Введение Глава 1. Теоретическое обоснование использования образного мышления в младшем школьном возрасте 1.1 Образное мышление как психический познавательный процесс. 1.2 Особенности образного мышления младшего школьника. 1.3 Развитие образного мышления в младшем школьном возрасте. Глава 2. Использование образного мышления в начальном обучении математике 2.1 Образное мышление в обучении математики в начальной школе. 2.2 Примеры использования образного мышления на уроках математики в начальной школе Заключение Литература

Образное мышление и практика его использования на уроках математики в начальной школе

курсовая работа
30 страниц
71% уникальность
2015 год
67 просмотров
Максимова М.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование использования образного мышления в младшем школьном возрасте 1.1 Образное мышление как психический познавательный процесс. 1.2 Особенности образного мышления младшего школьника. 1.3 Развитие образного мышления в младшем школьном возрасте. Глава 2. Использование образного мышления в начальном обучении математике 2.1 Образное мышление в обучении математики в начальной школе. 2.2 Примеры использования образного мышления на уроках математики в начальной школе Заключение Литература
Читать дальше
В настоящее время в нашей стране, как и за последние годы, в системе образования происходит переоценка ценностей. Изменилось само отношение к ученику, его уважают как личность и принимают его свободу выбора. В школьных предметах на замену репродуктивным методам пришли методы, позволяющие активизировать учебную деятельность учеников, позволяя включать их в большую самостоятельность в приобретении знаний (открытые). Небольшие изменения произошли и в содержание школьного курса по математике. Учебники стали разрабатываться с учетом направленности обучения в классах, будь то гуманитарное направление, или классы с углубленным изучением математики, для обычных классов. Стоит отметить и дифференциацию обучения. Этот вопрос исследовали Гусева В.


Нужна курсовая на заказ недорого в Челябинске с гарантией? Поможет Work5.


.А., Смирнова И.М., Ткачева М.В. Но, к сожалению, в целом подход к изучению предмета не изменился. Во многих школах ученики инертны в самостоятельности, а в системе заданий и упражнений в учебных пособиях нет направленности на формирование творческих способностей. Психолого-педагогическая наука на современном этапе развития образования и системы обучения в целом, на первое место выдвигает проблему формирования и развития образного мышления учеников и применение его в процессе обучения конкретным учебным предметам. Это не является случайностью, выявлено, что младший школьный возраст является стартом для интенсивного и нравственного развития, происходит закладка фундамента физического, нравственного и психического здоровья. Многими исследованиями, которыми занимались А. Валлон, Л.А. Вагнер, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, А.Н. Выготский и др., выявлен наиболее сензитивный в отношении наглядно-образного мышления младший школьный возраст. Наглядно-образное мышление нужно развивать и корректировать. В связи с тем, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, проблема его развития является актуальной, если нет усвоения, то и нет основы для развития, и его созревание не может произойти в полной мере. Наиболее актуальна данная проблема в обучении математике. Математика является абстрактной наукой, в связи с тем, что абстрактное понятие, прежде чем оно появится у школьника, необходимо презентовать в живом восприятие. Неудовлетворительная разработка учебных комплексов обостряет сложившуюся ситуацию. В изучении материала доминирует формальный подход, ведущий акцент направлен на словесно-логический, часто пренебрегают наглядно-образным компонентом, не применяются и не выработаны способы объединения образности и знаково-символических средств, которые часто встречаются в математике. Недостаточно уделяется внимание применению наглядных средств и визуализации математического материала. Наглядный материал применяют односторонне, используя в качестве готового средства иллюстрации, не включая учащихся в активную деятельность. Практическая сторона учеников не развивается из-за отсутствия разработанности наглядно-образных заданий, которые позволяют освоить знания на содержательном материале. Учебный материал необходимо построить так, чтобы знания человека не были формальными и как следствие недейственными. Нужно чтоб знания не превратились в балласт. Данная работа нацелена на определение места образного мышления на уроках математики и какова практика его применения. Все выше нами сказанное определяет актуальность данной работы. Объект исследования: наглядно-образное мышление. Предмет исследования: особенности образного мышления на уроках математики в младшем школьном возрасте. Цель исследования: исследовать потенциал наглядно-образного мышления младшего школьника по математике. Задачи исследования: – раскрыть сущность наглядно-образного мышления; – определить значимость использования наглядно-образного мышления в обучении математике младших школьников. Основными методами исследования являются: – анализ психологической, психолого-педагогической литературы, дидактической литературы по математике. – логико-дидактический анализ учебников для начальной школы. – анализ деятельности учителя и детей по представленным в печати конспектам уроков.

Читать дальше
Из дидактики известно, что деятельность может быть продуктивной и репродуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как синтез и анализ, сравнение, классификация и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий. Ввод этих операций в процесс усвоения математического предмета гарантирует реализацию результативной деятельности, которая помогает в оказании положительного влияния на совершенствование всех психических процессов. Настоящее состояние современной начальной школы в нашей стране, основное место, по прежнему, занимает репродуктивная деятельность. На занятиях по двум основным учебным предметам – математика и язык - учащиеся почти все время решают учебно-тренировочные типичные задачи. Их цель состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно сворачивалась и, в конечном итоге, совсем пропала. С одной стороны - гнет деятельности по усвоению умений и знаний, который существовал, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического мышления. В связи с такой системой преподавания ученики привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в положениях, когда у задачи нет решения или, наоборот, есть не одно решение. Помимо этого, у детей появляется привычка решать задачи на основе уже заученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ. Обзор исследований, предназначенных теме развития образного мышления младших школьников, позволил выделить базовые особенности мышления детей этого возраста: мышление младшего школьника носит в основном конкретно-образный характер, его усовершенствование идет от наглядно-действенного к конкретно-образному и от него к понятийному. На основе данного вывода была сформулирована гипотеза о том, что именно эти качества мышления должны формировать логику построения метода развития логического мышления младшего школьника. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы продемонстрировал, что учителя и психологи считают, что логика мышления не свойственна людям от рождения. Они осваивает ее в течение жизни, в обучении. При недостатке специального педагогического ремесла может не только не происходить совершенствование логического мышления, но и просматривается его падение. Поэтому целеустремленная работа по становлению наглядно-образного (логического) мышления младших учеников необходима и должна быть специально построена. Чувствительным периодом для становления логического мышления подходит возраст в период до 12–14 лет, ввиду того, что психологи указывают, что в возрасте укладываются все основополагающие логические операции и в последующем значимых преобразований не наблюдается. Ввиду того, что огромная часть сензитивного периода доводится на начальные классы, было определено мнение о том, что специально-организованная педагогическая работа над становлением логического мышления в начальных классах надобна. Предъявляемый в исследовании обзор существующих сегодня пособий и систем, нацеленных на становление логического мышления младших учащихся, показал, что они не соответствуют основам личностно-ориентированного подхода к обучению, в связи с тем, что не берут во внимание наглядно-образный вид мышления младших учеников, включает много текстовой информации, нехорошо понимаемой детьми этого возраста. Также можно подметить, что преимущественная часть упражнений во всех рассмотренных системах является собой задания классификационного вида, где классификации проводятся по разным, причем, не только существенным признакам. Такая конструкция системы совершенствования логического мышления младших учащихся может, с одной стороны, вызвать негативные результаты в виде упадка процесса становления полноценного наглядно-образного мышления, к формированию вербализма и к формальному усвоению содержания обучения. А с другой стороны, перенасыщенность материала для работы с младшими школьниками упражнениями классификационного строя может привести к предпочтительному развитию так называемого комбинаторного мышления, что не является аналогом полноценного логического мышления. В дальнейшем оба этих результата, как правило, ведут к труднопреодолимым и некомпенсируемым искажениям процесса развития понятийного мышления созревающего человека. Из всего выше сказанного, можно заключить, что процесс совершенствования образного мышления младших учащихся педагогически регулируем, и при осуществлении этой регуляции на практике позволяет достичь высоких результатов.
Читать дальше
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2007. 2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии, Воронеж, 2005. - 392 с. 3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. 4. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 2003. 5. Абульханова-Славская, К.А. Личностные типы мышления / К.А. Абульханова-Славская /Когнитивная психология. -- М.: Наука, 2006. 6. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Наука, 1984. – 220с. 7. Блонский, П.П. Педология. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с. 8. Теплов, Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981 9. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 2004. 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1999. 11. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с. 12. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. 13. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 2002. - 96 с. 14. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л.С. Выготский. -- М.: Педагогика, 2008. 15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. - М.: Совершенство, 2007. - 208 с. 16. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 2007. 17. Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995. 18. Аргинская И.И. Математика: Методическое пособие к учебнику для четырехлетней начальной школы. М.: Центр общего развития, 2001. 19. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 80 с. 20. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. – 96 с. 21. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. – 112 с. 22. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2001. – 112 с. 23. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. – 112 с. 24. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. – 96 с. 25. Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в I –III классах: Пособие для учителя. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 2002. – 336с. 26. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1998.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Гиляровский и Суворин о трагедии на Ходынском поле
Количество страниц:
10
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image