В теории государства и права под иммунитетом принято понимать особое право лица или группы лиц, указанное в законе, являющееся разновидностью привилегий.
На наш взгляд, стоит согласиться с мнением С. Ю. Суменкова о том, что определение "иммунитет" настолько широко охватывает нормы права, что трактовать его стоит в зависимости от контекстуальной принадлежности к той или иной отрасли права.
Вместе с тем существуют такие виды иммунитетов, необходимость которых нельзя оспорить. К таковым можно отнести консульские и дипломатические иммунитеты, обеспечивающие безопасность служащим консульских и дипломатических учреждений, отвечающие требованиям национальной безопасности, политическим и экономическим интересам государства.
Таким образом, большинство ученых говорят об иммунитетах как об исключениях из принципа равенства перед законом, которые имеют определенный круг лиц и привилегий в различных отраслях права.
Во-первых, правовой иммунитет можно отделить от льгот и привилегий по такому признаку, как социальное назначение и цель предоставления. Основное назначение льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, состоит в выравнивании и определенном сглаживании их фактического положения, в создании более благоприятных условий для нормального развития тех из граждан, которые особенно нуждаются в этом.
В отличие от льгот, основной целью правового иммунитета является обеспечение выполнения соответствующими субъектами особо важных международных, государственных, общественных функций, служебных официальных обязанностей. Данный признак сближает правовые иммунитеты с привилегиями, которые, как отмечают в литературе, «в основном сориентированы на политическую элиту, на властные и должностные лица».
Во-вторых, признаком, который характеризирует правовые иммунитеты, является круг лиц, на которых распространяется иммунитет. Иммунитеты предусматриваются исключительными нормами, распространяются только на тех лиц, которые прямо предусмотрены нормами международного права, Конституцией и законами, и только в том объеме и тех пределах, в которых они определены в международных или внутригосударственных законодательных актах.
Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.
1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.
2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула "представляет собой совокупность особых правовых преимуществ".
3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.
5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории.
Иммунитеты установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно - процессуального и гражданско - процессуального права. На наш взгляд, наибольший интерес должна вызывать суть действия иммунитета в административном и уголовно - процессуальном законодательстве. Такой интерес обусловлен прежде всего широким спектром применения, а также тем, что и для административного, и для уголовного судопроизводства характерны достаточно жесткие санкции при наступлении ответственности и влекущие ограничение прав и свобод личности некоторые процессуальные обязанности. Поэтому наличие здесь особой "касты неприкасаемых" воспринимается большинством населения как наибольшее отступление от принципа равенства граждан перед законом и судом, закрепленного в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и в ст. 4 Уголовного кодекса РФ.