Введение 2 1. Социальное развитие личности 6 1.1. Характеристика понятия «социум» 6 1.2. Периодизация развития личности в социуме 10 1.3. Проблемы развития личности в современном социуме 16 1.4. Типология социальных групп подростков 22 1.5 Хипстеры как молодежная субкультура 31 2. Изучение особенностей развития хипстеров-подростков в группе сверстников 38 2.1. Анализ социальной группы «хистеры» с использованием методик психического развития 38 2.2. Отличительные черты хипстеров в группе сверстников 54 Заключение 60 Список использованных источников 63

Личностные особенности подростков включенных в субкультурные сообщества

дипломная работа
Психология
75 страниц
95% уникальность
2015 год
160 просмотров
Шулепова Н.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Социальное развитие личности 6 1.1. Характеристика понятия «социум» 6 1.2. Периодизация развития личности в социуме 10 1.3. Проблемы развития личности в современном социуме 16 1.4. Типология социальных групп подростков 22 1.5 Хипстеры как молодежная субкультура 31 2. Изучение особенностей развития хипстеров-подростков в группе сверстников 38 2.1. Анализ социальной группы «хистеры» с использованием методик психического развития 38 2.2. Отличительные черты хипстеров в группе сверстников 54 Заключение 60 Список использованных источников 63
Читать дальше
Ребенок с самого рождения пытается повторять поведение своих родителей и других взрослых, его окружающих. Для маленьких детей их родители являются примером для подражания. Но чем старше ребенок, чем ближе его возраст к подростковому, тем больше дети отделяются от родителей, хотят быть на них не похожими, и не только на родителей, но и на общество вокруг. Это и становится причиной возникновения молодежных субкультур. Молодые люди объединяется в отдельные движения, которые отличаются от преобладающего большинства поведением, одеждой и вообще стилем жизни. Основная функция молодежной субкультуры – дать возможность молодым людям выделиться из окружающих, самореализоваться, найти друзей с одинаковыми взглядами. Каждая субкультура молодежи имеет свою атрибутику, свой стиль в одежде и в музыке, свои сайты.


Закажите курсовые работы на заказ, срочность не проблема.


. Существуют даже жесты, характерные для определенных субкультур. Данное направление привлекает внимание психологов, социологов, однако назвать его хорошо изученными на современном этапе развития было бы неверным. Изучение субкультур находится на стыке изучение нескольких наук (психология, социология, философия, журналистика, лингвистика и др.). Развитие общества и влияние на него социума диктуют этот заказ разным направлениям в науке. Неформальные организации и, в частности, хипстеры исследуются учеными с разных сторон. Тем не менее в силу регулярного развития общества и его структур, данный аспект не теряет своей актуальности для изучения. Особенности развития подростков в рамках различных субкультур становились предметом изучения ряда учёных. Среди них такие исследователи, как И. А. Беляев, Н. А. Беляева, О. М. Глушкова, А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко, В. Р. Дольник, А. И. Кравченко, С. И. Левикова, И. М. Мацкевич, Е. Омельченко и др. Актуальность исследования. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует ряд теоретических исследований, посвященных проблематике включенности молодежи в различные субкультурные сообщества, степень разработанности данной проблемы по-прежнему остается недостаточной. Современная массовая культура, стремительно развиваясь и приобретая множество форм, способствует появлению новых направлений в рамках существующих субкультуры течений, для которых становятся свойственными особенные, не проявленные ранее ни в одной из субкультур, характеристики. Таким образом, явление молодежных субкультур на современном этапе находится в процессе непрерывной трансформации, что и обуславливает актуальность его изучения с позиции различных наук, в том числе, и в психологии. Объектом данного дипломного исследования являются личностные особенности подростков, включенных в субкультурные сообщества. Предмет исследования – особенности и отличительные черты подростков-хипстеров. Цель дипломной работы – выявить особенности хипстеров на примере подростков, включенных в субкультурное общество. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятия «социум», «субкультура», «хипстеры» и др. 2. Рассмотреть состояние исследуемой проблемы в современной науке, выявить особенности социологизации индивида, проследить периодизацию развитие личности в социуме, выявить типологию социальных групп подростков и особенности их функционирования. 3. Провести исследование на основе различных методик, таких как методика Н. Холла на определение эмоционального интеллекта, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» В. В. Синявского и В. О. Федоришина (КОС), тест описания поведения в конфликте К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной, экспресс – диагностика уровня социальной изолированности личности Д. Рассела и М. Фергюссона, экспресс – диагностика уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана. 4. Проанализировать исследуемый материал с точки зрения отличительных признаков и особенностей развития различных психических особенностей представителей субкультуры хипстеры. В ходе исследования были использованы следующие методы: 1) изучение и анализ научной литературы по теме исследования; 2) метод выделения главного из исследований разных авторов; 3) метод наблюдения и описания, состоявший в отборе, выделении фактов для изучения и их систематизации; 4) описательный метод, который использовался для обобщения полученных результатов. Для проведения эмпирического исследования мы сформулировали концептуальную гипотезу о том, что психологические особенности подростков, принадлежащих к субкультуре хипстеров, отличаются от психологических особенностей подростков, не принадлежащих ни к одной из субкультур. С целью проверки концептуальной гипотезы нами был выдвинут ряд эмпирических гипотез: 1. У подростков, принадлежащих к субкультуре хипстеров, уровень развития коммуникативных способностей выше, чем у подростков, которые не принадлежат ни к одной из субкультур. 2. Подростки, принадлежащие к субкультуре хипстеров, имеют стиль поведения в конфликтной ситуации, отличающийся от стиля поведения подростков, не включенных в какую-либо субкультуру. 3. Подростки, принадлежащие к субкультуре хипстеров, имеют больший уровень социальной изолированности, чем подростки, не принадлежащие к этой субкультуре. 4. У подростков, принадлежащих к субкультуре хипстеров, уровень социальной фрустрированности выше, чем у подростков, не принадлежащих к какой-либо из субкультур. 5. Подростки, включенные в субкультуру хипстеров, имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем подростки, не принадлежащие ни к одной из субкультур. Выборку исследования составила группа подростков количеством 40 человек в возрасте от 13 до 17 лет, выражающих принадлежность к субкультуре хипстеров и группа подростков количеством 40 человек в возрасте от 13 до 17 лет, не выражающих принадлежность к каким-либо субкультурам. Таким образом, референтная группа состоит из 80 исследуемых. Научная новизна данного исследования определяется отбором реципиентов исследуемой группы с учетом их индивидуальных особенностей. Мы предприняли попытку сравнительной характеристики процесса функционирования хипстеров в группе подростков. Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в подготовке теоретических курсов по психологии, социологии, культурологии, философии, а также при преподавании специальных курсов, посвящённых исследованиям субкультур в целом и хипстеров – в частности. Кроме того, данные будут полезны родителям, воспитывающим детей, так как для совершено любого подростка существует потенциальная возможность принадлежности к какой-либо субкультуре. Полученные данные могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения субкультур в системе смежных наук. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы, включающего 35 позиций, и 5 приложений.

Читать дальше
Современная субкультура имеет множество различных направлений, каждое из которых характеризируется своими специфическими особенностями, правилами, и, соответственно, оказывает влияние на личность различной степени силы. Такое влияние, в зависимости от типа субкультуры, к которой принадлежит индивид, может носить как конструктивный, так и деструктивный характер, определять его социальную направленность, специфику взаимодействия с окружением, продуктивность выполнения социальных ролей. Круг российских субкультур разнообразен и включает дифференциацию по досуговым занятиям, этническими особенностями, по стилю поведения и образу жизни. В этом смысле особого внимания заслуживают процессы, которые происходят в молодежной среде. Ведь именно молодые люди являются более подверженными внешнему влиянию, так как они обычно не обременены противоречивым опытом прошлого с присущими ему ценностными и поведенческими установками и открыты новому опыту. Молодежь, которая определяет будущее любого общества, уже сегодня существенно влияет на его содержательные характеристики. Проведенное нами исследование личностных особенностей подростков, включенных в субкультуру хипстеров, позволяет сделать ряд следующих выводов. Подростки, относящие себя к субкультуре хипстеров, имеют более высокий уровень развития коммуникативных склонностей, чем подростки, не включенные в какую-либо субкультуру. Развитие коммуникативных склонностей может быть обусловлено включенностью подростка в данную субкультуру, в то же время, сам выбор личностью своей принадлежности к конкретному типу субкультуры может характеризоваться уровнем развития ее коммуникативных способностей. Подростки, не принадлежащие ни к одной из субкультур, склонны использовать при разрешении конфликтных ситуаций агрессивную стратегию соперничества, в то время как подростки, принадлежащие к субкультуре хипстеров, использую стратегии компромисса и приспособления. Это может свидетельствовать о том, что субкультуру хипстеров склонны выбирать для себя подростки с более спокойными качествами личности, что, однако, нуждается в дополнительном эмпирическом исследовании. Для представителей субкультуры хипстеров свойственный более высокий уровень социальной изоляции, чем для подростков, не включенных ни в одну из субкультур. Такие результаты могут быть обусловлены общей спецификой субкультуры как социального явления, однако, могут выступать и в качестве особенности конкретно субкультуры хипстеров. Принадлежность подростка к субкультуре хипстеров не является причиной возникновения такой характеристики личности как социальная фрустрированность. Таким образом, включенность в конкретную субкультуру нельзя рассматривать в качестве основной причины неудовлетворенности личности по определенным направлениям социально заданных иерархий. Для подростков, высказывающих свою принадлежность к субкультуре хипстеров, свойственный более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем у подростков, не включенных ни в одну из субкультур. Это свидетельствует о том, что общение в рамках определенной социальной группы, являясь более тесным и имея более конструктивную направленность, способствует развитию у личности социально значимых качеств, таких как умение управлять своими эмоциями и контролировать уровень личностной мотивации. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в консультативной, психодиагностической деятельности при работе с категорией подростков, включенных в различные субкультуры с целью учета их индивидуально-личностных особенностей. Кроме этого, полученные результаты расширяют и дополняют существующие теоретические представления о субкультурах и специфике психологических качеств включенных в них индивидов. Формулируя перспективы дальнейших исследований, следует отметить, что актуальными на сегодняшний день остаются вопросы взаимосвязи выбора субкультуры и индивидуальных особенностей личности, гендерной специфики включенности личности в субкультуру, особенностей выбра стратегий социального взаимодействия представителями различных субкультур.
Читать дальше
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990 2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001 3. Асмолов А.Г. Психология личности., М. - 1990. 4. Бааль Е.Г. Молодёжные группировки по месту жительства: криминологическая оценка и проблемы профилактики. М., МИМ, 1993 5. Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Реутов Е.В. Социокультурная рефлексия молодёжи: между самоорганизацией и «атомизацией» // Молодёжная Галактика. Ежегодный Альманах. 2009, № 5. С. 46 — 57. 6. Блохина М.В., Григорьев Л.Г. Молодёжные субкультуры в современном обществе. Тверь: ТГТУ, 2004. 7. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996, №3. С. 56 — 65. 8. Бодалев А.А. Психология в личности. Москва. - 1988. 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И.Божович: под ред. Д.И.Фельдштейна. М. Воронеж: Институт практической психологии. 1995. 10. Гуров В.Н., Седюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993. 11. Ковалёва А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: ИМ Голос, 1996. 12. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 13. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - М., 1967. 14. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 1989. 15. Костюшев В. Молодёжные сообщества и движения в сфере политики // Толерантность как образ жизни. Учебно-методическое пособие. СПб, филиал ГУ ВШЭ, 2008. С. 53 - 66. 16. Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. М.: МГИМО-Университет, 2006. Лифарева Н.В. Психология личности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.-240 с. 17. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002, № 10. С. 79 — 87. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: Сб. ст. разных лет. Н.Новгород, 2003. 18. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. Учебное пособие. СПб.: Петрополис, 2008 19. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. 20. Молодёжный Петербург: движения, организации, субкультуры. Сб. ст. // Под ред. В. В. Костюшева. СПб: Санкт-Петербургский филиал ИС, 1997. 21. Неформальные молодёжные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / Под ред. А.А.Козлова, В. А. Канаяна. СПб, 2008. 22. Новак М. В. Игнатов М. А. Субкультуры в современной России и визуальное потребление: региональный аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право/ - #9/ - 2014. – c/ 144 - 153 23. Омельченко E.JI. Молодёжь: Открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. 24. Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. М.: Академический проект, 2002. 25. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва, 1986. 26. Полякова Н.Л. XX в. в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004 27. Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России / Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог, 1996. С. 43 50. 28. Сикевич З.В. Молодёжная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л.: Лениздат, 1990. 29. Современные молодёжные сообщества. Сборник работ и информационно-аналитический отчёт по итогам мониторинга деятельностинеформальных молодёжных объединений Санкт-Петербурга / Под ред. Козлова. A.А. СПб, 2008. 30. Субкультурные объединения молодёжи: критический анализ. Препр. докл. всесоюз. науч. конф. «Культура и её роль в активизации человеческого фактора». Отв. ред. Н.К.Кучмаева, 1987 31. Фельдштейн Д.И . Социальное развитие в пространстве – времени детства. М., 1997. 32. Чибисова О. В. Молодежные суби контркультуры // вестник бурятского государственного университета. - №6. – 2010. – с. 280 - 285 33. Цимбалюк И.М. Психология.: Учеб. пособие. - М.: ИД "Профессионал", 2004. - 216 с. 34. Щепанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры. Опыт этнографического исследования Системы. 1986 1989 гг. СПб: Наука, 1993. 35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ., общ. ред. и послесл. А.В.Толстых. М.: Прогресс. 1996.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image