Если нужно выполнение контрольных на заказ в Красноярске - Work5 поможет.
. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. В результате усвоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения. Будучи неотъемлемой частью единой образовательной системы России, начальная школа испытывает те же трудности, сталкивается с теми же проблемами, что и вся сфера образования в целом. Помимо этого начальное образование характеризуется целым рядом своих специфических проблем, нуждающихся в решении. Ведущая роль в учебном процессе начальной школы отводится учителю, следовательно, он, получив широкую психолого-педагогическую подготовку, должен хорошо знать особенности младших школьников, владеть методами обучения, средствами организации учебной деятельности, уметь общаться и с детьми и их родителями. Особое значение на современном этапе развития начальной школы приобретает такое направление деятельности педагога как взаимодействие с родителями учащихся. Конфликты между учителем и родителями возникают все чаще. Самые одиозные из них становятся достоянием общественности, Тысячи мелких конфликтов остаются в стенах школы, вписываются в семейную историю и, как правило, имеют одного пострадавшего — собственно самого ребенка, ради блага оного, на первый взгляд, и затевался весь сыр-бор. В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В рамках подобного конструктивного сотрудничества реализуются ключевые принципы образовательной политики РФ - гуманизация образования, его демократизация, общедоступность, право личности на свободное развитие, приоритет общечеловеческих ценностей. Практическая значимость В наше время изменения происходят во всем – в социальной, экономической, политической, духовной сферах. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем образованности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более перспективно востребованным. Исследования о стратегии формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе, создают предпосылки для научного обеспечения процесса взаимодействия учителя и родителей. Исследованием и изучением проблемы взаимодействия учителей и родителей, системы отношений «школа-семья» занимались и занимаются педагоги и психологи: По мнению В.А. Сухомлинского, отношения учителя и ученика «должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными» . Их может объединить духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Не менее важно создать духовную общность родителей, администрации и учителей. Для этого В.А. Сухомлинским был организован «родительский университет», школа молодых родителей, где они получали от учителей и директора педагогические знания. Некоторые аспекты проблемы педагогической поддержки семьи в контексте семейного воспитания получили отражение и в современных социологических, педагогических и психологических исследованиях (Ю.Л. Азаров, Н.А. Абдуллаева, Н.Г. Бочарова, С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, Т.И. Петракова, О.М. Потаповская, Е.В. Шестун, Т.И. Шульга и др.). Сравнительный анализ работ этих авторов показывает, что в них почти не поднимаются вопросы взаимосвязи школы и семьи в процессе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...» . Эту же мысль подтверждает литовский педагог Вильма Сикорските - Войшнене: «Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться». Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья». С. Дапкене подтверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем». И.В.Гребенщиков обращает внимание: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель». Учителя и родители, как справедливо отмечают Л.И. Маленкова, М.П.Осипова, В.Г.Сенько, Е.И.Сермяжко и другие ученые, должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. В последние годы опубликованы работы (Н.С.Дежникова, ВАКараковский, Л.И.Новикова, Р.Х.Шакуров и др.), раскрывающие внутренние механизмы развития и функции управления педагогическим коллективом. Педагогический коллектив как социальное и профессиональное объединение людей воплощает в себе все общие признаки коллектива. Для педагогического коллектива школы как особой группы людей характерны также общественно и профессионально значимые цели деятельности, организованность, наличие руководства, сплоченность, относительная устойчивость и продолжительность функционирования. Цель исследования: выявить психологические условия эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: психологические условия эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать основные тенденции и перспективы развития образования в РФ; 2. Изучить роль и значение взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. 3. Раскрыть актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе; 4. Раскрыть психологические особенности и виды взаимодействия родителей и педагогов. 5. Выявить и охарактеризовать психолого-педагогические условия эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. 6. Провести эмпирическое исследование психолого-педагогических условий эффективности форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. 7. Провести анализ опыта работы классных руководителей с родителями, сформулировать выводы. Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: реализация психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе позволит перейти к устойчивому процессу - эффективному взаимодействию учителя и родителей в начальной школе. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; беседа, анкетирование, тестирование; методы математической обработки данных; методы интерпретации данных.