В нашей работе была произведена разработка политики в области качества на примере ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО».
Стоит заметить, что для любого крупного бизнеса в сфере рыночной экономики приходится практически все время делать выбор. Никогда заранее не знаешь, какой из альтернативных вариантов будет максимально хорошим. При этом все время проводится поиск максимально рациональных решений и таким образом в результате производятся попытки влиять на будущее. Для энергетического бизнеса максимально важно научиться максимально качественному стратегическому поведению – в данном случае в силу высокого уровня инерционности производства необходимо заранее принимать важные стратегические решения. Как правило, все решения имеют множество вариантов и при этом рискованны и дорогостоящие.
Сущность стратегического поведения представляет собой основу стратегических решений. Перед руководством энергетической компании и ее собственниками чаще всего стоит огромное количество проблем, которые требуют стратегических решений.
В отличие от различных операционных решений, которые оптимизируют текущую деятельность предприятия, стратегические решения непосредственно формируют будущее компании: состав ее персонала, рынка сбыта, поставщиков и саму продукцию.
Стратегические решения, как правило, связаны с постановкой новых в качественном отношении задач, которые ставит рынок и которые требуют максимально радикальной коррекции производственных решений. Как правило, для их характеристики используют три базовых признака:
- уровень глубины измерений как в объекте, так и в управленческой системе;
- слабая уникальность конкретной проблемы при недостаточном количестве информации и неопределенных последствиях ситуации;
- направленность на достаточно кардинальное изменение целей деятельности и ее принципов, построение новой клиентской базы и структуры производимой продукции, процесс выделения определенных ресурсов, построение новых отношений и различными субъектами энергетического рынка.
Стратегические решения могут быть отражены в стратегических планах. Основная цель данной стратегии состоит в том, чтобы создать новые условия для максимальной адаптации работы компании в бизнес-среде, подверженной систематическим изменениям. Ее основное отличие от традиционного состоит в том, что здесь делается акцент на максимальную глубину изменений, которые нужны для того, чтобы выполнить стратегические решения. В данном смысле стратегию можно определять функцией направленности развития, а не функцией времени. Основное в стратегии заключается не в сроках выполнения, а в глубине масштабе или характере самих изменений и укрупнении оценки различных возможностей для их осуществления с точки зрения используемых ресурсов.
Для того, чтобы обеспечить куда более устойчивость финансового положения ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО» необходимы максимально новые подходы к процессам концентрации капитала и диверсификации производственных процессов.
Частный капитал представляет собой тенденцию к слиянию, разделению и поглощению, а, как следствие, и к перемене владельцев компании и частным преобразованиям производственной структуры.
Работу рабочей группы должен возглавить представитель руководства по качеству. Количество участников рабочей группы зависит от размеров организации, основных подразделений и служб. Хорошим вариантом будет включение в рабочую группу главных специалистов основных подразделений и служб предприятия. В приказе по предприятию необходимо указать периодичность и время, которое отводится на заседания рабочей группы (как один из простейших примеров мотивации персонала), обязанности участников и их полномочия.
В каждом подразделении, службе, отделе должен иметься учтенный экземпляр стандарта. Все ИТР подразделения должны изучить его требования. Понимать требования стандарта очень важно. В стандарте нет ни одного лишнего слова, но слово подразумевает выполнение определенных требований.
Рекомендуем прочесть стандарт вдумчиво несколько раз и определить какой из его разделов содержит требования к выполняемой Вами работе, к работе Ваших коллег.
Рабочая группа (с помощью консультантов или без) разрабатывает программу построения СМК, которая включает разделы:
- Мероприятие
- Срок выполнения
- Ответственный исполнитель
- Ресурсы
Необходимо провести обучение персонала по разъяснению требований стандарта. Обучение должно быть первым мероприятием в программе построения СМК.
При учете определенной специфики проектов СМК можно сформулировать несколько базовых специфических условий для того, чтобы эффективно строить проекты СМК. Именно наличие таких условий и их тесная взаимосвязь между ними может обеспечить успех реализации проекта:
1. Правильное понимание самой сути СМК, а также полное понимание со стороны высшего руководства компании относительно внедряемых в организацию ценностей, а также организованное спонсорство.
2. Профессионализм команды, которая работает над тем или иным проектам, который проявляется в процессе ориентации на то, чтобы достигать промежуточные и итоговые результаты различных изменений именно в организационной культуре, которые достигаются за счет достаточно четкого следования самой технологии управления.
3. Процесс подготовки у различным изменениям, а также систематическое обучение состава компании в ходе формирования СМК, которые могут быть нацелены, в первую очередь, на то, чтобы изменить принципы и ценности по направлении идеологии систематического совершенствования и ориентации на клиента.
В 2014 году в ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО» проходил период необходимой настройки всей системы управления качеством, базисом для которой можно было бы считать внедрение той системы управления качеством, которая соответствует различных международным стандартам.
В первую очередь, к ней можно отнести осознанность, которая является следствием уникального значения производства электроэнергии для всей жизни современного общества, следствием чего является принцип высокой социальной ответственности. Социально ответственным можно назвать тот бизнес, действия субъектов которого могут быть направлены на реализацию всех интересов общества. Для ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО» оно выражается в обеспечении устойчивого спроса со стороны потребителя на основе достаточно надежного, экологически чистого и безопасного снабжения электроэнергией с минимальной нагрузкой на природные ресурсы. Таким образом, можно говорить о том, что понятие социальной ответственности подразумевает удовлетворение потребностей потребителя и общества. При этом также следует учитывать интересы еще двух заинтересованных сторон, таких как акционеры и персонал. Требования данных сторон можно удовлетворять исключительно при тех условиях, когда были решены все проблемы качества. В данном случае, качество – это, в первую очередь, надежность с точки зрения технологичности, персонала и управления.
При стремлении к повышению уровня качества руководящий состав ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО» ставит перед собой такие задачи, как повышение уровня надежности, эффективности, безопасности, а также устойчивого развития и степени инвестиционной привлекательности.
Решение данной проблемы в достаточно степени подробно описано в международных стандартах ИСО серии 9000 (качается области управления), серии 14000 (касается экологической безопасности), серии 18000 (относительно профессиональной безопасности). Следованием требованиям таких стандартов можно определить уровень интеграции всех трех составляющих системы управления в одну цельную систему.
Правда, необходимо понимать, что стандарты представляют собой только каркас, на который и должны устанавливаться определенные творческие решения. Результативность данной системы в будущем находится в прямой зависимости от прогрессивности таких решений и их общей целесообразности. Это можно обеспечить при помощи знаний, опыта, профессионализма руководства компании и персонала, а также системой методов, которые они используют, умением увидеть результат производственных взаимоотношений, наладить данные взаимоотношения как в производственной среде, так и на каждом отдельном рабочем месте.
Таким образом, можно говорить о том, что интегрированная система менеджмента качества представляет собой не просто контроль качества продукции предприятия, не только процесс управления технологическими решениями для того, чтобы обеспечивать качество, не только управление профессиональной или же экологической безопасностью. Интегрированная система менеджмента, в первую очередь, заключается в качественной системе управления компанией, которая полностью направлена на решение триединой задачи. В данном случае гарантией качества может выступать любое задокументированное требование заинтересованных сторон вне зависимости от того, является это требованием потребителей, акционеров или же персонала.