Введение2 Глава 1. Мировоззрение и философские взгляды Лоренса Стерна.10 1.1 Л. Стерн и философия сентиментализма10 1.2 Влияние на мировоззрение Стерна философии Дж. Локка, Д. Юма и Д. Гартли26 Глава 2. Философская основа творчества Л.Стерна40 2.1 Философия Л.Стерна, выраженная в его творчестве40 2.2 Философская основа романа Л.Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена"74 Заключение93 Библиографический список источников98 Приложение 1.101 Приложение 2.102 Приложение 3.103

Философская основа романа Л.Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена"

дипломная работа
100 страниц
85% уникальность
2015 год
134 просмотров
Карев В.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение2 Глава 1. Мировоззрение и философские взгляды Лоренса Стерна.10 1.1 Л. Стерн и философия сентиментализма10 1.2 Влияние на мировоззрение Стерна философии Дж. Локка, Д. Юма и Д. Гартли26 Глава 2. Философская основа творчества Л.Стерна40 2.1 Философия Л.Стерна, выраженная в его творчестве40 2.2 Философская основа романа Л.Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена"74 Заключение93 Библиографический список источников98 Приложение 1.101 Приложение 2.102 Приложение 3.103
Читать дальше
Философия сформировалась в неразрывной связи с научными знаниями – математическими и естественнонаучными, и на основе мифологии и искусства. Так, древнегреческая философия представляла собой мировоззрение, заключающее в себе знание не только философское, но и математическое, естественнонаучное и общественное. Философ не просто занимался анализом проблем мировоззрения – он был человеком универсально образованным, обладал практически всеми известными на тот момент познаниями, от физиологии до точных наук. Многие древнегреческие философы, такие как Пифагор, Аристотель, были одновременно блестящими математиками. Они не только «объясняли мир», но пытались «вычислить» его при помощи математических формул. Важнейшим делом философов было также «толкование добра и зла», то есть создание морально-этического кодекса, четких понятий, что такое хорошо и что такое плохо. Более того, философы собирали вокруг себя учеников не столько для того, чтобы проповедовать свою философию, но чтобы обучать их правильному образу жизни.


Близится время написать реферат ? Наш сервис поможет.


. Например, Пифагор собрал вокруг себя Пифагорейский орден, или союз - религиозно-философскую и политическую организацию. Этот союз имел целью «господство лучших» в религиозном, научном, философском - иначе говоря, нравственном смысле. Последователи великих философов не только изучали их философию, но и вели строгий аскетический образ жизни, почитая своего учителя не то чтобы как святого - в те времена такого понятия еще не было - но как некое божество. Философы древности, идеализируя человеческую натуру, считали, что путь к добродетели лежит через истинное знание. Совершение человеком безнравственных поступков происходит по незнанию, из-за недоразвития его души. Человек, знающий, что хорошо и что плохо, не выберет дурное. Таким образом, философия в понимании античных мудрецов есть путь к знанию - и средство, благодаря которому может сформироваться добродетельный человек и справедливое государство. Гуманистические идеалы античной философии легли в основу философских воззрений Нового времени. Эпоха Нового времени является одним из важнейших этапов в европейской культуре. В эту эпоху бурно расцвели научная, философская и общественная мысль. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Толчком для Нового времени послужила научная революция XVII века. Движение началось в Англии и затем получило распространение во Франции, Германии, Россию и в других странах Европы. Особенное влияние на умы произвели труды французских просветителей, «властителей дум» - Декарта, Руссо, Вольтера и т.д. На гуманистических принципах Нового времени были основаны американская Декларация независимости и французская Декларация прав человека и гражданина. Философы той великой эпохи не только теоретически обосновывали необходимость Просвещения, но и пытались практически «изменить мир с помощью разума». Так, кульминация научной и философской мысли Просвещения – это издание французским просветителем Дидро в соавторстве с другими учеными фундаментальной «Энциклопедии», или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (1751-1780). В составе «Энциклопедии» было издано 35 томов – она стала поистине самым успешным и значительным «проектом» века, в котором были собраны все накопленные человечеством знания. Стремление просветить народы так и не было реализовано в ту эпоху в полной мере, но был задан «курс на прогресс», по которому и пошло дальнейшее развитие человечества. Разумные и естественные начала, как считали просветители, не совпадали с исторически сложившимися и фактически существовавшими формами и отношениями (религией, правом и т. п.). Поэтому основное стремление эпохи Просвещения - поиск естественных принципов жизни человека (естественной религии, естественного права, естественного порядка экономики и т. п.) при помощи того единственного кумира, которому они все поклонялись и могущество которого считали бесконечным - человеческого разума. Последствия этого интеллектуального движения серьезно повлияли на последовавшие за этим этические и социальные изменения в общественной жизни в Европе и в Америке. Национально-освободительная борьба американских колониях стран Европы, отмена рабства в Соединенных Штатах, борьба за права человека – все эти революционные изменения в моральной атмосфере общества произошли под влиянием гуманистических идей Нового времени. Еще одним последствием этой эпохи стало снижение непоколебимого до тех пор авторитета европейской аристократии и уменьшение влияния, которое имела церковь в социальной, интеллектуальной и культурной жизни европейцев. Идеи Нового времени лежат в основании борьбы за политические свободы, права человека и демократии. На основании идей Нового времени впоследствии были сформированы и другие основополагающие принципы, которые активно используются и в современном обществе: государство как самоуправляемая республика, религиозная и этническая толерантность, рыночные механизмы, капитализм, научные методы познания окружающего мира. Эпоха Нового времени провозгласила право мыслителей на поиски истины, чем бы эта истина ни угрожала обществу. Философия Нового времени не столько определенная философия, сколько определенное направление философской мысли. Основа этого направления – глубоко критический взгляд на существовавшие в то время традиционные институты, обычаи и мораль. Философия Нового времени символизировала начало построения нового общества и стала выражением мыслей представителей нового класса – буржуазии. Сейчас на наших глазах в мире происходят глобальные геополитические сдвиги. Мир меняется на наших глазах, и в этих нестабильных условиях необходимо обратиться к базовым ценностям человечества – к благородной, честной и гуманной философии эпохи Нового времени. Основателем философии Нового времени считают французского философа Рене Декарта (по-французски Rene Descartes, по-латыни - Картезий, 1596-1650). Он был радикальным реформатором научной методологии. Рене Декартом были заложены основы рационалистической философской системы. Декарт в своих работах говорил о безграничных возможностях «суверенного разума». Его новаторские идеи в области методологии философского познания в большей степени повлияли на развитие моральной философии, чем собственно картезианская философия морали. Англию можно назвать родиной Нового времени, ведь первая фаза этой эпохи, по классификации Г. Мэя, началась именно здесь. Умеренное или рациональное Просвещение черпало свои идеи в трудах великого ученого Исаака Ньютона и философа Джона Локка. Локк – один из основоположников свободомыслия XVIII века. Он пробовал рационалистически рассуждать о религии, но не смел покушаться на основы христианской веры и не подвергал сомнению Божественное откровение. Локк провозгласил принцип веротерпимости, однако в отношении католиков и атеистов не считал возможным применять его. Локк относил себя к эмпирикам и либералам. Идеи Локка стали основой развития эпистемологии и политической философии. Его считают одним из самых влиятельных философов Просвещения. Локк стал одним из основоположников теоретического либерализма. На трудах Локка формировались воззрения таких великих европейских мыслителей, как Вольтер и Руссо и многие другие деятели Просвещения. Деятели американской революции также черпали свои идеи у Джона Локка. Влияние этих идей содержит в себе американская Декларация независимости. Философские идеи Джона Локка, а также Дэвида Юма и Дэвида Гартли, оказали решающее воздействие на мировоззрение английского писателя, философа, религиозного и политического деятеля эпохи Нового времени Лоренса Стерна, автора известных романов «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Сейчас на наших глазах в мире происходят глобальные геополитические сдвиги. Мир меняется на наших глазах, и сугубо материалистическая постмодернистская либеральная философия, которая еще не так давно считалась абсолютно правильной и единственно ведущей любое человеческое общество к развитию и процветанию, теряет свои прежние позиции. Либеральная парадигма, столь почитаемая западными интеллектуалами, оказалась категорически неприемлемой для многих традиционных обществ. Да и в самом западном обществе ее одобрение со стороны населения вовсе не столь единодушно. Само слово «либерализм» приобретает несколько негативный смысл. Терпимость ко всякого рода отклонениям требуется от всех членов общества как проявление толерантности к «свободе личности». Исподволь в массовое сознание внедряется мысль о том, что традиции «смешны», что традиционная форма семьи себя изжила, что «нетрадиционное» - лучше и прогрессивнее, чем «традиционное». Поэтому в современной философии востребованы теории и концепции, критикующие либерализм. Однако такие рассуждения ведут к тому, что «вместе с грязной водой выплескивают ребенка», то есть пренебрегают здоровым и рациональным зерном из-за неверной трактовки понятия. Перекосы в «прикладном» использовании либеральной теории сделали из нее некое «пугало» для государств с традиционным укладом жизни. Свобода, понимаемая как вседозволенность, заставила российское общество резко изменить взгляды на демократию и либерализм. Но ведь сами либеральные ценности не становятся хуже от того, что их трактуют неправильно. Базовые ценности либерализма, такие, как свобода личности, безусловная ценность каждого человека – неоспоримы. Нужно просто вспомнить их изначальное содержание. Поэтому в современных тревожных и нестабильных условиях необходимо обратиться к благородной, честной и гуманной философии эпохи Нового времени, которая исповедует базовые ценностям человечества – право на жизнь, свободу и неприкосновенность.. Всем вышесказанным обусловлена актуальность выбранной темы дипломной работы. Проблематика исследования. Проблематика данного исследования – попытка сопоставить философский и литературный дискурс в творчестве Лоренса Стерна, исследуя в качестве примера его роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Для этого предполагается изучить роман Стерна, изначально встав на точку зрения, что его автор – не просто скептически настроенный писатель-сатирик, играющий с формой и безразличный к предмету своих острот, но глубокий мыслитель, который ищет ответа на онтологические вопросы бытия, делая это в форме шутки. Обзор источников. Источники Основные источники, использованные в работе, перечислены далее. Л. Стерн «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», перевод А. Франковского, Л. Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», перевод А. Франковского, Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении», перевод А. Н. Савина , Д. Юм «Исследование о человеческом познании» , Платон «Государство» , Д. Гартли «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» , А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» . А. В. Хитров «Литературно-философские модели сознания в культуре нового времени: Лоренс Стерн и английская философия XVIII века», В. Шкловский «"Тристрам Шенди" Стерна и теория романа». Объект исследования. Отражение философских идей Нового времени в творчестве Лоренса Стерна. Предмет исследования – философия Нового времени в романе Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Цель исследования - исследование особенностей философской основы романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Задачи исследования. 1. Рассмотреть проявления философии и эстетики сентиментализма в творчестве Л. Стерна. 2. Изучить влияние на мировоззрение Стерна философии Дж. Локка, Д. Юма и Д. Гартли 3. Исследовать философские взгляды Л.Стерна, выраженные в его творчестве 4. Рассмотреть философскую основа романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, в составе которых четыре параграфа, заключения, библиографического списка литературы.

Читать дальше
Роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» - дерзкая, веселая и обаятельная книга. На обложке издания джентльмен прилежно выдувает мыльные пузыри. Иллюстрация представляется весьма уместной и удачной. Это как раз та самая «причуда», беззаботность и бесполезность которой являет собой хорошую демонстрацию философской сущности великого произведения. Роман Стерна критики называют «чистым веществом творчества». Смысловое содержание этой прозы, если под содержанием понимать прибыль определенной информации, приближается к нулевой отметке. Линейного, привычного читателю, развития сюжета в романе просто нет. Такое отношение к сюжету и композиции нечасто можно встретить даже в стихах. Стерн в «Тристраме Шенди» отбрасывает саму идею литературного повествования как целесообразного, связного, логически выстроенного сообщения. Читатель ожидает от книги привычного ему жизнеописания, но едва ли не половина книги посвящена событиям, произошедшим до рождения героя и вдобавок не являющимся, строго говоря, событиями. Это смешные и пространные разглагольствования вокруг да около: о наиболее благоприятном режиме зачатия, о магии имен, о носах и прочих разных разностях. Сознание рассказчика рассредоточено по разным немыслимым предметам. Он как будто не может или не хочет сосредоточить свое внимание хоть на чем-то определенном и досказать хоть одно событие полностью, до конца. Повествование разрастается, как дерево, в трехмерном объеме, постоянно появляются все новые и новые «ответвления» сюжета. Бесконечность «отступлений» Стерна заставляет читателя в конце концов просто махнуть рукой на сюжет и читать «все подряд», не пытаясь вычленить смысл и логику или даже запомнить постоянно возникающие новые обстоятельства. Атмосфера «веселого бреда» усугубляется комичным контрастом: самопроизвольно развивающаяся история с поистине шизофренической точностью педантична в отношении различных мелочей. «...спор приостановился на целые четыре минуты с половиной; пять минут были бы для него гибельны». Активно «общаясь» с читателем, Стерн не очень-то заботится о том, к кому же он, собственно, обращается. Читатель у него то «сэр», то «милорд», то «мадам», то «ваша милость», то вообще какая-то неизвестно откуда взявшаяся «Дженни». Ускользает из виду и «командная высота», с которой автор вершит вымысел. Толстой в "Анне Карениной" или Джойс в "Улиссе") - незримые, но вездесущие судьи. Стерн по сравнению с ними напоминает балаганного кукольника, который дергает марионеток то за одну, то другую нитку, а временами выскакивает перед изумленными зрителями на подмостки собственной персоной. Его абсолютно не смущает такая ситуация. Напротив, он рад сбросить маску и побыть наконец-то самим собой – впрочем, такое впечатление, что под маской – снова маска. «...всех моих героев сбыл я с рук: - в первый раз выпала мне свободная минута, - так воспользуюсь ею и напишу предисловие". Предисловие, заметим, пишется в середине романа, в разгар повествования. Логики в повествовании нет никакой. С таким же успехом можно искать логику в игре в жмурки. Автор раскрутил читателя до головокружения, и тот вслепую ловит сюжет. Например, бестолковая и неумелая нянька подсаживает пятилетнего героя справить малую нужду из окна. Внезапно оконная рама падает - вой пострадавшего, семейный переполох. Только спустя добрый десяток страниц мы понимаем, что же все-таки было случилось с несчастным Шенди-сыном, но и то косвенным образом – его педантичный отец спускается по лестнице из библиотеки с фолиантом об обрезании. Веселые безумства автора поначалу ошеломляют читателя, но потом, когда становится ясно, что никакой логики найти не получится, читатель начинает получать удовольствие. Например, как бы между делом Стерн оставляет в тексте пробел с ладонь, предлагая желающим переключиться с чтения на работу "нарисуй картинку по рассказу" и нарисовать портрет своей любовницы. Сам автор тоже любитель рисования. Но рисование у него ни на что не похоже - он переносит на бумагу кривую, которую описывает в воздухе трость колченогого капрала. Действительно, очень интересная тема для рисунка. Последовательность нумерации тоже не соблюдается: одну главу Стерн пропускает вовсе, но оставляет девственно чисты страницы двух других, которые были дописаны после и вне очереди, просто - когда ему пришло желание это сделать. Как было подмечено выше, существует определенное сходство между «авангардным баловством» Стерна и вольностями и шутками русских писателей. Пушкин, который дразнит читателя условным рифменным рефлексом на "розы-морозы", позволяет себе целые строфы многоточий, поминает некую таинственную "Зизи" и пространно рассуждает о меню обеда – очень напоминает Стерна в «Тристраме Шенди». (Кстати сказать, в отечественной словесности трогательные флегматики и эксцентрики Стерна превратились бы чего доброго в каких-нибудь скалозубов и маниловых.) За веселым и пестрым повествованием скрывается также занимательное литературоведение, «алгебра жанра». Виктор Шкловский в литературоведческой работе назвал роман «Тристрам Шенди» - «самым типичным романом». На протяжении всей книги дядя Тоби играет в войну, а его создатель Стерн - в литературу. Он хладнокровно снимает кожух с механизма романа и - полюбуйтесь - демонстрирует читателям его устройство. Этот писательский жест Шкловский называет "обнажением приема". Рефлексия Стерна-литератора по любому поводу делает довольно бессмысленным «психологический разбор произведения». Талант Стерна - особый взгляд на форму повествования, высвечивающий в культуре игру. Такой взгляд на вещи не вяжется с классической серьезностью, логической структурой, сюжетной завершенностью. Но он отлично вписывается в английский культ частной жизни, джентльменства, причуд (то есть "конька"). Кроткий дядя Тоби, произносит слова, которые так и просятся в афоризм – о том, что необходимо "укорачивать шаги честолюбия и ограждать жизнь и имущество немногих от хищничества многих". Стерн отлично ведает, что творит, поэтому "ведение" - в смысле интерпретирования извне - в данном случае затруднено. Философской основой романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» является гуманистическая философия эпохи Просвещения. Нужно отметить, что и эту философию Стерн рассматривает несколько иронически. Но это еще не скептицизм, а, скорее, добродушное подшучивание. В «Тристраме» Стерн пристально рассматривает психологию человека и демонстрирует «на практике» теорию о происхождении идей, которую разработал в своей философской концепции Джон Локк. В «Тристраме Шенди» резко выражены антиклерикальные взгляды писателя. Несмотря на то, что он сам является пастором англиканской церкви, Стерн скорее вольнодумец вольтерианского толка, чем смиренный священнослужитель. Стерн, вслед за великими французскими просветителями, декларирует «естественное право» человека на жизнь, свободу и радость. Помимо всего этого, книга Стерна – это увлекательное чтение, которое доставляет искреннее удовольствие читателю, «благородное сердце которого охотно передает вожжи своего воображения в руки любимого писателя - и который наслаждается чтением, не зная отчего и не спрашивая почему».
Читать дальше
1. Lodwick Charles Hartley, Laurence Sterne in the Twentieth Century; an Essay and a Bibliography of Sternean Studies, 1900-1965. Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 1966 2. The Complete Works and Life of Laurence Sterne, ed. Wilbur L. Cross, 12 vols. New York: J. F. Taylor & Co., 1904; repr. in 6 vols., New York: AMS Press, 1970. 3. Библия. Псалтирь. Псалом 103, стих 26-27 4. Бэрнс Дж. История мира в 10 1/2 главах. Москва, АСТ, 2011 5. Верцман И. Е. Лоренс Стерн : 1713—1768 // Стерн Л. Сентиментальное путешествие : Воспоминания. Письма. Дневник. — М.: Гослитиздат, 1940 6. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. Английские материалисты XVIII века. Собрание произведений в 3 томах, т. 3. М.: Мысль, 1967 7. Гейне Г. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1989 8. Гомер. Одиссея. М.: Азбука-Аттикус, 2011 9. Джойс Дж. Улисс. СПб: Симпозиум, 2004. 10. Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. М.: Детская литература, 1988 11. Диккенс Ч. Холодный дом. М.: Правда, 1984 12. Достоевский Ф.М. Идиот. Избранные произведения. Москва, Прогресс, 2011 13. Локк Дж., Опыт о человеческом разумении // Локк Дж., Сочинения в 3-х тт., пер. с англ. А. Н. Савина, Т. 1, М., 1985, 621 с. 14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984 15. Льюис К.С. Хроники Нарнии. М.: Домино, 2011 16. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М.: Идея-Пресс, 2011 17. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: Институт философии РАН, 1993 18. Платон. Государство. Собрание сочинений в четырех томах. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007 19. Рикуперати Д. Мир Просвещения. Исторический словарь. М.: ФЛИНТА, 2003 20. Руссо Ж.Ж. Сочинения. М.: Янтарный сказ, 2001 21. Руссо Ж.Ж. Сочинения. М.: Янтарный сказ, 2001 22. Смит А. "Исследование о природе и причинах богатства народов". — М.: Эксмо, 2007 23. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. М.: Инапресс, 2000 24. Стерн Л. Сентиментальное путешествие. М.: Либмус Пресс, 1999 25. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин Колец. М.: Эксмо, 2013 26. Толкин Дж. Р. Р. Малые произведения. М.: АСТ, 2004 27. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах. Том 22. Избранные дневники 1895-1910. М.: Художественная литература, 1978 - 1985 28. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах. Том 22. Избранные дневники 1895-1910. М.: Художественная литература, 1978 – 1985. Стр. 218 29. Шкловский В. "Тристрам Шенди" Стерна и теория романа. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. М.: Инапресс, 2000 30. Шкловский В.Б. Лев Толстой. – М.: Молодая гвардия, 1963 31. Юм Д. Исследование о человеческом познании. Сочинения в двух томах, Т. 2, М., 1966, С. 5-169.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image