Введение 3 Глава 1. Проблема психолого-педагогических условий эффективного взаимодействия учителя и родителей учащихся начальной школы 9 учителя начальной школы и родителей учащихся 9 1.1 Начальная школа в современной системе образования. 9 1.2. Роль учителя начальной школы в формировании системы взаимоотношений «семья-школа» 11 1.3. Формы работы классного руководителя с родителями (из опыта работы) 25 1.4. Конфликты в системе взаимоотношений «учитель-родитель» и их разрешение 30 Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий эффективности форм и методов взаимодействия учителей с родителями младших школьников 37 2.1. Организация исследования 37 2.2. Программа работы классных руководителей с родителями учащихся школы № 2057 37 2.3. Описание практической работы по реализации программы взаимодействия с родителями учащихся 1 класса СОШ 2057 г. Москвы 54 Заключение 69 Список литературы 73 Приложение 1 76 Приложение 2 77 Приложение 3 80 Приложение 4 80 Приложение 5 81 Приложение 6 83 Приложение 7 85

Психологические проблемы взаимодействия учителя с родителями младших школьников

дипломная работа
Психология
50 страниц
71% уникальность
2015 год
123 просмотров
Ужегов С.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Проблема психолого-педагогических условий эффективного взаимодействия учителя и родителей учащихся начальной школы 9 учителя начальной школы и родителей учащихся 9 1.1 Начальная школа в современной системе образования. 9 1.2. Роль учителя начальной школы в формировании системы взаимоотношений «семья-школа» 11 1.3. Формы работы классного руководителя с родителями (из опыта работы) 25 1.4. Конфликты в системе взаимоотношений «учитель-родитель» и их разрешение 30 Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий эффективности форм и методов взаимодействия учителей с родителями младших школьников 37 2.1. Организация исследования 37 2.2. Программа работы классных руководителей с родителями учащихся школы № 2057 37 2.3. Описание практической работы по реализации программы взаимодействия с родителями учащихся 1 класса СОШ 2057 г. Москвы 54 Заключение 69 Список литературы 73 Приложение 1 76 Приложение 2 77 Приложение 3 80 Приложение 4 80 Приложение 5 81 Приложение 6 83 Приложение 7 85
Читать дальше
Современное общество нередко называют образовательным. Образование стало видом деятельности миллиардов людей на планете. В него постоянно включается значительная часть населения многих стран мира. Потребности людей в учебе, приобретении знаний удовлетворяют десятки миллионов самых разных образовательных учреждений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни - с детских лет до глубокой старости. Начальное общее образование - первая ступень общего образования.


Если нужно выполнение контрольных на заказ в Красноярске - Work5 поможет.


. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. В результате усвоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения. Будучи неотъемлемой частью единой образовательной системы России, начальная школа испытывает те же трудности, сталкивается с теми же проблемами, что и вся сфера образования в целом. Помимо этого начальное образование характеризуется целым рядом своих специфических проблем, нуждающихся в решении. Ведущая роль в учебном процессе начальной школы отводится учителю, следовательно, он, получив широкую психолого-педагогическую подготовку, должен хорошо знать особенности младших школьников, владеть методами обучения, средствами организации учебной деятельности, уметь общаться и с детьми и их родителями. Особое значение на современном этапе развития начальной школы приобретает такое направление деятельности педагога как взаимодействие с родителями учащихся. Конфликты между учителем и родителями возникают все чаще. Самые одиозные из них становятся достоянием общественности, Тысячи мелких конфликтов остаются в стенах школы, вписываются в семейную историю и, как правило, имеют одного пострадавшего — собственно самого ребенка, ради блага оного, на первый взгляд, и затевался весь сыр-бор. В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В рамках подобного конструктивного сотрудничества реализуются ключевые принципы образовательной политики РФ - гуманизация образования, его демократизация, общедоступность, право личности на свободное развитие, приоритет общечеловеческих ценностей. Практическая значимость В наше время изменения происходят во всем – в социальной, экономической, политической, духовной сферах. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем образованности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более перспективно востребованным. Исследования о стратегии формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе, создают предпосылки для научного обеспечения процесса взаимодействия учителя и родителей. Исследованием и изучением проблемы взаимодействия учителей и родителей, системы отношений «школа-семья» занимались и занимаются педагоги и психологи: По мнению В.А. Сухомлинского, отношения учителя и ученика «должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными» . Их может объединить духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Не менее важно создать духовную общность родителей, администрации и учителей. Для этого В.А. Сухомлинским был организован «родительский университет», школа молодых родителей, где они получали от учителей и директора педагогические знания. Некоторые аспекты проблемы педагогической поддержки семьи в контексте семейного воспитания получили отражение и в современных социологических, педагогических и психологических исследованиях (Ю.Л. Азаров, Н.А. Абдуллаева, Н.Г. Бочарова, С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, Т.И. Петракова, О.М. Потаповская, Е.В. Шестун, Т.И. Шульга и др.). Сравнительный анализ работ этих авторов показывает, что в них почти не поднимаются вопросы взаимосвязи школы и семьи в процессе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» . Эту же мысль подтверждает литовский педагог Вильма Сикорските - Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться». Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья». С. Дапкене подтверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем». И.В.Гребенщиков обращает внимание: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель». Учителя и родители, как справедливо отмечают Л.И. Маленкова, М.П.Осипова, В.Г.Сенько, Е.И.Сермяжко и другие ученые, должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. В последние годы опубликованы работы (Н.С.Дежникова, ВАКараковский, Л.И.Новикова, Р.Х.Шакуров и др.), раскрывающие внутренние механизмы развития и функции управления педагогическим коллективом. Педагогический коллектив как социальное и профессиональное объединение людей воплощает в себе все общие признаки коллектива. Для педагогического коллектива школы как особой группы людей характерны также общественно и профессионально значимые цели деятельности, организованность, наличие руководства, сплоченность, относительная устойчивость и продолжительность функционирования. Цель исследования: выявить психологические условия эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: психологические условия эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать основные тенденции и перспективы развития образования в РФ; 2. Изучить роль и значение взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. 3. Раскрыть актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе; 4. Раскрыть психологические особенности и виды взаимодействия родителей и педагогов. 5. Выявить и охарактеризовать психолого-педагогические условия эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. 6. Провести эмпирическое исследование психолого-педагогических условий эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. 7. Провести анализ опыта работы классных руководителей с родителями, сформулировать выводы. Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: реализация психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе позволит перейти к устойчивому процессу - эффективному взаимодействию учителя и родителей в начальной школе. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; беседа, анкетирование, тестирование; методы математической обработки данных; методы интерпретации данных.

Читать дальше
Психолого-воспитательная работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Участие класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях необходимо для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями и присутствующими. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися. Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследовании и руководствоваться определенными правилами. 6. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем. 7. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме. 8. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков. 9. Диагностическое исследование должно проводится корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем. 10. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал. Таким образом, реализация психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе (осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса; реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов к взаимодействию с родителями; высокий уровень коммуникативных умений учителя; способность учителя к эмпатии и рефлексии) позволили перейти к устойчивому процессу - эффективному взаимодействию учителя и родителей в начальной школе, содержание которого включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые элементы: общение, отношение, связь. Результатами реализации указанных условий стали: - повышение уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников; формирование у младших школьников положительной самооценки, становление мотивации учения, положительное эмоциональное отношение к школе. Так как указанные условия объединяют все виды педагогической деятельности: целеполагание, проектирование, организацию воспитательного процесса, аналитическую и коммуникативную деятельность, коррекцию её результатов, — эти условия при формировании эффективного взаимодействия учителя и родителей являются необходимыми и достаточными. Сказанное подтверждает гипотезу теоретического и эмпирического исследования. Применение психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе позволила перейти к устойчивому процессу - эффективному взаимодействию учителя и родителей в начальной школе. Данная работа дает перспективу дальнейшему решению коррекционной работы для оказания родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, в дальнейшем ранее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье. В будущем нужна научная формулировка индивидуальной коррекционной работы классного руководителя, должна расширена работа с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным. Провели изучение конкретного опыта, форм и методов взаимодействия учителя начальной школы с родителями младших школьников. Сделали анализ эффективности условий и результатов работы учителя с родителями. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: беседа, изучение педагогической документации, анкетирование, тестирование. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе. В коррекции классного руководителя в неменьшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет. в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой. Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы, а также в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень не просто. Работа учителя в психолого- воспитательном плане – интересная, захватывающая имеет большие перспективы, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого педагога. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Гипотеза исследования в виде реализации психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе позволит перейти к устойчивому процессу - эффективному взаимодействию учителя и родителей в начальной школе подтвердилась на практике.
Читать дальше
1. Антонов А.И. Системное представление семьи как объекта исследования // Семья в России. - М., -1998. - №3/4; 2. Анчокова М.К. Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями // Начальная школа – 2007. – № 10. – С. 9–10. 3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М., 1995. 4. Бунеев Р. Личностно-ориентированное образование. // Начальная школа: плюс «До и После». – №2 - 2005.. – С. 17 - 20. 5. Воликова Т. В. Учитель и семья. – М., 1987. 6. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61. 7. Гребенщиков И. В. Школа и семья. – М., 1985 8. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с. 9. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум-М, 2003. – 64 с. 10. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. – М.: «ВАКО», 2003. – 240 с. 11. Дубенский Ю. П. Педагогика: Курс лекций. – Омск: ОмГУ, 2004. 12. Дубенский Ю. П. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Курс лекций. – Омск: ОмГУ, 2008. 13. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с. 14. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963. 15. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. 16. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 256 с. 17. Карабанова О.А. Возрастная психология. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 238с. 18. Калугина О. Учитель – ученик – родитель. // Начальная школа. – №2. – 2007. – С. 15 – 16 19. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 9 - 17. 20. Капралова, P.M. Работа классного руководителя. М.: Просвещение, 1980.- 120с. 21. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. -СПб, 1915.-385с. 22. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. — № 2. — С. 3 - 9. 23. Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: автореф. дис.канд. психол. наук. — Алма-Ата, 1984. 22с. 24. Карклина С.Э. Учитель и родители союзники // Воспитание школьников. — 1976. - № 6. - С. 11-16. 25. Крылова Н. Б. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. 26. Курганов С. Н. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. 27. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1982. 28. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с. 29. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2005. 30. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Инстиут психотерапии, 2003. – 319 с. 31. Подласый И. П. Педагогика т. 2 – Москва, 1999. 32. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева – Москва, 1988. 33. Рожкова М.И. Классному руководителю. – М.: Просвещение, 2009. – 280 с. 34. Сластенин В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2004. – 144 с. 35. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с. 36. Серия научно-методических журналов «Классный руководитель». -2007, 2008. 37. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое сообщество России, 2000. – 416 с. 38. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985, № 9. – С. 19 – 21. 39. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. – М., 1990. 40. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1988. 41. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. – Минск, 1998. 42. Шабалина З.П. Первый год самый трудный. – М.: Просвещение, 1990 43. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. – М.: Аркти, 2007. –250 с. 44. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения //Воспитание школьников. – 1999. – № 3. – С. 17–22. 45. Эльконин Д. Б. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 46. Психическое развитие младших школьников /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990. 47. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image