ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Роль библиотеки как социального и культурного центра 8 1.1 Деятельность публичных библиотек в Российской Федерации. 8 1.2 Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки 18 1.3 Библиотека: социальная и культурная значимость . 21 Глава 2. Павленковские библиотеки: история и современность 34 2.1. Ф.Ф. Павленков: жизнь и просветительская деятельность. 34 2.2. История Павленковских библиотек 36 2.3. Павленковские библиотеки в Орловской области на современном этапе 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65

Ф.Ф. Павленков и библиотеки: страницы истории и современное развитие

дипломная работа
Литература
60 страниц
86% уникальность
2015 год
100 просмотров
Никуличева К.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Роль библиотеки как социального и культурного центра 8 1.1 Деятельность публичных библиотек в Российской Федерации. 8 1.2 Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки 18 1.3 Библиотека: социальная и культурная значимость . 21 Глава 2. Павленковские библиотеки: история и современность 34 2.1. Ф.Ф. Павленков: жизнь и просветительская деятельность. 34 2.2. История Павленковских библиотек 36 2.3. Павленковские библиотеки в Орловской области на современном этапе 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Читать дальше
Актуальность исследования. В Федеральном законе о библиотечном деле библиотека названа информационной, культурной, просветительской организацией [1, ст. 1]. Публичные библиотеки в нашей стране являются не только национальным культурным достоянием. Это - самый распространенный и общедоступный демократический институт в современном обществе. Близость расположения библиотек к месту проживания городского и сельского населения, бесплатное обслуживание – все это способствует их наибольшей доступности.


Если вам нужна докторская диссертация на заказ в Тюмени переходите на сайт Work5.


. В библиотеки ходят все – потребность посещать библиотек имеют и взрослые, и дети, и люди с образованием, и те, кто лишь начинает учиться, пенсионеры и студенты, домохозяйки и школьники [13, с. 23]. Сегодня к библиотекам обращено внимание федеральных и муниципальных властей. Финансирование и целевые программы способствуют обновлению библиотек, изменению их облика [17, с. 22]. Библиотеки становятся участниками корпоративного и глобального взаимодействия в информационном пространстве. Можно говорить о формировании на базе библиотек локальных, по месту жительства, культурных центров. В библиотеки приезжают для встреч с населением писатели и поэты, ветераны и политики. Проводятся дни открытых дверей, публичные дискуссии, сеансы интерактивного общения с библиотечными учреждениями из других городов [56, с. 20]. Организация «дней открытых дверей», тематических мероприятий несомненно способствует облагораживанию атмосферы мест проживания, формированию и развитию духовной жизни общества, просвещению, приобщению населения к творчеству. В конечном счете, все это способствует сохранению и преемственности лучших русских культурных традиций [60, с. 15]. Секция публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации проводит целенаправленную деятельность по укреплению профессиональных связей, по обмену информацией и инициативами. Так происходит процесс интеграции и общее развитие библиотечной деятельности. Для современной публичной библиотеки обязательным условием является живой отклик, реакция на происходящие изменения в обществе, активное сотрудничество с государственными властными органами. Библиотека должна взаимодействовать с партнерами по культурной деятельности – это не только другие библиотеки, но и общественные движения и организации, средства массовой информации. Такое взаимодействие способствует деловым и творческим связям библиотечных учреждений с политиками, управленцами, деятелями искусств, предпринимателями и т.д. Открытая демонстрация библиотекой своих ценностей, преимуществ и возможностей способствует тому, что общественность получает информацию о целях и задачах библиотечной деятельности, о тех услугах, которые предоставляет библиотека. Библиотеки разрабатывают и осуществляют социальные, культурные, образовательные проекты и принимают участие в аналогичных проектах других организаций. Все эти проекты и программы способствуют тому, что различные группы населения приобщаются к активной общественной жизни. Участие библиотек в общественных кампаниях способствует осуществлению прав населения на знания, информацию и культуру и т.д [62, с. 94]. Проблема информационного обеспечения в библиотечной практике состоит в недостаточности опыта работы в сфере PR и рекламы у сотрудников библиотеки. У обычного библиотекаря нет ни опыта, ни соответствующих знаний, ни профессионального подхода к информационной работе [6, с. 34]. Традиции отечественного библиотечного дела, существующие и передающиеся долгие годы, не предусматривают деятельности такого рода. Обновление библиотечной практики в соответствии с требованиями сегодняшнего дня идет не так быстро, как хотелось бы. Для этого процесса требуются новые методы, нестандартные решения, оригинальные идеи [58, с. 17]. Основной целью данного направления является сохранение библиотеки при создании новых условий для ее существования и преуспевания. Однако не нужно забывать об историческом опыте формирования отечественной сети публичных библиотек. Организацией и финансированием публичных библиотек в России занимался известный книгоиздатель, просветитель и меценат Флорентий Федорович Павленков. На его личные средства была основана сеть публичных библиотек в российских губерниях. Он завещал на эти цели весь свой личный капитал, который составлял около 150 тысяч рублей – по тем временам очень большие деньги. В 1911 году во всех российских губерниях были открыты бесплатные библиотеки на деньги Павленкова. Всего было открыто около двух тыяч библиотек. После событий 1917 года о павленковских библиотеках и самом Павленкове позабыли. При Советской власти открывалось много библиотек, и павленковские, оказавшись в их числе, слились с ними и не отличались от прочих учреждений. Однако павленковские библиотеки – явление уникальное. Они выполняли роль единственных очагов культуры. Павленковская библиотека – это и собственно библиотека, и клуб, и музей. Библиотеки были весьма различны и по условиям размещения, и по размерам фондов. Общим было наличие одного «крестного отца» – Ф. Ф. Павленкова. Прошедшее столетие не стерло в памяти потомков имени просветителя. В конце 90-х годов началось движение по возрождению Павленковских библиотек, которое направлено не только на восстановление имени и исторической роли Ф.Ф. Павленкова, но и на поддержку и распространение славной традиции - благотворительности и меценатства в нашем отечестве. Этим обусловлена актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы. Теоретическая основа исследования. Вопросами обеспечения библиотечной деятельности занимались такие авторы, как Матлина С.Г. [41], Клюев В.К. [30], [31], [32], Клюкина Н.В. [33], Дворкина М.Я. [19], Михнова И. Б. [46], Цесарская Г.Л. [46] и др. В работе были использованы труды этих авторов, а также статьи и обзоры из периодических профессиональных изданий, таких как «Библиография», «Библиотечное дело», «Справочник библиотекаря», «Библиотека», «Библиотековедение». Кроме того, была использована информация различных интернет-ресурсов, посвященных библиотечной деятельности [65], [66], [67], [68], [69], [70], [71], [72], [73]. Научная проблематика данного исследования находится в сфере библиотековедческого дела, а также в области отечественной истории. Объект исследования – деятельность библиотек. Предмет исследования – работа павленковских библиотек в Орловской области. Цель – исследование деятельности павленковских библиотек в Орловской области. Задачи исследования перечислены далее. Изучить деятельность публичных библиотек в Российской Федерации. Раскрыть понятие модельного стандарта деятельности публичной библиотеки. Исследовать библиотеку как социальный и культурный феномен. Изучить жизнь и просветительскую деятельность Ф.Ф. Павленкова. Исследовать историю создания и деятельности павленковских библиотек. Рассмотреть деятельность павленковских библиотек в Орловской области на современном этапе. Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение и библиографический список литературы, использованной во время проведения исследования.

Читать дальше
Несмотря на бурное развитие информационных технологий, которые стали доступны практически каждому городскому жителю в собственной квартире, популярность библиотек остается высокой. Увеличивается количество записавшихся читателей, растут показатели посещаемости. Молодежь и подростки, проживающие в доме, где расположена библиотека, знают о ней и являются ее читателями. Библиотеки стараются не отстать от стремительного развития технического прогресса и информационных технологий. Благодаря этому молодые читатели, помимо книжного фонда, могут воспользоваться компьютерной и офисной техникой, получить доступ к сети Интернет. О «новом рождении» библиотек говорить пока рано, однако уже сейчас в облике библиотек можно увидеть черты будущего – не просто книгохранилищ, но многофункциональных информационных, культурных, а возможно и духовных центров, какими их желали бы видеть молодые читатели. В работе публичных библиотек накоплен определенный опыт информационной работы. В основном информирование о деятельности библиотеки происходит традиционным для библиотек путем - информация в школах, проведение различных массовых мероприятий для школьников всех возрастов. Работа по информированию населения ведется достаточно активно, в ней принимают участие все сотрудники библиотечного учреждения. Однако, устремляясь в будущее, библиотека ни в коем случае не должна терять связи с прошлым, с собственными корнями, с той основой, на которой построена сеть библиотечных учреждений у нас в стране. В этой связи важное значение приобретает история жизни и благотворительной деятельности Флорентия Федоровича Павленкова – русского издателя, просветителя и мецената, на средства которого в России было создано свыше 2000 бесплатных публичных библиотек. В современном библиотечном мире чтут память Ф.Ф. Павленкова. Лучшим памятником ему являются сохраненные Павленковские библиотеки, которые можно встретить по всей России. В нашей стране создано «Содружество Павленковских библиотек», которое занимается сохранением и поддержкой Павленковских библиотек по всей России. В апреле 2015 года Всероссийской общественной организации «Содружество павленковских библиотек», которая была создана под эгидой ЮНЕСКО, исполнилось 19 лет. В состав «Содружества» входят филиалы, объединяющие Павленковские библиотеки регионов Российской Федерации. Это областные и краевые филиалы Урала, европейской части России и Западной Сибири. Межрегиональная программа «Павленковская библиотека» нацелена на то, чтобы возродить лучшие традиции русского попечительства и меценатства, бескорыстного служения делу народного просвещения, привлечь внимания общественности и государственных органов к проблемам книжной культуры села, повысить творческую активность и профессионализм сельских библиотекарей. Стратегическая миссия Содружества - сохранение и дальнейшее развитие культуры через библиотеку как центр и двигатель культуры. Орловский филиал Содружества, который насчитывает сейчас тринадцать Павленковских библиотек, стремится к выполнению этих высоких и благородных целей. Далее представлен краткий обзор выполнения поставленных в работе задач. Изучить деятельность публичных библиотек в Российской Федерации. Выполнено в п. 1.1. Раскрыть понятие модельного стандарта деятельности публичной библиотеки. Выполнено в п. 1.2. Исследовать библиотеку как социальный и культурный феномен. Выполнено в п. 1.3. Изучить жизнь и просветительскую деятельность Ф.Ф. Павленкова. Выполнено в п. 2.1. Исследовать историю создания и деятельности павленковских библиотек. Выполнено в п. 2.2. Рассмотреть деятельность павленковских библиотек в Орловской области на современном этапе. Выполнено в п. 2.3. Цель исследования - изучение деятельности Павленковских библиотек в Орловской области - достигнута. Работа завершена. ?
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29.12.1994 "О библиотечном деле" N 78-ФЗ. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 3. Закон Орловской области от 12 ноября 2008 года N 821-ОЗ "Об областной целевой программе "Информатизация Орловской области "Электронная Орловщина" 4. Альджев Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки. - М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 30 с. 5. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России. М.: Либерия, 2004 6. Бердникова, И. Из зала зрительного – в книжный зал / И. Бердникова // Библиотека. – 2014. – № 8. – С. 32-35. 7. Библиотеки Орловщины: история и современность: Рабочие материалы областной научно-практической конференции, посвященной 160-летию губернской публичной библиотеки в г. Орле/ Сост. и ред. Е.А. Сухотина. -Вып.2. - Орел: ООПБ, 1999. - 45 с. 8. Верещагина А. Мы стали ближе друг к другу: организация воспитательного досуга детей и подростков: экологическое просвещение / А. Верещагина // Библиополе. – 2008. - № 10. – С. 7-10. 9. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Попов Ф.Д., Самыгин В.А. Социология. Учебное пособие / Под ред. Ю.Г.Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 10. Волкова, О. Н. На первом плане – читатель / О. Н. Волкова, Н. Н. Коневская // Современная библиотека. – 2014. - № 9. – С. 85-87. 11. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. — СПб.: Профессия, 2004. 12. Вострикова, Т. В. Библиотечные исследования / Т. В. Вострикова, З. Н. Буренко // Современная библиотека. – 2014. – № 8. – С. 82-85. 13. Гизун, Е. В. В поисках легендарной либереи проходим увлекательный квест / Е.В. Гизун // Библиотечное дело. - 2014. – № 14. – С. 22-23. 14. Голубенко Н. Информационные технологии в библиотечном деле. М.: Феникс, 2012 15. Горбунов Ю. А. Флорентий Павленков: Его жизнь и издательская деятельность: Биографический очерк. — Челябинск: Урал LTD, 1999 16. Гречихин А.А. Общая библиография. Центр дистанционного образования МГУП, 2001 17. Гудков, Н. Буктрейлер: методика создания / Н. Гудков // Библиополе. – 2014. – № 10. – С. 22-25. 18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: Просвещение, 2010. 19. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – М. : «Издательство ФАИР», 2009. 20. Езова С.А. О подготовке библиотекарей к общению с читателями. //Библиотековедение. – 1993. - № 4. – С. 72 – 75. 21. Жукова Ю.В. Книжное дело Орловской губернии : конец XVIII - начало XX вв. : справочник / Ю. В. Жукова. - Орел : Издатель А.Воробьев, 2005. - 316 с. 22. Завадская Ж., Артеменко З. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью. М.: Современная школа, 2010 23. Захаренко, М. П. Всё для тех, кто приходит в библиотеку! Впечатления и размышления об организации обслуживания в публичных библиотеках Франции / М. П. Захаренко / Библиотечное дело. - 2014. - № 16. - С. 9-12. 24. Захаренко, М. П. Третий российский молодежный библиотечный конвент / М. П. Захаренко // Библиотековедение. – 2014. - № 6. – С. 124-126. 25. Зелинский К., Черникова Т. Нравственное воспитание школьников. М.: планета, 2010 26. Земсков, А. И. Компоненты успеха – тщательный анализ библиотечных ресурсов и эффективности работы / А. И. Земсков // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 10. – С. 74–88. 27. Земсков, А.И. Электронные библиотеки: Учебник для студентов вузов культуры и др. высших учебных заведений. М: Либерия, 2008. С. 178 28. Карауш, А. С. Развитие информационных технологий в библиотеке: взгляд в будущее. А. С. Карауш, А. С. Макаревич. Научные и технические библиотеки. 2008. № 1. С. 53-58. 29. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- М.: Эксмо-пресс, 2012. 30. Клюев В.К. Маркетинговые аспекты развития информационной деятельности библиотеки: Науч.-практ. пособие. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 1994; 31. Клюев, В. К. Сервис в библиотеке: диалог с пользователем / В. К. Клюев // Библиография. - 1999. - № 9. - С. 45-51; 32. Клюев, В. К. Фандрейзинг в условиях библиотеки / В. К. Клюев // Библиография. - 2000. - № 2. - С. 51-55. 33. Клюкина, Н. История библиотечной рекламы / Н.Клюкина // АиФ. Новая б-ка. - 2004. - № 3. - С. 26-27. 34. Князева О. Олимпийские игры по чтению! / О. Князева // Современная библиотека. – 2014. - № 8. - С. 40-41. 35. Кравченко, М. В. Библиотека и волонтеры – совместный труд объединяет / М. В. Кравченко // Современная библиотека. – 2014. – № 9. – С. 74-77. 36. Крупенин, О. А. Дилеммы библиотечного маркетинга / О. А. Крупенин, И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 9. - С. 16-29. 37. Кузнецова Т.К. Организация досуга детей в муниципальном пространстве мегаполиса на основе взаимодействия учреждения дополнительного образования с социальными инфраструктурами / Т.К. Кузнецова, М.В. Жиркова // Внешкольник : дополн. образование детей. – 2007. – № 2. – C. 22-25. 38. Лещинская В. В. Влияние библиотек России на формирование патриотизма населения / В. В. Лещинская // Библиотечное дело – XXI век. – 2011. - № 2. – С. 83-92. 39. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков : метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. Дополнительное образование : информ. портал. - М., 2012. 40. Лучникова, Н. С. Обучая, развивать: организационно-методическая помощь библиотекам области / Н.С. Лучникова // Библиотечное дело. –2014. - № 20. – С. 32-35. 41. Матлина С. Г. Библиотечный маркетинг. Пермь, 1993. - 65 с 42. Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития. СПб: Профессия, 2009. – 376 с 43. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Спутник, 2011 44. Мелентьева Ю. П. Сельская библиотека и её читатель в современном социокультурном пространстве села. — М.: Литера, 2011 45. Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012, № 7. 46. Михнова И. Б., Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотеки : теория, методика, практика. М.: Библиомаркет, 1996 47. Мотульский, Р.С. Библиотека как социальный институт. Р.С. Мотульский, Бел. гос. ун-т культуры. Мн.: Народная Асвета, 2002. 48. Новикова, Т. По главной улице с оркестром: библиотека без границ / Т. Новикова / Библиотечное дело. – 2014. - № 14. – С. 18-20. 49. Петровская, Н. Г. Воспитание искусством / Н. Г. Петровская // Современная библиотека. – 2014. - № 8. – С. 14-19. 50. Равинский, Д. К. Скрипучая дверь, или Что у вас в «кейсе» / Д. К. Равинский / Библиотечное дело. – 2014. - № 16. – С. 6-8. 51. Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков (1839—1900): Очерк жизни и деятельности. — М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1960. 52. Савоськина Е. Имя русского мецената на орловщине не забыто: [Из истории Павленковских библиотек на Орловщине] // Библио-поле.– 2004.- № 2.– С. 40-41. 53. Савоськина, Е. В. Память о Ф. Ф. Павленкове на Орловщине в истории и современности / Е. В. Савоськина. Павленковская библиотека: материалы 5 Библ. павленк. чтений / Свердл. обл. универс. науч. б-ка им. В. Г. Белинского ; [сост. и отв. за вып. О. В. Птиченко]. - Екатеринбург : Свердл. обл. универс. науч. б-ка, 2004 - С .36-38 54. Серова, О. В. Качество услуг в электронной среде и новые сервисы. Библиосфера. 2009. № 1. 55. Слободяник, М. С. Инновационная библиотечная технология: пути реализации. М. С. Слободяник. Прогрессивные библиотечные технологии: организация и управление: Сб. науч. тр., 2005 56. Сорокина, М. Н. Дружить городами: видеомост как форма общения / М. Н. Сорокина // Современная библиотека. – 2014. - № 8. – С. 20-23. 57. Степанова, В. Неспособных детей не бывает: организация творческого пространства в детских библиотеках / В. Степанова // Библиополе. – 2014. - № 10. – С. 18-21. 58. Струкова, Н. Л. Аккаунт без тени сомнений. Библиотека в социальных сетях / Н. Л. Струкова // Библиотечное дело. – 2014. - № 17. – С. 17-21. 59. Тихонова, Л. Н. Ежегодное совещание руководителей федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации в 2014 году / Л. Н. Тихонова, Н.В. Бабахина // Библиотековедение. – 2014. - № 6. – С. 8-11. 60. Фабрикова, И. Играем бал!: литературно-творческий альянс ЦБ в работе с молодежью / И. Фабрикова // Библиополе. – 2014. - № 10. – С. 15-17. 61. Фокеев В. Библиографическая наука и практика. М.: Профессия, 2008 62. Чеботарёва, Н. А. Вместе по жизни / Н. А. Чеботарёва // Современная библиотека. – 2014. - № 8. – С. 93–95. 63. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и Интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде: ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2014 / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2014. – № 10. – С. 5-51. – Библиогр.: с. 47-51. 64. Юрманова С. В. О Ежегодном совещании директоров детских и детско-юношеских библиотек «Новая детская библиотека: слагаемые успеха» / С. В. Юрманова // Библиотековедение. – 2014. - № 5 – С. 132-133. 65. Информационно-справочный библиотечный портал www.library.ru/ (сетевой ресурс) 66. Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им.И.А.Бунина http://www.buninlib.orel.ru/ (сетевой ресурс) 67. Правительство Орловской области http://www.rosvlast.ru/bd_free.aspx?fid=134351 (сетевой ресурс) 68. Российская библиотечная ассоциация. Официальный сайт. http://www.rba.ru/ (сетевой ресурс) 69. Российская библиотечная ассоциация. Официальный сайт. http://www.rba.ru/ (сетевой ресурс) 70. Российская библиотечная ассоциация. Официальный сайт. http://www.rba.ru/ (сетевой ресурс) 71. Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru/ (сетевой ресурс) 72. Российская государственная детская библиотека. http://www.rgdb.ru/ (сетевой ресурс) 73. Российская национальная библиотека. http://www.nlr.ru (сетевой ресурс)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image