.Ф., Деменева А.В., Новикова А.Е., Дурнова И.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012. 15. Конституция Финляндии // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 371 - 400. 16. Конституция Республики Польша // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 686 – 732. 17. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с. 18. Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. Е.Г. Маркеловой. М., 2010. 19. Миронов О.О. Новая концепция института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Конституционное право и политика: Сборник материалов международной научной конференции / Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрист, 2012. 800 с. С. 344. 20. Миронов О.О. Очерки государственного правозащитника. М.: Изд-во СГУ, 2009. – С. 128. 21. Семенова А.Ю. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. Тюмень, 2006. 29 с. 22. Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб.: Норма, 2005. – С. 146-148. 23. Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный). М., 2007. 24. Тимофеев М.Т. Институт омбудсмена в Великобритании и Ирландии: контроль, основанный на сотрудничестве. М.: Новая юстиция, 2006. 208 с. 25. Чуксина В.В. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственной защиты прав человека // Правозащитная деятельность органов государственной власти: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола с международным участием. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. 181 с. С. 156 Материалы периодической печати 26. Денисов С.А. Две модели уполномоченного по правам человека для России // Омбудсмен. 2013. N 2. С. 10 - 15. 27. Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации // Юридический мир, 2007, N 8. С. 67-78. 28. Лохматов Е.А. Институт омбудсмена и судебная система в странах Балтии: механизмы и проблемы взаимодействия // Право и политика. 2007. N 6. 29. Мельников Н.В. К вопросу о необходимости конституционного закрепления контрольной власти в России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 4. С. 16 - 24. 30. Мшецян Д. А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ [Текст] / Д. А. Мшецян // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 265-268. 31. Ухтияров А.И. Уполномоченный по правам человека как публично-правовой институт защиты прав граждан // Омбудсмен. 2013. N 1. С. 29 - 33. 32. Фоков А.П. Уполномоченный по правам человека о задачах судебной системы и о защите прав человека и гражданина // Российский судья, 2006, N 9. 33. Чеснокова М.Д. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: опыт субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 8. С. 89 - 95. 34. Чуксина В.В. Внесудебная защита прав человека: пост-омбудсмен институты // Конституционное муниципальное право. 2011. N 6. 35. Шаклеин Н.И. Проблемы становления парламентского контроля в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 26 - 28. 36. Эмих В.В.Эволюция компетенции омбудсменов в зарубежных странах // История государства и права, 2008, N 2.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image