ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРА В ОБЛАСТИ ЕЁ ДИАГНОСТИКИ
И ПРОФИЛАКТИКИ 5
1.1 Определение и этиология бронхиальной астмы 5
1.2 Патогенез бронхиальной астмы 12
1.3 Классификация бронхиальной астмы 19
1.4 Деятельность фельдшера в сфере профилактики
и диагностики бронхиальной астмы 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕЛЬДШЕРА В СФЕРЕ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 27
2.1 План реализации практическая деятельность фельдшера в сфере диагностики и профилактики бронхиальной астмы у детей 27
2.2 Результаты выполненной работы 53
ГЛАВА ІІІ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ФЕЛЬДШЕРА В СФЕРЕ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Читать дальше
Подводя итоги работы, делаю следующие основные выводы.
Бронхиальная астма – хроническое воспалительно-аллергическое заболевание дыхательных путей, обусловливающее у предрасположенных пациентов обструкцию бронхов и приступ удушья, проявляющееся, чаще всего, ночью, перед рассветом приступами экспираторной одышки, кашлем, свистящими хрипами, обратимыми как спонтанно, так и под воздействием лекарственных препаратов.
Чтобы снизить риск возникновения заболевания у детей с атопией в анамнезе или при наличии страдающих бронхиальной астмой родственников, следует исключить пассивное курение, элиминировать аллергены пищевых продуктов, клеща, кошки, таракана, морской свинки. Заболеваемость поливалентной аллергией превалирует над моновалентной, что обусловливает прогностически утяжелённое течение бронхиальной астмы и ухудшенную поддаваемость её терапии. Чтобы уменьшить риск появления бронхиальной астмы у взрослых, нужно полностью исключить курение, регулярно проводить влажную уборку жилья, минимизировать воздействие промышленных и бытовых сенсибилизаторов, аллергенов, нормализовать массу тела.
Чтобы заблаговременно упредить угрожающий приступ бронхиальной астмы, пациент должен ежедневно утром и вечером выполнять пикфлоуметрию и заносить показания в дневник самоконтроля.
Разработанная методика астма-школы способствует улучшению эффективности лечения и повышению качества жизни больных детей.
В качестве критериев эффективности обучения в астма-школе могут быть использованы динамика частоты обострений БА, комплексная оценка самоконтроля и повседневной активности, а также динамика параметров КЖ.
Применение разработанной методики способствует более высокой степени сотрудничества семьи с лечащим врачом и улучшает восприятие врачебных рекомендаций по применению методов самоконтроля и использованию базисной противовоспалительной терапии, а также способствует более активному образу жизни больных детей.
Наиболее эффективно использование разработанной методики у детей из полных семей, больных БА средней и тяжелой степени тяжести, матери которых имеют высшее или среднее специальное образование и недостаточно информированы по вопросам БА до курса обучения.
Адекватному восприятию информации о заболевании и принятию рекомендуемых стратегий поведения по управлению БА на занятиях образовательной программы способствуют такие психологические особенности детей, как более низкая эмоциональная возбудимость, более высокие активность и темп реакций при отсутствии социальной дезадаптации, связанной с заболеванием, а также более высокая экстравертированность матерей.
Разработанную методику астма-школы рекомендуется использовать в работе с детьми 7-12 лет, больных БА, и их родителями с целью улучшения эффективности комплексного лечения и повышения КЖ пациентов как в амбулаторных лечебно-профилактических учреждениях, так и в стационарах и санаториях.
Критериями эффективности обучения по разработанной методике могут служить динамика частоты обострений БА, а также КО самоконтроля и повседневной активности детей.
Использование психодиагностических методик помогает дифференцированно отбирать будущих участников обучения и способствует достижению большей эффективности образовательной программы в комплексном лечении БА.
Дисгармоничное психоэмоциональное реагирование на заболевание детей и их родителей является показанием к предварительной психологической коррекции или семейной психотерапии с целью нормализации ВКБ с последующим обучением в астма-школе. Возможна также разработка индивидуализированных методик обучения этого контингента семей.
Читать дальше
. Баур К. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь лёгких / Баур К., Прейссер А.; пер. с нем. под ред. И. В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с.
2. Бондарева, Е. Л. Трудности в лечении больных бронхиальной астмой в сочетании с гипертонической болезнью / Е. Л. Бондарева // Брянский медицинский вестник. – 2008. – № 3. – с. 63 – 65.
3. Внутренние болезни: учебное пособие / М. В. Малишевский [и др.]; под ред. М. В. Малишевского. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 984 с.
4. Гитун Т. В. Лечение бронхиальной астмы: Новейшие медицинские методики. – Рипол Классик, 2010. – 64 с.
5. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2011 г.) / Под ред. А. С. Белевского. – М.: Российское респираторное общество, 2012. – 108 с.
6. Косарев, В. В. Профессиональная бронхиальная астма / В. В. Косарев, С. А. Бабанов // Справочник врача общей практики. – 2010. – № 3. – с. 29 – 34.
7. Косарев, В. В. Диагностика, лечение и профилактика профессиональной бронхиальной астмы / В. В. Косарев, С. А. Бабанов // Справочник фельдшера и акушерки. – 2012. – № 2. – с. 12 – 18.
8. Курбачева О. М., Павлова К. С. Фенотипы и эндотипы бронхиальной астмы: от патогенеза и клинической картины к выбору терапии // РАЖ. 2013, № 1, с. 15 – 24.
9. Ненашева Н. М. Бронхиальная астма. Карманное руководство для практических врачей. – Атмосфера, 2011. – 96 с.
10. Обновлённые стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы / Н. Астафьева [и др.] // Врач. – 2011. – № 11. – с. 8 – 12.
11. Отвагина Т. В. Терапия: учебное пособие / Т. В. Отвагина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 367 с.
12. Пропедевтика клинических дисциплин / Э. В. Смолева [и др.]. – Изд. 5-е, дополненное и переработанное. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 479 с.
13. Пульмонология: национальное руководство / Под ред. А. Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 824 с.
14. Соколова Т. Бронхиальная астма. – М.: АСТ, Сова, 2008. – 128 с.
15. Справочник по пульмонологии / Под редакцией акад. РАМН. А. Г. Чучалина, проф. М. М. Ильковича. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 928 с.
16. Справочник фельдшера общей практики / Э. В. Смолева [и др.]. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 537 с.
17. Сухова, Е. В. Что нужно знать фельдшеру о бронхиальной астме / Е. В. Сухова // Справочник фельдшера и акушерки. – 2014. – № 4. – с. 14 – 24; № 5. – с. 8 – 15; № 6. – с. 18 – 29.
18. Melйn E., Granell R., Kogevinas M. et al. Genome-wide association study of body mass index in 23 000 individuals with and without asthma // Clin Exp Allergy. 2013; 43 (4): 463–474.
19. Bateman E. D., Boushey H. A., Bousquet J., Busse W. W., Clark T. J., Pauwels R. A, Pedersen S. E. Can guideline-defined asthma control be achieved? The Gaining Optimal Asthma Control study. Am J Respir Crit Care Med 2004; 170:836–44.
20. Bateman E. D., Bousquet J., Keech M. L., Busse W. W., Clark T. J., Pedersen S. E. The correlation between asthma control and health status: the GOAL study. The European Respiratory Journal 2007; 29:56–62.
21. The European Respiratory Society. The European Respiratory Journal (ERJ) – URL: http://www.erj.ersjournals.com (Дата обращения: 15.11.2014 г.)
22. QualityMetric Incorporated. Asthma control test – URL: http://www.asthma.com/resources/asthma-control-test.html (Дата обращения: 15.11.2014 г.)
Читать дальше