Близится время написать реферат ? Наш сервис поможет.
. Например, Пифагор собрал вокруг себя Пифагорейский орден, или союз - религиозно-философскую и политическую организацию. Этот союз имел целью «господство лучших» в религиозном, научном, философском - иначе говоря, нравственном смысле. Последователи великих философов не только изучали их философию, но и вели строгий аскетический образ жизни, почитая своего учителя не то чтобы как святого - в те времена такого понятия еще не было - но как некое божество. Философы древности, идеализируя человеческую натуру, считали, что путь к добродетели лежит через истинное знание. Совершение человеком безнравственных поступков происходит по незнанию, из-за недоразвития его души. Человек, знающий, что хорошо и что плохо, не выберет дурное. Таким образом, философия в понимании античных мудрецов есть путь к знанию - и средство, благодаря которому может сформироваться добродетельный человек и справедливое государство. Гуманистические идеалы античной философии легли в основу философских воззрений Нового времени. Эпоха Нового времени является одним из важнейших этапов в европейской культуре. В эту эпоху бурно расцвели научная, философская и общественная мысль. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Толчком для Нового времени послужила научная революция XVII века. Движение началось в Англии и затем получило распространение во Франции, Германии, Россию и в других странах Европы. Особенное влияние на умы произвели труды французских просветителей, «властителей дум» - Декарта, Руссо, Вольтера и т.д. На гуманистических принципах Нового времени были основаны американская Декларация независимости и французская Декларация прав человека и гражданина. Философы той великой эпохи не только теоретически обосновывали необходимость Просвещения, но и пытались практически «изменить мир с помощью разума». Так, кульминация научной и философской мысли Просвещения – это издание французским просветителем Дидро в соавторстве с другими учеными фундаментальной «Энциклопедии», или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (1751-1780). В составе «Энциклопедии» было издано 35 томов – она стала поистине самым успешным и значительным «проектом» века, в котором были собраны все накопленные человечеством знания. Стремление просветить народы так и не было реализовано в ту эпоху в полной мере, но был задан «курс на прогресс», по которому и пошло дальнейшее развитие человечества. Разумные и естественные начала, как считали просветители, не совпадали с исторически сложившимися и фактически существовавшими формами и отношениями (религией, правом и т. п.). Поэтому основное стремление эпохи Просвещения - поиск естественных принципов жизни человека (естественной религии, естественного права, естественного порядка экономики и т. п.) при помощи того единственного кумира, которому они все поклонялись и могущество которого считали бесконечным - человеческого разума. Последствия этого интеллектуального движения серьезно повлияли на последовавшие за этим этические и социальные изменения в общественной жизни в Европе и в Америке. Национально-освободительная борьба американских колониях стран Европы, отмена рабства в Соединенных Штатах, борьба за права человека – все эти революционные изменения в моральной атмосфере общества произошли под влиянием гуманистических идей Нового времени. Еще одним последствием этой эпохи стало снижение непоколебимого до тех пор авторитета европейской аристократии и уменьшение влияния, которое имела церковь в социальной, интеллектуальной и культурной жизни европейцев. Идеи Нового времени лежат в основании борьбы за политические свободы, права человека и демократии. На основании идей Нового времени впоследствии были сформированы и другие основополагающие принципы, которые активно используются и в современном обществе: государство как самоуправляемая республика, религиозная и этническая толерантность, рыночные механизмы, капитализм, научные методы познания окружающего мира. Эпоха Нового времени провозгласила право мыслителей на поиски истины, чем бы эта истина ни угрожала обществу. Философия Нового времени не столько определенная философия, сколько определенное направление философской мысли. Основа этого направления – глубоко критический взгляд на существовавшие в то время традиционные институты, обычаи и мораль. Философия Нового времени символизировала начало построения нового общества и стала выражением мыслей представителей нового класса – буржуазии. Сейчас на наших глазах в мире происходят глобальные геополитические сдвиги. Мир меняется на наших глазах, и в этих нестабильных условиях необходимо обратиться к базовым ценностям человечества – к благородной, честной и гуманной философии эпохи Нового времени. Основателем философии Нового времени считают французского философа Рене Декарта (по-французски Rene Descartes, по-латыни - Картезий, 1596-1650). Он был радикальным реформатором научной методологии. Рене Декартом были заложены основы рационалистической философской системы. Декарт в своих работах говорил о безграничных возможностях «суверенного разума». Его новаторские идеи в области методологии философского познания в большей степени повлияли на развитие моральной философии, чем собственно картезианская философия морали. Англию можно назвать родиной Нового времени, ведь первая фаза этой эпохи, по классификации Г. Мэя, началась именно здесь. Умеренное или рациональное Просвещение черпало свои идеи в трудах великого ученого Исаака Ньютона и философа Джона Локка. Локк – один из основоположников свободомыслия XVIII века. Он пробовал рационалистически рассуждать о религии, но не смел покушаться на основы христианской веры и не подвергал сомнению Божественное откровение. Локк провозгласил принцип веротерпимости, однако в отношении католиков и атеистов не считал возможным применять его. Локк относил себя к эмпирикам и либералам. Идеи Локка стали основой развития эпистемологии и политической философии. Его считают одним из самых влиятельных философов Просвещения. Локк стал одним из основоположников теоретического либерализма. На трудах Локка формировались воззрения таких великих европейских мыслителей, как Вольтер и Руссо и многие другие деятели Просвещения. Деятели американской революции также черпали свои идеи у Джона Локка. Влияние этих идей содержит в себе американская Декларация независимости. Философские идеи Джона Локка, а также Дэвида Юма и Дэвида Гартли, оказали решающее воздействие на мировоззрение английского писателя, философа, религиозного и политического деятеля эпохи Нового времени Лоренса Стерна, автора известных романов «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Сейчас на наших глазах в мире происходят глобальные геополитические сдвиги. Мир меняется на наших глазах, и сугубо материалистическая постмодернистская либеральная философия, которая еще не так давно считалась абсолютно правильной и единственно ведущей любое человеческое общество к развитию и процветанию, теряет свои прежние позиции. Либеральная парадигма, столь почитаемая западными интеллектуалами, оказалась категорически неприемлемой для многих традиционных обществ. Да и в самом западном обществе ее одобрение со стороны населения вовсе не столь единодушно. Само слово «либерализм» приобретает несколько негативный смысл. Терпимость ко всякого рода отклонениям требуется от всех членов общества как проявление толерантности к «свободе личности». Исподволь в массовое сознание внедряется мысль о том, что традиции «смешны», что традиционная форма семьи себя изжила, что «нетрадиционное» - лучше и прогрессивнее, чем «традиционное». Поэтому в современной философии востребованы теории и концепции, критикующие либерализм. Однако такие рассуждения ведут к тому, что «вместе с грязной водой выплескивают ребенка», то есть пренебрегают здоровым и рациональным зерном из-за неверной трактовки понятия. Перекосы в «прикладном» использовании либеральной теории сделали из нее некое «пугало» для государств с традиционным укладом жизни. Свобода, понимаемая как вседозволенность, заставила российское общество резко изменить взгляды на демократию и либерализм. Но ведь сами либеральные ценности не становятся хуже от того, что их трактуют неправильно. Базовые ценности либерализма, такие, как свобода личности, безусловная ценность каждого человека – неоспоримы. Нужно просто вспомнить их изначальное содержание. Поэтому в современных тревожных и нестабильных условиях необходимо обратиться к благородной, честной и гуманной философии эпохи Нового времени, которая исповедует базовые ценностям человечества – право на жизнь, свободу и неприкосновенность.. Всем вышесказанным обусловлена актуальность выбранной темы дипломной работы. Проблематика исследования. Проблематика данного исследования – попытка сопоставить философский и литературный дискурс в творчестве Лоренса Стерна, исследуя в качестве примера его роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Для этого предполагается изучить роман Стерна, изначально встав на точку зрения, что его автор – не просто скептически настроенный писатель-сатирик, играющий с формой и безразличный к предмету своих острот, но глубокий мыслитель, который ищет ответа на онтологические вопросы бытия, делая это в форме шутки. Обзор источников. Источники Основные источники, использованные в работе, перечислены далее. Л. Стерн «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», перевод А. Франковского, Л. Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», перевод А. Франковского, Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении», перевод А. Н. Савина , Д. Юм «Исследование о человеческом познании» , Платон «Государство» , Д. Гартли «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» , А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» . А. В. Хитров «Литературно-философские модели сознания в культуре нового времени: Лоренс Стерн и английская философия XVIII века», В. Шкловский «"Тристрам Шенди" Стерна и теория романа». Объект исследования. Отражение философских идей Нового времени в творчестве Лоренса Стерна. Предмет исследования – философия Нового времени в романе Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Цель исследования - исследование особенностей философской основы романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Задачи исследования. 1. Рассмотреть проявления философии и эстетики сентиментализма в творчестве Л. Стерна. 2. Изучить влияние на мировоззрение Стерна философии Дж. Локка, Д. Юма и Д. Гартли 3. Исследовать философские взгляды Л.Стерна, выраженные в его творчестве 4. Рассмотреть философскую основа романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, в составе которых четыре параграфа, заключения, библиографического списка литературы.