Введение……………………………………………….…….3 Глава 1. Понятие игровой концепции культуры…….……6 1.1 . Игровая концепция в целом…………………….……..6 1.2 . Игровая концепция культуры Й. Хейзинга…….……8 1.3 . Игровая концепция культуры в осмыслении X. Ортега и-Гассета и Е. Финка…………………………………..…....11 Глава 2. Концепция культуры в произведениях Г. Гессе...13 2.1. Кризис культуры XX в…………………………………13 2.2. Краткий сюжет, проблема культуры и духовности….16 2.3. Игровая концепция культуры в романе Г. Гессе «Игра в бисер»………………………………………………………...26 Заключение…………………………………………….…….34 Список использованной литературы………………………36

"Проблемы культуры в романе Г.Гессе "Игра в бисер

курсовая работа
30 страниц
85% уникальность
2015 год
109 просмотров
Сапожникова М.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………….…….3 Глава 1. Понятие игровой концепции культуры…….……6 1.1 . Игровая концепция в целом…………………….……..6 1.2 . Игровая концепция культуры Й. Хейзинга…….……8 1.3 . Игровая концепция культуры в осмыслении X. Ортега и-Гассета и Е. Финка…………………………………..…....11 Глава 2. Концепция культуры в произведениях Г. Гессе...13 2.1. Кризис культуры XX в…………………………………13 2.2. Краткий сюжет, проблема культуры и духовности….16 2.3. Игровая концепция культуры в романе Г. Гессе «Игра в бисер»………………………………………………………...26 Заключение…………………………………………….…….34 Список использованной литературы………………………36
Читать дальше
Темой данного исследования является изучение проблем культуры в романе Г. Гессе «Игра в бисер», над которым писатель работал в период с 1931 по 1942 гг. Впервые данный роман был опубликован 18 ноября 1943 года в издательстве «Фретц и Васмут». В 1946 году Гессе был награждён Нобелевской премией по литературе в том числе и за это произведение. Изучение данной темы представляет собой хорошую возможность глубже познакомиться с произведением и проследить, какова его связь с игровой концепцией культуры. Актуальность темы исследования. Феномен культуры, в том числе ее возникновения, нашел отражение в трудах представителей различных философских направлений.


Найти вкр на заказ просто с Work5.


. Человек и общество в целом всегда имели склонность к облечению всех сторон жизни в игру, что является подтверждением ценности изначально присущих нам творческих устремлений. Игра – это свободная деятельность, носящая незаинтересованный характер, формирующая человеческую культуру в большей степени, чем труд. Именно в ней человек использует свое воображение, изменяя с его помощью окружающую его среду. Существует мнение, что при анализе любой человеческой деятельности до самых пределов нашего сознания, мы столкнемся с тем, что она окажется не более чем игрой, реализуемой в условиях максимально возможной свободы ее участников при наличии жестко очерченных границ – правил игры. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что отдельному индивидууму она нужна как биологическая функция, а обществу необходима в силу заключенного в ней смысла. Целью данного исследования является изучение понятия «игровой концепции», в ходе которого будет рассмотрено не только само понятие в целом, но также будет проведено и его осмысление с точки зрения представителей различных философских направлений. В качестве объекта исследования выступает игра, не как биологическая функция, а как явление культуры, которое анализируется средствами культурологического мышления. Предметом настоящего исследования является роман Г. Гессе «Игра в бисер» - самое значительное и последнее крупное произведение писателя, ставшее, по его собственному признанию, конечной целью жизни и творчества. В жанровой парадигме немецкого романа указанного периода данное произведение определяется как философский роман и, шире, роман непрямого изображения (доминирует условная форма выражения авторской мысли) с открытым иносказанием. В ходе данной работы использовались теоретические методы исследования, такие как теория, абстрагирование и формализация. В первой главе настоящего исследования, которая носит обзорный характер, я постараюсь наиболее полно рассмотреть понятие игровой концепции культуры. Во второй обращусь непосредственно к произведению Г.Гессе, подробно остановившись на особенностях романа «Игра в бисер», его философских основах, проблемах культуры и духовности, представленных в данном произведении.

Читать дальше
«Игра в бисер» создавалась в мрачные годы фашизма и была завершена в 1943 году. Сам автор говорил, что Касталья была его отповедью фашизму, попыткой «восславить духовность в чумном, отравленном мире». Он говорил, что интеллигенция должна спасти «дух», покинуть свою «башню из слоновой кости» и обрести свое «служение» в мире практики. Этот роман также представляет собой попытку писателя преодолеть границы традиционного романа - жанра, рожденного европейским позитивистским знанием. Новаторство Гессе во многом определяется жанровыми и архитектоническими новациями, «экспериментальной дерзостью» (Т.Манн). Это «собор с огромным нефом, высоким сводом, длинными галереями вокруг хоров, с запутанными и глубокими криптами». Замысел романа возник как серия параллельных эпизодов - цепи «парадигматических биографий», - причем хронологическая и идейно-тематическая связь между ними серьезно нарушена. Структура романа, таким образом, оказывается «разомкнутой», что делает возможным бесконечное чередование, игру смыслов, аналогичную самой Игре в бисер. Отсутствие в композиции романа последовательной причинно-следственной связи, по принципу которой выстраивает явления линейное, дискурсивное мышление Запада, апеллирует к буддийско-даосской парадигме мышления. «Здесь в начале было Молчание, Образ, ., но не Слово, не Смысл (Логос)». В соответствии с этим построение романа, будучи внешне хаотичным и даже противоречивым, предполагает определенные параллели с «Дао де цзином». В обоих случаях текст дробится на фрагменты; последовательность связи отсутствует, однако каждый фрагмент обусловлен характером целого и является целым; внутренний, эзотерический смысл текста возникает благодаря комбинации фрагментов и той работы сознания, которую эта комбинация порождает. Если предельно обобщить все вышесказанное, то Гессе в своем произведении постулирует: - во-первых, онтологический статус культуры как объективно существующего набора смыслов, как единого «текста» выражающего эти смыслы; - во-вторых гносеологический ее статус - как набора взаимоотождествляемых (хотя и по-разному организованных в различных культурах и областях культуры), а значит - принципиально познаваемых смыслов и как языка, позволяющего соотнести эти смыслы; - в- третьих - антропологический смысл культуры как ответа на духовные потребности человека; - в-четвертых - аксиологический смысл культуры-деятельности и социальную функцию ее и ее творцов как транслирование духовных благ на повседневную жизнь человека и общества.
Читать дальше
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998. 2. Багдасарьян, Н.Г. Культурология: Учеб. Для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др. - М.: Высш. шк., 2001. 3. Бардыкова И.В, Бардыкова Н.В. «Проблемы духовности в романе Г.Гессе». Серия Гуманитарные науки, Выпуск 24, 2014. 4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 5. Березина А.Г. «Игра в бисер» Гессе и романы о Вильгельме Май-стере Гете. Некоторые аспекты философской проблематики // Филологические науки. 1972. 6. Березина А.Г. Проблема игры в последнем романе Германа Гессе //Науч. труды Курск, пед. ин-та. 1982. 7. Березина А.Г. Проблема ответственности в творчестве Германа Гессе // Филологический сборник. Л., 1969. 8. Березина А.Г. Творчество Г. Гессе 20-х - 40-х годов XX века. - Дисс. . канд. фил. наук. - Л., 1969. 9. Бердюгина Л.А. Проблема «искусство и культура» в творчестве Т. Манна, Г. Гессе, Р. Музиля // Искусство в системе культуры. -Л., 1987. 10. Бычков, В.В. Новая Философская Энциклопедия. Т. 2. М., 2001. 11. Водолагин A.B. Философское содержание художественного произведения. Дисс. .канд. фил. наук. М., 1983 . 12. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М.: Наука,1978 13. Гессе Г. Игра в бисер / Г. Гессе; пер. с немец. Д. Каравкиной, Вс. Розанова. - М.: Художественная литература, 1969. 14. Гессе Г. О Востоке // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982. 15. Гессе Г. Письма по кругу / Г. Гессе - М.: Прогресс, 1987. 16. Гулыга A.B. Интеллектуальная проза Гессе // Новый мир. 1978. 17. Гутманис А.Э. Традиции и современность в творчестве Германа Гессе 30-х гг. - Дисс. . канд. фил. наук. - М., 1989. 18. История и культурология. М., 1999. 19. Каралашвили Р. Г. Мир романов Германа Гессе / Р. Г. Каралашвили - Тбилиси: Саб-чотаСакартвело, 1984. 20. Каралашвили Р. Г. Проблемы поэтики Германа Гессе. К типологии немецкого романа XX в. - Дисс. . докт. фил. наук. - Тб., 1983. 21. Каралашвили Р.Г. Философские основы позднего творчества Г. Гессе -Автореф. дисс. . канд. фил. наук. -Тб., 1971. 22. Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: Онтология, функции, параметры типологии – М.: Наука, 1984. 23. Кожина Н.А. Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1988. 24. Лейтес Н.С. Эволюция жанра романа в немецкой литературе 1918— 1945 гг. - Дисс. . докт. фил. наук. - Пермь, 1972 25. Седельник В. Д. Герман Гессе и швейцарская литература / В. Д. Седельник - М.: Высшая школа, 1970. 26. Седельник В. Комментарии / Г. Гессе// Собр.соч.: В 8 т. - М.: Прогресс-Литера; 1994. 27. Седельник В.Д. Творчество Г. Гессе в 20-е гг. - Дисс. . канд. фил. наук.-М., 1967. 28. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997 29. Хейзинга Й. , "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992 30. Хильшер Э. Поэтические картины мира: Г. Манн, Т. Манн, Г. Гессе, Р. Музиль, Л. Фейхтвангер / Э. Хильшер – М.: Худ. лит., 1979. 31. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image